Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (737) | 20 января 2020г.
 

Эффективнее и экономичнее

На МП ТП АТП-3 реализуется нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости»

Борис Кротов

С 1 января 2020 г. в Тольятти появились три дополнительных маршрута общественного транспорта. Один из них — троллейбусный, еще два на себя взяло МП ТП АТП-3. Развитие пассажирских маршрутов повторяет логику развития городских территорий там, где возникнет запрос на появление муниципального транспорта. Но развитие нужно не только маршрутной сети, но и самим муниципальным перевозчикам. Толчком для изменений призваны стать мероприятия нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». На ПМ ТП АТП-3 они реализуются с 31 октября 2019 г.

Пассажиру должно быть удобно

Новый автобусный маршрут №8 «Стадион Торпедо — ОП «Ул. Л. Яшина» — ОП «Стадион «Торпедо» пройдет по ул. Полякова, ул. Ворошилова и вдоль детских садов по ул. Жукова. Маршрут №17 -«ОП «Ул. Баныкина» — технопарк «Жигулевская долина». В его схему попадают ул. Льва Толстого, ул. Полякова, 17-й, 17а, 21-й кварталы и детский технопарк «Кванториум». Оптимизировать старые маршруты с учетом потребностей горожан и разрабатывать новые в тех точках, где наличие муниципального автобуса удовлетворит спрос, — такая задача поставлена и самим транспортникам, и исполнительным органам. Устойчивый запрос (выражающийся в росте пассажиропотока) на транспортные услуги «от муниципалитета» очевиден. От автобуса пассажиры ждут стабильного графика хождения, чистого салона и удобства для маломобильных пассажиров.

У подобного набора «качественных характеристик» есть своя цена. Сейчас она составляет 41 р. за перевозку одного пассажира. Сам пассажир при этом оплачивает только 28 р. (если едет за наличные). Разницу между сборами за проезд и фактическими затратами на выполнение транспортной работы приходится субсидировать из бюджета. К примеру, на 2020 г. в бюджете Тольятти на эти цели заложено около 200 млн р. На деле эта цифра означает одно: уровень бюджетной поддержки транспортных предприятий в большую сторону не изменится.

Сумма поддержки муниципальных транспортных предприятий сокращается год от года. К примеру, в 2011 г. бюджет г.о. Тольятти запланировал субсидий МП ТПАТП-3 на 135,1 млн р. (отметим, в посткризисный период). Последующие три года уровень держался в целом аналогичным. В 2014 г. предприятие получило уже 147 млн р., а дальше начался спад муниципального субсидирования. В 2015 г. сумма бюджетных ассигнований Тольятти составила 128 млн р. Еще меньшую сумму АТП-3 получило в 2016 г. — только 80 млн р. Далее сумма субсидий стабилизировалась вокруг цифры в 80 млн р.

Внутренние резервы

Задача муниципальным транспортникам поставлена не банальная. Они не имеют возможности существенно поднять тариф — он регулируемый. Оптимизацией расходной части МП ТП АТП-3 занимается с 2013 г. и уже сократило все, что только можно.

Коллектив МП ТП АТП-3 включился в нацпроект «Повышение производительности труда».
Коллектив МП ТП АТП-3 включился в нацпроект «Повышение производительности труда».

Бюджет, как было сказано выше, профинансировать развитие автотранспортного предприятия не может. Следовательно, остается искать только дополнительные внутренние резервы, чтобы обеспечить развитие самого предприятия и оказание услуг со стабильным качеством.

Поиск подобных скрытых резервов в МП ТП АТП-3 решили начать совместно с экспертами «Национального центра компетенций» (НЦК), который является оператором национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» в части адресной поддержки предприятий. В нацпроекте по повышению производительности труда могут участвовать компании, отвечающие следующим критериям: принадлежность к пяти базовым несырьевым отраслям (обрабатывающее производство, сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство), объем годовой выручки от 400 млн р. до 30 млрд р., доля иностранного капитала — не более 25%. Для таких участников организуются обучающие мероприятия по повышению производительности труда, причем эксперты НЦК работают с каждым участником проекта индивидуально, с выездом на предприятие и оценкой дел «на месте». Прямого вмешательства в деятельность предприятия нет, есть лишь методическая и консультационная работа.

