Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (713) | 17 июня 2019г.
 

Зона особого внимания

Реформа по обращению с ТКО под пристальным контролем депутатов

Алиса Кирсанова

11 июня в Самарской губернской думе (СГД) на заседании общественной комиссии по вопросам охраны окружающей среды обсудили исполнение поручений губернатора Самарской обл. Дмитрия АЗАРОВА. Поручения были сформированы по итогам реализации реформы обращения с ТКО за 4 мес. 2019г. Однако ряд установок главы региона, как и запросы депутатского корпуса, пока не получили должного внимания со стороны министерства энергетики и ЖКХ, а также регоператора по обращению с ТКО. Недостаточный уровень информирования отражается соответствующим образом на доверии граждан к реформе. Платежи населения за сбор мусора не превышают 50%. Без доверия граждан трудно рассчитывать на интенсивные преобразования сферы обращения с ТКО, предусмотренные Национальным проектом «Экология».

Прогнозы сбываются

11 июля комитет СГД по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды провел заседание общественной комиссии по вопросам охраны окружающей среды. Заседание было организовано с целью мониторинга деятельности министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. и регионального оператора по обращению с ТКО (регоператор) ООО «ЭкоСтройРесурс» по вопросам реализации реформы отрасли рециклинга отходов. Основными спикерами заседания были министр энергетики и ЖКХ Самарской обл. Сергей Марков, директор ООО «ЭкоСтройРесурс» Михаил Захаров, врио руководителя департамента ценового и тарифного регулирования Самарской обл. Алена Гаршина.

Следует понимать, что членами общественной комиссии являются профессионалы, чья многолетняя деятельность неразрывно связана с отраслью обращения с отходами. В комиссию входят: исполнительный директор СРО НП «Поволжский экологический союз операторов по обращению с отходами» Владимир Довбьпп, руководитель комитета по вопросам экологии и природопользования ТИП Самарской обл. Алексей Титов, директор ГУП «Экология» Константин Ряднов, самарский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Максим Головин, представители муниципалитетов и депутаты. Преобразования в отрасли обращения с ТКО всегда занимали особое место в деятельности общественной комиссии. Именно ее участники еще осенью 2018г. озвучивали, что ряд базовых параметров, заложенных разработчиками в Территориальной схеме по обращению с отходами Самарской обл. (Терсхема), существенно отличаются от реальности (см. «Хронограф» № 32 (684) от 22.10.2018г). В связи с чем неоднократно пытались инициировать процесс по пересмотру отдельных данных Терсхемы силами разработчиков. Стоит понимать, что в прошлом году контракт по корректировке Терсхемы бюджету Самарской обл. обошелся около 13 млн р..

Однако сегодня всему региону приходится участвовать в адаптации основополагающего документа сферы обращения ТКО к реалиям. «Данной работе стоит уделить особое внимание, т.к. Российский экологический оператор уже обозначил необходимость создания единой федеральной схемы по обращению с ТКО, и будет неправильно, чтобы наш регион в российскую схему попал с некачественными параметрами. Это может отразиться и на перспективах получения Самарской обл. государственной поддержки на создание современной системы обращения с отходами», -пояснил председатель общественной комиссии по вопросам охраны окружающей среды, заместитель председателя комитета по ЖКХ, ТЭК и охране окружающей среды Денис Волков.

Вопросы к отчету

Представители муниципальных образований, профессионального сообщества и депутаты СГД озвучили специалистам обширный набор вопросов и проблем, которые сегодня стоят перед регионом на пути реализации задач, обозначенных реформой по обращению с ТКО. Особый акцент был сделан на то, что даже региональный депутатский корпус не получает достаточный объем информации, необходимой для разъяснительной работы с гражданами. Существующие же данные о деятельности регоператора позволяют делать выводы далеко не в пользу реформы. Так, депутаты обратили внимание, что есть ряд нестыковок в отчете регоператора за I кв. 2019 г. В отчете отражено, что за четверть года было собрано 207 тыс. т отходов. Эти данные позволяют рассчитать, что годовой объем сбора отходов может составить 829 тыс. т, или 5,530 млн куб. м ТКО. При этом, согласно утвержденной Терсхеме, годовое количество отходов, образующихся на территории региона, должно составлять 11,9 млн куб. м, или 1,786 млн т. В итоге фактическое количество ТКО в Самарской обл. может составить лишь 46% от заявленных объемов. Нестыковки могут свидетельствовать и о неактуальности норматива образования отходов для населения. В ходе заседания общественной комиссии были представлены расчеты, что норматив для населения, исходя из данных регоператора за I кв., может находиться на уровне 1,38 куб. м в год, в то время как действующий норматив равен 2,35 куб. м в год.

