Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (699) | 25 февраля 2019г.
 

Судьба миллиардов

ЭкоСтройРесурс поможет Ростеху сделать деньги на обороте ТКО

Алиса Кирсанова

С 15 февраля жители Самарской обл. стали получать счета на оплату услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) от регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» (ЭСР). Вопросы обоснованности роста цены не раз озвучивались на разных уровнях. Однако ЭСР предпочитает не раскрывать формулу расчета заявленной им необходимой валовой выручки в 7,2 млрд р., которая дала базу для расчета нового тарифа за ТКО. За ЭСР просматриваются интересы лиц из окружения руководства Госкорпорации «Ростех» Сергея ЧЕМЕЗОВА.

Подняли планку

Ранее граждане не акцентировали свое внимание на услугах по вывозу мусора и тем более на их стоимости. Но возникшая с начала т.г. необходимость платить за то же самое в несколько раз больше стала причиной растущего общественного интереса (до 1 января 2019 г. вывоз ТКО жителям МКД обходился в пределах 1-2 р. с кв. м жилплощади, теперь придется платить 4,54 р.). Вопреки ожиданиям общественности, произошедший рост объясняется не перспективами развития фондов отрасли ТКО, а изменившимися нормативами образования отходов и параметрами Территориальной схемы обращения с ТКО. Именно эти документы легли в основу нового «мусорного» тарифа. При этом ЭСР не акцентирует внимание на целом ряде параметров, которые были удачно включены в обоснование стоимости его услуг. Отдельные параметры могут обеспечить возможность маневра с расчетами для получения внушительных доходов.

Еще 14 декабря 2018 г. в ходе слушаний в комитете Самарской губернской думы (СГД) по ЖКХ, ТЭК и экологии депутат Михаил Маряхин отметил, что за последние годы, по информации управляющих компаний, на МКД произошло снижение объема получения отходов до 11 кг с жителя. Однако новые нормативы образования ТКО предполагают, что один житель производит 19 кг мусора. В ходе того же заседания прозвучал еще один пример: затраты дома в 300 квартир на вывоз ТКО в 2018 г. составляли 8 тыс. р. в месяц, а с приходом регоператора эта планка будет поднята до 38 тыс. р. Т.е. появление ЭСР принесет отдельным МКД рост поборов в 4,75 раза.

В начале февраля жители Самарского региона стали получать первые квитанции с возросшей в разы платой за мусор. При этом нельзя сказать, что обществу была представлена исчерпывающая информация о том, что именно будет сделано для людей. Единственное публичное обоснование нового мусорного тарифа можно обнаружить в Протоколе заседания коллегии министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. (минЖКХ) №38-к от 18 декабря 2018 г. В документе представлен «Расчет приведенной стоимости услуг регионального оператора ООО «ЭкоСтройРесурс» (далее — Расчет ЭСР). Его параметры способны впечатлить любого потребителя и спровоцировать рост негодования общественности. Стоит сразу отметить, что ряд затрат из расчетов стоимости услуг, заявленных ЭСР, минЖКХ пришлось перепроверять и уменьшать запрашиваемое финансирование почти вдвое.

Аппетиты регоператора

ЭСР спрогнозировал свои расходы на «захоронение ТКО с учетом расходов на обработку коммунальных отходов (при наличии) в 1,462 млрд р. в год. В комментарии к Расчету ЭСР говорится: «Масса отходов, в отношении которых регоператор (ЭСР. – Прим. ред.) будет осуществлять оплату услуг оператора (речь о субподрядчиках ЭСР. –Прим. ред.) в 2019 г. с учетом того, что часть отходов перед захоронением будет возиться на обработку к операторам, осуществляющим деятельность по обработке, составит: в первом полугодии 2019 г. — 2155,502 тыс. т, во втором полугодии 2019 г. -2155,344 тыс. т». И это притом, что в регионе, исходя из Территориальной схемы обращения с отходами в Самарской обл., образуется всего 1794,52 тыс. т отходов в год. Это почти в 2,5 раза меньше, чем себе нарисовал ЭСР! Такое же количество отходов указано как базовое и в протоколе коллегии минЖКХ от 18 декабря 2018 г. Данные сведения позволяют считать, что в затратах ЭСР, заявленных на коллегии и ставших основой для определения тарифа для населения, заложен объем гипотетических отходов на 17% выше, чем должно образовываться в регионе. Но при этом ЭСР намеревается получить с жителей плату за их обработку и захоронение в максимальном размере.