На МП ТП АТП-3 создана команда из 10 чел. под руководством главного инженера Александра Кулика. Задача этой команды -обучиться под руководством экспертов НЦК принципам бережливого производства и на протяжении полугода реализовать проект по их внедрению на одном из участков работы. Задача перед командой при этом ставится глобальная — после завершения конкретного проекта под руководством НЦК заняться другими участками работ, но уже самостоятельно. Кроме того, этой же обученной команде предстоит обучить коллектив целиком. Мероприятия нацпроекта стартовали на МП ТП АТП-3 31 октября.

- Мы стали 40-й по счету организацией, которая приняла участие в нацпроекте, практически пионерами. Ожидания у коллектива были разными — от любопытства до скепсиса. У скептиков был вопрос: чему новому можно научить транспортников, которые иногда целыми династиями работают у нас? Сейчас, после того как мы одолели половину пути, могу сказать точно: совершенству нет предела. С экспертами из НЦК мы буквально посекундно разобрали процесс технического обслуживания ТО-2. Этот участок работ используется, чтобы держать подвижной состав в полностью исправном состоянии. И поняли, как оптимизировать многие операции так, чтобы внутренние ресурсы предприятия — а именно человеко-часы -расходовались наиболее целесообразно. Далее нам предстоит так же скрупулезно проанализировать и другие участки работ, — считает директор МП ТП АТП-3 Александр Абрамов.

Что касается рационального использования трудовых ресурсов, то здесь мелочей не бывает. К примеру, на МП ТП АТП-3 уже убедились, что оптимизация, даже в точечных моментах, способна дать экономию на сотни тысяч рублей. В масштабах бюджета предприятия, казалось бы, не такая большая сумма. Но это если смотреть только одну из операций. А если вдумчиво переработать весь производственный процесс, то экономия может составлять десятки миллионов рублей. Их можно направить на развитие предприятия, увеличение заработной платы.

- Конечная цель нашей работы по внедрению «бережливого производства» — это снижение себестоимости транспортных услуг и повышение заработной платы коллектива. За счет рационального подхода к работе люди могут работать эффективнее, выполнять большее количество работ и операций, осваивать новые виды работ и, как следствие, получать большую зарплату. Какие-то работы могут проводиться для сторонних организаций — уже в качестве источника дополнительных доходов. Почему бы и нет? Но самое главное, мы увидели живой интерес коллектива, их предложения по повышению производительности труда, — говорит заместитель директора по эксплуатации МП ТП АТП-3 Евгений Матвеев.

Бонусы от нацпроекта

Но помимо текущих расходов предприятия на себестоимость поездки влияет состояние подвижного состава. Логика проста: чем больший ресурс выработал автобус, тем чаще и дороже его приходится ремонтировать. МП ТП АТП-3 эксплуатирует 300 автобусов. 80 из них требуют замены, но благодаря усилиям коллектива все еще на ходу. Последнее крупное поступление — 60 единиц техники на газомоторном топливе — было в 2016 г. За это время она показала свою экономичность и экологичность, но эксплуатационные затраты невесомыми для бюджета предприятия не назовешь. Тем не менее возможности дальнейшего пополнения городского автобусного парка прорабатываются. Тем более что даже самые новые автобусы АТП-3 выпущены в 2015 г. и сейчас им уже 4 года.

Дополнительные финансовые инструменты, которыми теоретически могут воспользоваться в Тольятти, появятся после успешного завершения обучения специалистов МП ТП АТП-3 в рамках нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости». Например, Фонд развития промышленности может выдать заем до 300 млн р. на срок до пяти лет под 1% годовых. Обязательным условием получения этого займа является заключение экспертов ФЦК о создании на предприятии новой производственной системы и использовании внутренних резервов в достаточной мере.