Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (125) | 27 февраля 2006г.
 

Бизнес вместо политики

АВТОВАЗ и СОК расширяют переговорный процесс

Павел Андреев

Как сообщила на своем сайте компания ФИНАМ, Группа «СОК» ведет переговоры с ОАО «АВТОВАЗ» о поставке комплектующих для новых моделей. Примечательно, что аналитики инвестиционной компании «Велес Капитал» положительно оценили эту новость. Если учесть, что взаимоотношения между ВАЗом и СОКом в последнее время были почвой для газетных спекуляций, в данном случае речь уже идет о положительной оценке конструктивного подхода нового руководства автогиганта к своему бизнесу.

Информация о переговорах Группы «СОК» и ОАО «АВТОВАЗ» появилась на сайте ФИНАМ в начале прошлой недели. Речь шла о переговорах по поводу поставки комплектующих предприятиями СОКа для новых моделей ВАЗа, в частности, для LADA-PRIORA.

В то же время СОК продолжает в рамках заявленных раньше планов освоение производственной номенклатуры для моделей LADA-1118, LADA-2114, LADA-2115. Фактически всю традиционную номенклатуру, выпускаемую на своих предприятиях, СОК готов поставлять и для новых моделей.

Как стало известно «Хронографу», уже в середине марта на заводе «Автосвет» (Владимирская обл.) состоится официальное открытие производственной линии по выпуску блок-фар для LADA-KALINA. Это результат сотрудничества Группы «СОК» с ведущим немецким производителем светотехники Hella.

При этом СОК продолжает активно сотрудничать в области производства автокомпонентов и с другими зарубежными партнерами — Delfi, Halla Climat Control и т.д. В первую очередь это касается тех случаев, когда не хватает технологического уровня или объемы производства недостаточно высоки. Речь идет о закупке новых технологий.

Ярким примером является уже упомянутое сотрудничество с фирмой Hella. Несколько десятков проектов находятся на стадии проработки. Успешным международным контактам СОКа способствует активная работа по сертификации его предприятии в соответствии с международным стандартом менеджмента качества ISO 16949:2002.

Международное сотрудничество СОКа может сослужить ему отличную службу и в свете готовящегося в правительстве РФ расширения действия 166-го постановления, принятого в прошлом году. Планируется, что льготы на ввоз импортных комплектующих получат все предприятия российского автопрома. С одной стороны, за счет снижения таможенных пошлин АВТОВАЗ сможет расширить свои возможности по поиску альтернативных иностранных поставщиков деталей и узлов, поставляемых на конвейер. Но этот вопрос решается далеко не так просто, как может показаться с первого взгляда.

Снижение пошлин на 7-10% не влечет за собой потери конкурентоспособности отечественных производителей. Разница в цене комплектующих отечественного и импортного производства гораздо выше.

И дело не только в цене. Иностранные производители комплектующих не желают нести рисков российского автопрома, поэтому выдвигают условия предоплаты как инвестиций по подготовке производства, так и каждой партии товарной продукции. В то время как российские предприятия работают на условиях отсрочки платежей и самостоятельных инвестиций в подготовку производства.

Не меньшее значение имеет и транспортная составляющая. Оптимальное транспортное плечо при конвейерных поставках составляет не более 200 км. Это же условие необходимо для обеспечения необходимого уровня взаимодействия с поставщиками, организации системы поставок «точно в срок», так называемой just in time.

Одним из основных плюсов станет то, что при снижении цены на импортные материалы и комплектующие за счет снижения пошлин неизбежно снизится себестоимость соковской продукции. Дело в том, что при производстве автокомпонентов используются комплектующие и материалы иностранного производства. В частности, 12-процентная импортная составляющая себестоимости автомобилей ВАЗ в основном складывается из стоимости материалов и комплектующих, которые используют в своем производстве именно российские производители автокомпонентов, а не сам автогигант.

Таким образом, при распространении понятия «промышленная сборка» на российские предприятия ценовая конкурентоспособность отечественного автомобиля повысится. Это произойдет за счет снижения уровня таможенных платежей по всей цепочке создания стоимости от поставщика материалов до конечной сборки. В то же время это не может оказать сколько-нибудь значимого влияния на сам состав этой цепочки.

Видимо, поэтому на смену политическим аспектам во взаимоотношениях автогиганта и СОКа приходят бизнес-интересы. Скорее всего, этот вывод сделали и биржевые аналитики.

Аналитики ИК «Велес Капитал» заявляют, что если переговоры АВТОВАЗа и СОКа пройдут успешно и условия перспективных договоров устроят обе стороны, это будет означать переход взаимоотношений автозавода и его главного поставщика комплектующих на качественно новый уровень. Основным условием заключения контракта в этом случае станет экономическая целесообразность.