Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №32 (684) | 22 октября 2018г.
 

Во избежание мусорного коллапса

В Самарской области начали дорабатывать схему по обращению с отходами

Егор Кошеров

15 октября депутаты Самарской губернской думы в ходе заседания профильного комитета обозначили серьезные опасения, что регион в январе 2019 г. может столкнуться с повсеместными завалами мусора на контейнерных площадках. Такие опасения сегодня основываются на нерешенности ряда вопросов по реализации новой системы обращения с отходами. Так, региональная территориальная схема по обращению с отходами (терсхема), по мнению научного сообщества, Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» (ОНФ) и депутатского корпуса, по ряду аспектов не отражает реальности и может привести к сбою в работе регионального оператора по обращению с TKO (регоператора). В отдельных регионах России уже можно наблюдать серьезные последствия такого сбоя. Имеющаяся ситуация должна разрешиться благодаря деятельности рабочей группы по доработке терсхемы, созданной по поручению губернатора Самарской обл. Дмитрия АЗАРОВА.

Показательный опыт

С начала 2019 г. в России стартует новая система по обращению с отходами. В связи с чем регионы должны были еще весной утвердить терсхемы и выбрать регоператора, летом должны были появиться новые тарифы для населения на его услуги. Реализация данных процессов в ряде регионов еще в конце мая привлекла внимание ОНФ и Генеральной прокуратуры РФ. «Генпрокуратура начала проверку в регионах, проваливших подготовку «мусорной реформы», — сообщал РБК в начале июня. Осенью ряд российских регионов уже столкнулись с неблагоприятными социально-экологическими последствиями реализации «мусорной реформы». В сентябре в Челябинске сложилась патовая ситуация. Там из-за непроработки ключевых вопросов по организации деятельности регоператора места по сбору мусора повсеместно стали превращаться в стихийные свалки. В результате 23 сентября был объявлен режим повышенной опасности и создана комиссия по чрезвычайным ситуациям. Региональное министерство экологии Челябинской обл. стало предостерегать глав других своих муниципалитетов о необходимости полной ревизии контейнерных площадок и формирования актуальной информации по их количеству, по собственникам земельного участка и оборудованию, по компаниям, которые их обслуживают. В Ханты-Мансийском автономном округе реализация централизованной системы обращения с отходами также сопровождается сбоями. Были бойкотированы торги по определению перевозчиков, что объясняется несовершенством территориальной схемы обращения с отходами, в которой не указаны источники образования отходов, информация об их переработке, мощности полигонов и так далее (http: //club-rf.ru/86/news/51665). По сообщению ИА REGNUM, прокуратура Ивановской обл. была вынуждена обратиться в Верховный суд РФ.

Суд удовлетворил требование прокуратуры о признании частично не действующим одного из разделов терсхемы. Предметом рассмотрения был неверный объем твердых коммунальных отходов, установленный в документе.

У Самарской обл. сегодня есть все возможности не допустить подобных последствий «мусорной реформы». В нашем регионе выбор регоператора долгое время откладывался, а терсхема продолжает дорабатываться и дополняться.

ОНФ контролирует

2 октября на конференции регионального отделения ОНФ детально обсудили существующие пробелы в терсхеме. Работа данной конференции проходила с участием Дмитрия Азарова, депутата Госдумы Владимира Гутенева, сопредседателя регионального штаба ОНФ в Самарской обл. Виктора Сойфера, а также депутатов СГД. В ходе конференции был заслушан доклад о выводах и предположениях общественных экспертов по итогам экспертизы проекта территориальной схемы по обращению с отходами.

Активисты и эксперты ОНФ пытались принимать участие в процессе формирования региональной территориальной схемы по обращению с отходами.

По словам сопредседателя штаба ОНФ в Самарской обл. Павла Покровского, к сожалению, активисты столкнулись с тем, что общественникам в полной мере не позволили принять участие в формировании терсхемы. «Общественные слушания территориальной схемы проведены не были. Экспертные предложения не были учтены», — доложил Павел Покровский. Общественникам так и не удалось найти форму обратной связи и формат внесения предложения по разработке терсхемы. Редакция терсхемы претерпевала несколько изменений уже после опубликования на сайте министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл., что затрудняет ознакомление с ней представителей ОНФ. Кроме того, в территориальной схеме по обращению с отходами не раскрыт либо отсутствует алгоритм предпринимаемых мер в отношении различных категорий отходов. «Не учитывается обезвреживание отходов I и II классов опасности», — сказал Павел Покровский. По словам Павла Покровского, общественники нашли на территории региона 90 пунктов, где можно сдать отходы первого и второго классов опасности. При этом в территориальной схеме было всего пять организаций, которые осуществляют подобную переработку. Всего три занимаются утилизацией, одна логистикой и еще одна компания просто «пустышка». Совершенно не проработан вопрос, связанный с обращением медицинских отходов.

Представители ОНФ на конференции обратили внимание, что новые правила призваны заставить муниципалитеты и органы исполнительной власти прислушаться к вопросам, возникающим у региональных операторов по обращению с ТКО в процессе перехода на новую систему. Все эти нюансы необходимо учесть при корректировке региональной территориальной схемы. Но не нужно забывать, что стартовать реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами должна 1 января 2019 г. В запасе есть всего три месяца.