Отчетность регоператора по объемам вывезенных ТКО, дифференцированная по муниципальным образованиям, также нуждается в развернутом пояснении. В противном случае она может свидетельствовать о том, что на отдельных территориях вывоз либо слабо налажен, либо плановые параметры образования мусора далеки от реальности. Территорий с существенными отклонениями от объемов образования, указанных в Терсхеме, немало. По итогам I кв. в Жигулевске было вывезено 30% от планового объема, в Похвистневском р-не -16%, в Сергиевском р-не — 27%, в г. Отрадном — 38%. В регионе есть и населенные пункты, куда реформа ТКО до сих пор не дошла. В Самарской обл. около 100 тыс. жителей не охвачены услугой по сбору и вывозу ТКО. Сергей Марков пояснил: «У нас, к сожалению, есть муниципальные районы и деревни, где нет сбора мусора, нет контейнерных площадок и дорог к ним. Там люди вынуждены на конных повозках довозить ТКО до машин». В итоге специалисты общественной комиссии отметили, что начало реформы показало серьезные отклонения реальности от базовых параметров функционирования отрасли, заложенных в Терсхеме. Между тем именно они стали основой для организации деятельности регоператора.

Цена доверия

Особое внимание было уделено реализации поручений губернатора по итогам расширенного совещания по обращению с ТКО, состоявшегося 6 мая. В частности, по итогам совещания регоператору было поручено до 20 мая 2019 г. предоставить министерству энергетики и ЖКХ и органам местного самоуправления доступ к автоматизированной системе ГЛОНАСС, осуществляющей контроль передвижения транспортных средств перевозчиков ТКО. Такой доступ должен был обеспечить территориям возможность мониторить график вывоза отходов, а также уровень охвата услугой регоператора.

Исполнение данного поручения пока находится в работе. В то же время Михаил Захаров заверил, что к системе ГЛОНАСС подключены все перевозчики и техническая возможность предоставить к ней доступ существует. «Сегодня на фоне роста общественного внимания к реформе по обращению с отходами просто необходимо обеспечивать максимальную прозрачность деятельности регоператора и давать развернутые пояснения общественности по всем нюансам его работы. Муниципалитеты активно участвуют в данном процессе, но без возможности получать информацию о деятельности регоператора в режиме онлайн данная работа затруднена», — отмечает руководитель департамента городского хозяйства администрации г. Тольятти Вадим Ерин.

В ходе заседания общественной комиссии депутат СГД Михаил Матвеев заявил, что информация Терсхемы и тарифного дела регоператора позволяет сделать предположения о том, что предусмотренные параметры транспортирования отходов существенно отклоняются от реальных расстояний, а по отдельным муниципальным образованиям многократно завышены. «Если совершена ошибка с расчетами транспортных плеч, то это могло привести к необоснованным суммам в расчетах стоимости тарифа на вывоз ТКО. С этим необходимо разбираться», — отметил Матвеев. Он попросил к следующему заседанию комитета губдумы по ЖКХ предоставить информацию по фактическому положению дел. Иначе вновь появляется возможность говорить, что базовые параметры действующего тарифа на сбор ТКО в регионе могут быть завышены. Также депутаты заявили о необходимости раскрыть информацию по взаимоотношениям ЭкоСтройРесурса с операторами отходов: с каких территорий и на какие объекты транспортируются отходы, по каким расценкам выстроены взаимоотношения с перевозчиками и объектами размещения. Такая информация может стать основой выстраивания доверительных отношений между регоператором и потребителями услуг. Пока же, как показали доклады Минэнерго и ЖКХ и регоператора, собираемость платы за обращение с ТКО составляет 48,26%. Как видно, потребители не стремятся оплачивать в полном объеме получаемые услуги. Не исключено, что такая пассивность может быть связана с низким уровнем информирования в обществе.

Комментарии

Денис ВОЛКОВ, заместитель председателя комитета по ЖКХ, ТЭК и экологии Самарской губернской думы:

- Стартовавшая реформа по обращению с ТКО должна в первую очередь ассоциироваться с внедрением современных экологически безопасных технологий утилизации мусора. Пока же общество ощутило лишь возросшие в разы платежи за вывоз мусора. И люди не торопятся платить. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, граждане должны понимать все шаги региона по созданию новой модели обращения с отходами, по построению эффективной системы сбора и транспортировки ТКО даже в самых отдаленных уголках нашей области. Наш регион за пять лет должен прийти к системе полной переработки всех отходов, а к 2021 г. — к раздельному сбору мусора. И такие масштабные задачи будет трудно реализовать без понимания и поддержки граждан, без их активного участия. А для включения населения в модернизацию сферы обращения с ТКО необходимо в первую очередь его доверие. Поэтому важно создать такие условия, когда активными участниками реформы будут не только министерство и регоператор, а общество в целом. Мы все вместе должны строить чистое будущее.