ЭСР заявил расходы на «сбор и транспортирование ТКО» в 4,464 млрд р. в год. Однако минЖКХ немного минимизировало данную сумму, и она составила 4,238 млрд р. Предусмотрено, что эти суммы должны быть предъявлены населению к оплате. При этом нет гарантий, что регоператор действительно понесет расходы на эту же сумму. Или хотя бы близкую к ней. Допустить это можно, исходя из схемы взаимодействия ЭСР с подрядчиками.

Сбором и транспортировкой ТКО занимаются транспортные компании. За свою работу они получат оплату по факту собранных и доставленных ТКО по весу, а не те суммы, которые значатся в теоретических расчетах ЭСР. Таким образом, ЭСР будет получать оплату с населения исходя из расчетного метода за мифические кубометры мусора, а перечислять транспортникам лишь часть за реально отгруженные тонны. Кроме того, как поясняют транспортные компании, в тарифе ЭСР для перевода кубических метров отходов в тонны предусмотрено применение коэффициента 0,15. По факту же в зимний период он составляет 0,1. Обозначенная разница даст возможность минимизировать платежи ЭСР в адрес транспортников.

Жителям Самарской обл. в силу неуемности аппетитов ЭСР было предложено понести затраты в т.ч. на «заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО» размером в 609,1 млн р. в год. Депутат СГД, член фракции КПРФ Михаил Матвеев в ходе заседания профильного комитета СГД 14 декабря 2018 г. озвучил по этому поводу ряд вопросов:

«Почему ЭСР должен получать чуть ли не 700 млн р. за то, что существует? Почему сегодня необходимо ломать систему, чтобы дать кому-то заработать?» С учетом того, что еще в начале-середине 2018 г. на неформальном уровне шли разговоры о том, что негласным куратором создания в Самарской обл. регоператора по обороту ТКО станут лица из окружения депутата Госдумы РФ, члена Президиума ЦК КПРФ Леонида Калашникова (тем более что для этого у него был даже приготовлен освобожденный от иных нагрузок сын Дмитрий Калашников), неожиданная критика со стороны Матвеева выглядела симптоматичной. Здесь было одно из двух. Либо Калашникова к 14 декабря уже окончательно и бесповоротно отодвинули от темы ТКО Самарской обл., либо просто потребовалось для отвода глаз разыграть спектакль. Почему-то первая версия выглядит более правдоподобной.

Экспертная группа коллегии минЖКХ все-таки несколько урезала аппетиты ЭСР до 384 млн р. в год. Но и это почему-то слабо напоминает честную работу. Реакция минЖКХ на заявленные со стороны ЭСР параметры скорее напоминает давно избитый маркетинговый ход торговых сетей. С начала показали многократно завышенную цену на свой товар, а потом начали демонстрировать готовность дать скидку 30%, 50%, а то и 70%. Меньше всего хочется верить, что в данной ситуации минЖКХ взялся подыграть ЭСР.

Стоит понимать, что ранее также велась кампания по заключению договоров с абонентами на обслуживание по вывозу мусора. Была даже некая конкуренция. Совокупный оборот рынка услуг в этой сфере на территории Самарской обл. тоже был известен. Но с появлением единого регоператора в лице ЭСР новые расценки и утвержденные объемы получили более внушительные размеры. И это притом, что количество жителей региона и юрлиц в большую сторону не изменилось. Складывается впечатление, что расходы на «заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО» были выведены в отдельную строку, чтобы хоть как-то обосновать глобальные аппетиты регоператора.