Выслушав докладчика, губернатор сообщил о необходимости создания рабочей группы для урегулирования всех проблемных моментов.

Дмитрий Азаров отметил, что территориальную схему необходимо доработать с учетом всех предложений и мнений экспертного сообщества, на это и будет ориентирована новая рабочая группа.

В режиме онлайн

Отметим, что процесс реализации современной системы по обращению с отходами производства и потребления находится и на контроле и депутатов СГД. Вопрос доработать территориальную схему получил широкое обсуждение еще 12 сентября 2018 г. в СГД, на заседании общественной комиссии по вопросам охраны окружающей среды. На заседание эксперты ТГУ представили обширный и аргументированный доклад относительно пробелов и неточностей документа, являющегося основным в новой модели обращения с отходами. Из озвученных недоработок терсхемы наиболее существенными можно считать недостоверность сведений о количестве и местоположении несанкционированных свалок. При этом было отмечено, что реальное количество объектов может быть больше в разы.

Недостоверно отражены и сведения по местам образования и накопления отходов, по местам сбора ТКО, по количеству жителей, т.е. образователей отходов на отдельных территориях. Насторожило экспертов и хаотичное построение логистических маршрутов сбора и транспортировки ТКО. Все это может привести к значительным сложностям и сбою в работе будущего регоператора.

15 октября комитет по ЖКХ СГД подключился к рассмотрению ситуации по терсхеме. Членами комитета было отмечено, что корректировка терсхемы обошлась региону в 13 млн р. Акты выполненных работ давно подписаны, а регион по-прежнему стоит перед необходимостью верифицировать информацию основополагающего документа для внедрения новой системы обращения с отходами.

Внимание было уделено необходимости включения в терсхему реального объема несанкционированных свалок, актуализировать данные по контейнерным площадкам, их владельцам и обслуживающим организациям. Как стало понятно в ходе данного заседания, министерство ЖКХ не отрицает, что существующая терсхема не обладает полнотой данных. Но сложившаяся ситуация объясняется исключительно пассивностью муниципальных властей, которые не предоставили исчерпывающей информации. Если регион к 1 января не успеет нивелировать существующие недочеты, по-мнению министерства ЖКХ, отвечать придется всем.

В России уже есть опыт, когда недостоверность или неполнота данных в терсхеме серьезно дестабилизировала всю систему обращения с ТКО. Члены комитета по ЖКХ, ввиду того что проблематика мусорной реформы носит острый характер и может грозить большими социальными и экологическими проблемами, обозначили необходимость в постоянном режиме контролировать развитие ситуации. Данный вопрос станет постоянным в рабочей повестке СГД.

Однозначный настрой региональной власти выстроить эффективную систему обращения с твердыми коммунальными отходами очевиден. Так, глава региона Дмитрий Азаров в ходе заседания координационного совещания по обеспечению правопорядка и комиссии по координации работы по противодействию коррупции подчеркнул: «Чтобы система эффективно заработала, необходимо объединение усилий правоохранительных, контрольно-надзорных органов и всех жителей региона».

Комментарии

Дмитрий АЗАРОВ, губернатор Самарской обл.

- Нам предстоит создать систему сбора и переработки отходов на территории региона. Это тема очень чувствительная, тема, которая зачастую неоднозначно воспринимается людьми. Люди за то, чтобы была чистота и порядок, экологическая безопасность, но как только вопрос касается размещения конкретного объекта на конкретной территории, у людей сразу возникают опасения. Я очень надеюсь, что схема размещения, которая разработана, и конкурсные процедуры пройдут под контролем ОНФ. Мы вместе сможем людям объяснять важность этой работы. Будет создана рабочая группа, в которую войдут и представители экспертного сообщества ОНФ.

Владимир ГУТЕНЕВ, депутат Государственной думы РФ от Самарской обл.

- По экологическим программам мы, Самарская обл., находимся с числе лидеров. Как с количеством выявленных незаконных полигонов и свалок. В ходе реализации приоритетного проекта ОНФ «Генеральная уборка — интерактивная карта свалок» экспертами и активистами ОНФ в Самарской обл. на протяжении 2 лет велась работа по выявлению и ликвидации мест незаконного складирования отходов. Суть проделанной работы заключается в получении информации о состоянии региона с точки зрения возникновения очагов образования отходов, которая бы учитывалась в территориальной схеме обращения с отходами.

Павел ПОКРОВСКИЙ, сопредседатель штаба ОНФ в Самарской обл., заместитель председателя, член комиссии по МСУ, строительству, жилищно-коммунальному хозяйству Общественной палаты Самарской обл.

- Ситуация на самом деле сложная, территориальная схема есть в наличии. Но многие наши предложения не были учтены. В частности, речь идет о снежных полигонах, также нас беспокоит обращение с жирами, поскольку на территории находятся серьезные промышленные предприятия. И конечно, мне хочется отметить проблему номер 2. Это проблема строительных отходов, которых огромное количество. И мы видим, что в п. Шмидта (Самара) приехали и все свалили. У нас есть вопросы по медицинским отходам, вопросы, связанные с садово-дачными товариществами. Это будем решать в рабочем режиме.