Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (744) | 10 марта 2020г.
 

Соло Шинкевича

МРУ Росприроднадзора озаботилось воздействием СКС на окружающую среду

Егор Кошеров

3 марта Арбитражный суд Самарской обл. приостановил производство по требованию ООО «Самарские коммунальные системы» (СКС) о признании незаконным предписания Межрегионального управления (МРУ) Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской обл. И.о. руководителя МРУ Дмитрий ШИНКЕВИЧ (на фото) едва ли не единственный, кто проявляет принципиальность, понуждая СКС платить за негативное воздействие на окружающую среду. Дальнейшая затяжка с компенсацией за сброс загрязняющих веществ в водные объекты угрожает СКС не только штрафами.

Предписанием МРУ Росприроднадзора от 13 декабря 2019 г. №78 на СКС возложена обязанность по постановке подземных водозаборов (скважин) на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Перечень скважин, их расположение и производительность должны быть раскрыты МРУ в ближайшее время.

Требования МРУ, по всей видимости, обусловлены загрязнением водных объектов в процессе эксплуатации и обслуживания СКС своих скважин. За сброс загрязняющих веществ в воду законодательством РФ установлена плата. Однако субъекты рынка нередко уклоняются от ее внесения в государственную казну, полагая, что вправе безвозмездно причинять вред природе.

СКС под руководством главного управляющего директора (ГУД) Владимира Бирюкова обозначило свое намерение не платить. 31 января 2020 г. компания Бирюкова обратилась в Арбитражный суд Самарской обл. с требованием о признании незаконным предписания МРУ Росприроднадзора №78 (дело №А55-2252/2020).

Предварительное судебное заседание по этому делу состоялось 3 марта. Представитель СКС заявил ходатайство о приостановлении производства до вступления в законную силу судебного акта по делу №А55-34342/2019. Предметом разбирательства по делу №А55-34342/2019 является схожее предписание МРУ Росприроднадзора, но с другой датой.

Документ за №70 был выпущен 27 сентября 2019 г. Он возлагал на СКС обязанность по постановке на государственный учет в качестве негативно влияющих на окружающую среду, похоже, каких-то других скважин. Оспаривать предписание МРУ №70 СКС направилось 30 октября 2019 г. Рассмотрение дела до сих пор не завершено: третьим лицом привлечен федеральный Росприроднадзор, 16 марта должно быть рассмотрено ходатайство СКС о назначении судебной экспертизы. Кроме того, от СКС требуется представить технические документы на скважины.

Суд удовлетворил просьбу СКС о приостановке дела №А55-2252/2020, сочтя, что это необходимо для устранения конкуренции между судебными актами по делам «с пересекающимся предметом доказывания». Во избежание принятия «противоречивых судебных актов» сначала будет разрешен спор по предписанию МРУ №70.

Пока СКС будет доказывать, что не загрязняет воду, эксплуатируя подземные водозаборы, сроки исполнения обоих предписаний должны подойти к концу. Если и.о. руководителя МРУ Дмитрий Шинкевич окажется настойчивым в желании заставить СКС заплатить, на его стороне КоАП РФ. При определенных условиях действия СКС со скважинами могут быть квалифицированы, к примеру, по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ. Санкция данной статьи за нарушение правил водопользования при заборе воды юридическими лицами — штраф от 80 до 100 тыс. р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.

Неисполнение предписаний МРУ как способ затянуть с компенсацией за сброс загрязняющих веществ можно квалифицировать и по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ. Санкция данной статьи для юридических лиц — штраф от 50 до 100 тыс. р. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут. В последнем случае МРУ Росприроднадзора, скорее всего, понадобится помощь Средне-Поволжского управления (СПУ) Ростехнадзора. Нелишне вспомнить, что руководитель СПУ Ростехнадзора Ирина Панфилова заняла этот пост в июне 2019 г. -месяце заключения с СКС концессионного соглашения в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения г. Самары. Ранее Панфилова вела подготовку документов о концессии (см. «Хронограф» № 34 (727) от 21.10.19).

По сути, Дмитрий Шинкевич сегодня едва ли не единственный из представителей надзорных органов, кто сохраняет способность быть объективным и принципиальным по отношению к тому, что демонстрирует СКС. Остается пожелать Шинкевичу не брать за образец поведение его коллеги — руководителя Управления Роспотребнадзора по Самарской обл. Светланы Архиповой. С разрешения Архиповой СКС как минимум до лета 2020 г. подает потребителям воду повышенной цветности, т.е. ухудшенного качества.

За советом, как не попасть под влияние СКС, и. о. руководителя МРУ всегда может обратиться к своему отцу – Михаилу Шинкевичу. Шинкевич-старший с августа 2009 г. по декабрь 2018 г. являлся заместителем руководителя департамента охоты и рыболовства Самарской обл. — руководителем управления охраны животного мира. В настоящий момент Михаил Шинкевич состоит в общественной организации охотников и рыболовов «Степь» Кинельского р-на Самарской обл. 30 декабря 2019 г. он выступил одним из соучредителей новообразованной ассоциации «Союз природо-пользователей» с ИНН 6350027708.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.