Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (703) | 25 марта 2019г.
 

По всем фронтам

Прессинг на структуры «Газпрома» в Самарской области приобретает остро-системный характер

Егор Кошеров

19 марта Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (11ААС) назначил дату рассмотрения жалобы ООО «Газпром газораспределение Самара» (ГГС). ГГС, возглавляемое Виталием КОРОТКИХ (на фото), пытается оспорить нарушения антимонопольного законодательства, усмотренные УФ АС по Самарской обл. УФ АС вступилось за ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК), через чьи сети ГГС доводит газ до крупных потребителей, якобы обделяя промежуточного транспортировщика. Бенефициар СВГК Владимир АВЕТИСЯН все чаще дает поводы для разговоров, что он не по зубам «голубому лобби» ПАО «Газпром» Алексея МИЛЛЕРА.

Несмотря на январские декларации о мире, структуры «Газпрома» в Самарской обл. вновь не смогли прийти к компромиссу с СВГК. В начале марта внимание было приковано к заседанию по делу о «газовом сговоре» в Арбитражном суде г. Москвы, где СВГК борется с ООО «Газпром межрегионгаз» (генеральный директор Кирилл Селезнев), намеренным строить газораспределительные сети и станции, дублирующие сети компании Аветисяна. Разбирательство перенесли как минимум до 12 апреля, в т.ч. потому, что такой партнер «Газпром межрегионгаз», как ГГС, проигнорировал явку в суд. Учитывая, что против дублирования выступают СВГК и ФАС России, предполагалось, что руководство ГГС попало под влияние этих участников процесса (см. «Хронограф» №34 (686) от 06.11.18). Хотя, учитывая полную зависимость ГГС от воли «Газпром межрегионгаз», такой сценарий вроде как был исключен.

Перед отложением спора Владимир Аветисян, будто насмехаясь над недавно говорившими о перемирии оппонентами, описал происходящее так: «Это, конечно, дурацкая ситуация, которую прошлое правительство практически организовало по трубе, судам и т.д. Ну, видимо, дошли руки. Если говорить, по сути, право «Газпрома» и «Межрегионгаза» реализовывать газ тому, кому они хотят. Но у нас есть законодательство, мы все-таки в законодательном поле живем, антимонопольное, которое черным по белому говорит, что ай-ай-ай, большие монополисты не должны монополизировать рынок совсем и вытеснять других участников рынка» (см. «Хронограф» №9 (702) от 18.03.19). Т.е. Аветисян ясно дал понять, что не собирается прекращать использовать такой доказавший свою эффективность в борьбе с монополией «Газпрома» инструмент, как ФАС России.

Подтверждением боевого настроя бенефициара СВГК, которому не привыкать считать себя победителем, является судебное разбирательство, развивающееся параллельно с делом о «газовом сговоре». Речь о деле №А55-21112/2018. Оно было рассмотрено Арбитражным судом Самарской обл. 22 января 2019 г. Истцом выступает ГГС, ответчиком — У ФАС России по Самарской обл., третьими лицами привлечены СВГК и ПАО «Т Плюс». Все, как в московском арбитраже. Только истец и ответчик на уровень ниже, а третьи лица — те же.

Решением от 22 января 2019 г. ГГС было отказано в признании незаконным решения УФАС по Самарской обл. о нарушении субъектом антимонопольного законодательства. В действиях ГГС УФАС усмотрело нарушение п. 10 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» (нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования). Одновременно нарушителю назначили штраф по ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке) в размере 592,4 тыс. р. Штраф по этой статье берется от размера выручки и больно бьет по тем, у кого выручка исчисляется сотнями миллионов рублей.

Основанием для проверки ГГС явилось заявление СВГК, спущенное в местное УФАС из ФАС России. СВГК, как и в случае с «Газпром межрегионгаз», жаловалась на злоупотребление хозяйствующим субъектом ГГС своим доминирующим положением. В частности, СВГК указывала, что возглавляемое Виталием Коротких ГГС выставляет ПАО «Т Плюс» к оплате услуги по транспортировке газа, определенные по тарифу, не установленному органом тарифного регулирования. Такой подход повлек возникновение крупного ущерба для СВГК в размере свыше 120 млн р. Причина ущерба — в тариф не была включена стоимость транспортировки газа от точки присоединения сетей ГГС к сетям СВГК до границы объектов ПАО «Т Плюс», подключенных к сетям СВГК.

ГГС выставляло ПАО «Т Плюс» счета на оплату услуг транспортировки так, как если бы сетей, принадлежащих СВГК, на пути газа не встречалось. Это то, о чем мечтают в «Газпроме» и чего добиваются в рамках дела о «газовом сговоре».

К несчастью «Газпрома», доводы СВГК антимонопольный орган счел обоснованными, с чем ГГС уже после упомянутых деклараций о мире 30 января 2019 г. решило не согласится. В конце февраля ГГС подало апелляционную жалобу на решение по делу №А55-21112/2018. Обоснованность этой жалобы 11ААС проверит 24 апреля.

Очередной советник Виталия Коротких по связям с общественностью и СМИ Лариса Шкондина прокомментировала перспективы ГГС в апелляционной инстанции так: «В основе жалобы ООО «Газпром газораспределение Самара» по делу А55-21112/2018 есть доводы, которые, по нашему мнению, не были оценены должным образом Арбитражным судом Самарской обл.». Прогноз на исход по делу о «газовом сговоре», где ГГС привлечено третьим лицом, Шкондина дала следующий: «Выводы относительно исхода разбирательства по делу А40-108744/17-149-1075, полагаем, сделает Арбитражный суд г. Москвы».

Из «Газпром межрегионгаз», реализующего полномочия единоличного исполнительного органа для материнской по отношению к ГГС организации — АО «Газпром газораспределение», ответ поступил более сухой. Причем чувствовалось, что в Санкт-Петербурге с трудом скрывают раздражение ситуацией, сложившейся по инициативе СВГК как вокруг ГГС, так и с «газовым сговором» в целом. «ООО «Газпром межрегионгаз» не комментирует текущие судебные разбирательства (особенно те, в которых не является участником — А55-21112/18) и не дает оценочных суждений относительно их или относительно высказываний сторонних организаций», — ответил на запрос Областного аналитического еженедельника «Хронограф» специалист пресс-службы ООО «Газпром межрегионгаз» Денис Шерешевский. В его словах можно было увидеть намек, что оценка исхода спора между ГГС и УФАС, данная «Хронографу» Шкондиной, в ближайшее время вызовет вопросы у вышестоящего начальства к Виталию Коротких.