Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (735) | 16 декабря 2019г.
 

Хропова «вывели» тихо

Мировой суд чистят от клана Сазонова

ИА «Центр-Инфо»

3 декабря с официального информационного портала службы мировых судей Самарской обл. была удалена информация о Константине ХРО-ПОВЕ (на фото) как о руководителе ведомства. Он возглавлял службу с момента ее создания. О причинах ухода относительно молодого Хропова официальные источники предпочитают молчать. Видимо, официальная версия забуксовала. Константина Хропова причисляют к людям, близким т.н. клану председателя Самарской губернской думы (2001-2018 гг.) Виктора САЗОНОВА, ушедшего из жизни 20 сентября 2018 г. Хропов стал очередной фигурой, которую сумели выбить из политико-административной матрицы Самарской обл.

Входит и выходит

27 ноября была обнародована информация о том, что губернатор Самарской обл. Дмитрий Азаров подписал распоряжение об отставке Константина Хропова по собственному нию. Константин Хропов родился в 1980 г. в г. Ульяновске. Имеет два высших образования: в 2004 г. окончил Самарский государственный университет со специальностью «юриспруденция» с присвоением квалификации «юрист»; в 2007 г. -Самарский государственный экономический университет со специальностью «бухгалтерский учет, анализ и аудит» с присвоением квалификации «экономист». Еще студентом до апреля 2002 г. Хропов получил возможность попрактиковаться в Самарской губернской думе (СГД). Председателем СГД уже был Виктор Сазонов.

В СГД в 2001 г. Сазонов пришел в звании генерал-майора главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции РФ по Самарской обл. На тот период Сазонов был одним из самых видных деятелей Самарской обл., прошедших систему Минюста времен СССР.

С приходом в декабре 2001 г. в первый раз в СГД 54-летний генерал Сазонов, судя по всему, задумался об укреплении позиций. Причем не только своих, но и тех, кто видел в нем т.н. «каменную стену». В основной массе это были комсомольцы 70-х гг. XX в., начавшие карьеру в системе учреждений Минюста СССР, так же как и Виктор Сазонов.

В 2002 г. Виктор Сазонов объявил о своем решении вступить в созданную годом ранее партию «Единая Россия» (ЕР). Ход с его стороны был явно неожиданным для подавляющего большинства лидеров самарских элит. Где это было видано, чтобы глава регионального законодательного собрания вдруг осмеливался вступить в партию, которая по факту своего создания должна была стать оппозицией политическим взглядам на тот момент главам субъектов федерации? Тем более с учетом ментальности человека с генеральскими погонами. Кроме того, к 2002 г. губернатор Самарской обл. (1991-2007 гг.) Константин Титов начал активно зондировать возможности такой международной политической силы, как социал-демократия. Он даже стал главой СДПР (всей России. – Прим. ред.).

С позиции сегодняшнего дня можно сказать, что это была игра. Просто два руководителя самых важных органов власти региона решили протестировать политическое поле. Какая партия пошла бы в рост, туда бы они и вписались. Дело пошло за ЕР. В итоге даже традиционный либерал 90-х Титов в 2006 г. публично оказался в ЕР. Друг по комсомолу Сазонов ждал его там с распростертыми объятиями. Иначе и быть не могло, ведь именно по протекции губернатора Титова генерал-майора юстиции Сазонова сначала в декабре 2001 г. избрали в СГД, а затем его выбрали председателем. В итоге Сазонов сумел обеспечить в этом статусе Титову массу преимуществ.

Одним из таких эпизодов можно назвать ярое противостояние спикера СГД Сазонова в период 2002-2004 гг. любым поползновениям на власть губернатора Титова со стороны т.н. депутатской группы в СГД «Народовластие». Негласным лидером этой группы считался мэр г.о. Самара (1997-2006 гг.), депутат СГД того периода Георгий Лиманский. При списочном составе СГД 25 депутатов группа Лиманского насчитывала 8 чел., иногда 9. Была масса колеблющихся при принятии отдельных вопросов. Тем более что реальных фракций в СГД в то время еще не было.

Парадокс в том, что Лиманский скорее был соратником, а не противником Титова. Однако стремление мэра Самары к наращиванию своего могущества вынудило губернатора не только противостоять амбициозному градоначальнику, но и искать себе новых партнеров в этом противостоянии. (По аналогичным сценариям сегодня развивается глобальный конфликт США-КНР.)

Основатель клана

Сазонов не был простаком, как пытались малевать его недруги. В сложнейший для Самарской обл. 2001 г. он оказался в роли живого балансира, уравновешивающего борьбу сил стремительно набиравших обороты региональных элит. Здесь уже даже сам Титов оказался вынужден в отдельных случаях цепляться за края жесткого кителя генерал-спикера Сазонова.

Здесь следует понимать, как рождались российские кланы. Когда министерство юстиции представляло собой единую колоссальную систему, куда входили достаточно разношерстные структуры, вся клановая кухня находилась внутри. В таких системах кланы носят локальный характер, и межклановая борьба не выходит за рамки корпорации. (Примером может служить такой гигант, как ОАО «АВТОВАЗ» 90-х гг. прошлого века.) Когда корпорация начинает дробиться, то бывшие коллеги начинают вспоминать старую дружбу, которой по факту могло и не быть. Тем не менее работа вне корпоративного поля требует консолидации бывших сослуживцев для обеспечения сначала собственной, а потом уже клановой жизнеспособности. Консолидирующими фигурами в таких неформальных объединениях становятся те, кто может мыслить, а главное, действовать стратегически. Сегодня можно с уверенностью говорить, что в начале XXI в. Сазонов оказался одним из сильнейших региональных политиков.