Ростех повсюду

Заявленные ЭСР расходы на заработную плату 365 постоянных сотрудников и 394 временных сотрудников (с договором на первые 3 месяца) в 214 млн р. в год была уменьшена до 119 млн р. Запланированные ЭСР затраты на аренду офисного помещения, услуги печати, конвертации и доставки квитанций руководству минЖКХ тоже пришлось резать почти вдвое: с 240 млн до 130 млн р. Вывод аренды в отдельные внушительные затраты может возмутить даже руководство муниципалитетов. Поскольку именно муниципальным властям в декабре 2018 г. было указано изыскать в муниципальной собственности помещения под офисы для ЭСР. По сути, муниципалитеты должны были в ущерб социальному или некоммерческому сектору обеспечить условия для мусорного монополиста. Монополисту, не постеснявшемуся возложить на плечи потребителя даже затраты на обслуживание банковской гарантии по контракту в 5,2 млн р. в год. Если поразмыслить, то пенсионеры и многодетные семьи, по логике ЭСР, должны оплачивать гарантию «добросовестности» ЭСР перед регионом. Итоговые строки расчетов ЭСР заявленной стоимости услуг для региона за год можно сопоставлять лишь с валовой выручкой поставщиков энергоресурсов. ЭСР заявил размер своей необходимой валовой выручки (НВВ) в 6,535 млрд р. Это сопоставимо с аналогичным показателем всей электроэнергетики Самарской обл. В реестре электросетевых операторов Самарской обл. содержится 82 компании. Общий размер НВВ всех этих организаций — на уровне 13,7 млрд р. (см. «Хронограф» №30 (558) от 28.09.15). Из них около 8,2 млрд р. приходится на НВВ филиала ПАО «МРСК — Волги» «Самарские распределительные сети». Напомним, НВВ — это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Энергоснабжение региона и вывоз ТКО — две не сопоставимые по масштабам деятельности сферы. Энергоснабжение — куда более значительная сфера. Но там мы наблюдаем совокупный размер заявленной НВВ от более 80 компаний на уровне 13,7 млрд р., а только что возникший регоператор по ТКО в одно лицо заявил НВВ более 6,5 млрд р.! Где предел жадности?

Новоиспеченному монополисту коллегией минЖКХ наивно было указано, что при таких параметрах не будут соблюдены условия конкурсной НВВ. В итоге НВВ для ЭСР была согласована на уровне 6,068 млрд р. в год. Для объективности стоит указать, что с населения с учетом НДС в 20% запланировано собрать 7,282 млрд р. Очевидно, что если субподрядчиками ЭСР выступают индивидуальные предприниматели и юрлица, применяющие УСНО, то у ЭСР вдобавок к уже описанным источникам обогащения будет около миллиарда рублей для маневра с НДС. Ведь УСНО позволяет 20% НДС превратить в 6%. Какие суммы в результате маневров осядут в карманах лиц, близких к деятельности ЭСР, можно только гадать. Стоит понимать, что расчет ряда параметров стоимости услуг регионального оператора в лице ЭСР осуществлялся исходя из того, что будет порядка 1,6 млн лицевых счетов. Когда фактический объем лицевых счетов окажется больше, то можно ожидать появление неучтенных доходов ЭСР.

Мусорная реформа идет в рамках приоритетов, которые обозначил президент России Владимир Путин. Краткая суть их в следующем: необходимо уходить от старой системы полного захоронения ТКО, необходимо серьезно модернизировать отрасль обращения с ТКО. Из политики же ЭСР, отразившейся в расчетах, невозможно установить, что хотя бы часть колоссальных средств, которые предстоит заплатить жителям региона, будет направлена на модернизацию и развитие отрасли обращения с ТКО.