Это позволило Сазонову постепенно усиливать свое влияние. Благо подруги-комсомолки в тот период тоже были при высоких должностях (кто в регпалате, кто в судебной системе и т.д.). В марте 2007 г. это даже помогло Сазонову выиграть противостояние с Василием Яниным. Набравшие к тому моменту невиданный финансово-административный вес Группа «СОК» и холдинг «Волгабурмаш» двинули Янина в авангард борьбы против Сазонова за пост спикера СГД.

Одним из подразделений клана Сазонова можно считать созданную практически под его негласным кураторством систему мировых судов на территории Самарской обл.

Везунчик Хропов

В 2002 г. Константин Хропов оказался в нужном месте в нужное время. Надо быть глубоко наивным человеком, чтобы поверить, что Хропов оказался гением случая. Даже наиболее отвязанные государственники, достигшие уровня генерал-майора, могут делать что угодно, но только не ставку на удачу, когда речь идет об их дальнейшем существовании и наращивании могущества.

Из СГД Константин Хропов в относительно юном 22-летнем возрасте перешел на службу в управление судебного департамента Самарской обл. (УСД, Департамент). С апреля 2002 г. по сентябрь 2006 г. служил в отделе по работе с мировыми судьями УСД на должностях: администратора мировых судей, главного специалиста. С сентября 2006 г. по июнь 2011 г. занимал должность начальника отдела материально-технического обеспечения и договорной работы службы мировых судей Самарской обл. при УСД. Постановлением правительства Самарской обл. от 27 мая 2011 г. №257 «О службе мировых судей Самарской обл.» была образована обособленная служба мировых судей. 3 июня 2011 г. Константин Хропов стал ее руководителем. Причем первым.

На момент появления Константина Хропова в УСД ведомством руководила Лидия Вербицкая. Департамент она возглавила в 1998 г. Вся ее карьера, как и у Виктора Сазонова, тесно связана с Минюстом. В 1988 г. Вербицкая была утверждена в должности заместителя начальника отдела юстиции Куйбышевского облисполкома. Именно на этой работе она получила возможность близко сойтись с теми, кто потом будет руководить областью во времена губернаторства Константина Титова.

В 1993 г. Вербицкую избрали первым президентом нотариальной палаты Самарской обл., которая также входила в юрисдикцию минюста. Еще в те далекие годы Вербицкая хорошо знала Виктора Сазонова, о чем не раз говорила в своих интервью. Вполне возможно, что именно поддержка Вербицкой позволила Хропову продвигаться по карьерной лестнице.

На данный момент Константин Хропов имеет классный чин — действительный государственный советник Самарской обл. 3-го класса. Не обделен он и наградами — в 2005 г. награжден благодарностью губернатора Самарской обл., в 2008 г. — дипломом СГД, в 2010 г. — почетной грамотой губернатора Самарской обл.

Сазонов, не будучи креатурой ни одной из влиятельнейших ФПГ Самарской обл., умел действовать мудро. Словно в ответ тихо и незаметно негласная сила Минюста позволяла ему наращивать мощь своего клана. В итоге, выражаясь фигурально, Виктор Сазонов сумел пережить все титульные ФПГ 2000-х.

Например, нынешнего омбудсмена Ольгу Гальцову всегда считали ярким представителем клана Сазонова или Минюста. В ответе Областному аналитическому еженедельнику «Хронограф» Гальцова косвенно дала понять, что в этом нет ничего пустого: «Как руководитель ГУИН (Главное управление исполнения наказаний. – Прим. ред.) России по Самарской обл. Виктор Федорович Сазонов по долгу службы взаимодействовал с отделом юстиции администрации Самарской обл., в котором я работала в должности заместителя руководителя с 1993 г... В 2001 г. Виктор Федорович решил баллотироваться в депутаты Самарской губернской думы, я принимала участие в его избирательной кампании».

В 1998 г. Гальцова возглавила областную регистрационную палату, которая также относилась к Минюсту (см. «Хронограф» №9 (702) от 18.03.19). Ее сын Максим Гальцов, занимающий должность заместителя руководителя управления Росреестра по Самарской обл., примерно ровесник Константина Хропова.

На этом фоне интерес людей клана Сазонова к сбережению Константина Хропова вполне объясним. Ведь уже не одну влиятельную фигуру из клана Сазонова успели выбить. Чего только стоит показательный арест 26 июля 2018 г. его сына — полковника полиции Дмитрия Сазонова. Опять же это оказалось реальным только после резкого ухудшения состояния здоровья самого Виктора Сазонова.

После смерти основателя клана и столь активной атаки на его основные фланги осколки былого могущества, словно персонажи серии 2017 г. блокбастера «Звездные войны: Последние джедаи», вынуждены прятаться по удаленным нишам и сохранять носителей своих идей на возрождение. Хропов вполне подходит под это определение. Наверное, по этой причине он без шума был выведен со столь влиятельной должности, как начальник службы мировых судей Самарской обл.

Справка:

Финансирование деятельности службы мировых судей Самарской обл. осуществляется за счет средств облбюджета, который утверждается СГД. В задачи службы мировых приставов входит подготовка для губернатора Самарской обл. заключения для представления в СГД письменного мнения о кандидатах на должность мирового судьи Самарской обл. Именно СГД утверждает кандидатуры мировых судей. Как известно, мировой судья — это ступень к статусу федерального судьи. Численный штат службы мировых судей Самарской обл. — 513 чел. Учитывая, что после смерти Виктора Сазонова его клан фактически прекращает существование, уход Константина Хропова с занимаемой должности выглядит вполне логичным.