По информации, предоставленной департаментом ценового и тарифного регулирования Самарской обл., «для ЭСР учтены средства на реализацию инвестиционной программы на 2019 г. в размере 119,6 млн р.», т.е. 1,64% от заявленной ННВ. Это каким же надо быть неисправимым оптимистом, чтобы допустить достаточность данных средств для реализации задач, поставленных главой государства? Сам регоператор так и не смог представить хоть какие-нибудь аргументы, позволяющие продемонстрировать жителям Самарской обл. свою заинтересованность в выстраивании справедливой системы расчетов. Такой вывод можно сделать исходя из того, что ЭСР на момент подготовки данной публикации так и не предоставил ответ на запрос редакции Областного аналитического еженедельника «Хронографа».

Причина столь показной самоуверенности ЭСР усматривается в следующем. На федеральном уровне одним из глобальных лоббистов т.н. «мусорной реформы» считается Госкорпорация «Ростех». Дополнительным подтверждением этому служит недавнее создание прообраза нового типа госкорпорации — публично-правовой компании (ППК) «Российский экологический оператор» (РЭО). ППК «РЭО» создана на основании Указа президента РФ Владимира Путина №8 от 14 января 2019 г. К функциям ППК «РЭО» отнесено координирование работы всех региональных операторов оборота ТКО в рамках «мусорной реформы». Распоряжением правительства РФ генеральным директором ППК «РЭО» был назначен Денис Буцаев, хорошо известный Ростеху управленец.

Самарская обл. еще в 2007 г. стала одной из наиболее зависимых от настроений основных стейкхолдеров Ростеха территорий. Наделение ЭСР полномочиями регоператора считается их проектом. 16 июля 2018 г. в ЕГРЮЛ была внесена запись о том, что владельцем 33% ООО «ЭкоСтройРесурс» стал Василиос Зиакас. Ранее в Самарской обл. он был известен в качестве советника губернатора Самарской обл. (2007-2012 гг.) Владимира Артякова, первого заместителя генерального директора Госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова. 24 октября 2018 г. ЭСР без какой-либо серьезной борьбы был признан победителем конкурса за право стать единственным в Самарской обл. региональным оператором по обороту ТКО. Для сравнения: в соседней Ульяновской обл. их пять.

Известно и другое. «Небожители» из Ростеха не привыкли лично заниматься проблемными вопросами на земле. Для этого они подбирают себе менеджмент из числа местных. В случае с мусорной сферой Самарской обл. и ЭСР такой менеджмент они получили через депутата СГД Александра Милеева. 15 ноября 2018 г. руководство ЭСР совместно с представителями минЖКХ дало пресс-конференцию, посвященную итогам конкурса и предстоящей работе регоператора. От ЭСР в ней в качестве исполнительного директора принимал участие Вячеслав Дормидонтов. И это притом, что с 27 марта 2018 г. он находится в должности генерального директора ООО «Родник», крупнейшего в Самарской обл. завода по производству водки. Основным стейкхолдером этого завода считают Милеева. Еще один человек из «Родника», Наталья Ржевская, с 11 января 2019 г. является директором ЭСР. В прошлом она носила фамилию Михайлова, успела поработать заместителем генерального директора по социальным вопросам на предприятии ООО «Родник», депутатом Думы г.о. Самара, руководила общественной приемной СРОО «Движение «За Самару!». Движение «За Самару!» называли одними из политических проектов Милеева. Похоже, в Ростехе решили руками команды Милеева прибрать себе все потоки сферы оборота ТКО в Самарской обл. Что касается перспектив социальных недовольств, то спросят, конечно же, не с Ростеха.

Справка:

Вопросы от ОАЕ «Хронограф», на которые директор ООО «ЭкоСтройРесурс» Наталья Ржевская не пожелала ответить:

1. Когда и каким образом ЭСР планирует вернуть своим потребителям разницу, образовавшуюся в результате конвертации расчетных кубометров мусора в фактическую массу ТКО, вывезенного из МКД?

2. С какой целью ЭСР заявлял на коллегии минЖКХ заранее завышенные расходы?

3. Почему ЭСР заявил необходимую валовую выручку выше, чем предусмотрено конкурсной документацией?

4. Почему тарифом для ЭСР предусмотрены затраты по обработке ТКО объемом выше, чем должно быть образовано, по данным Терсхемы?

5. Сколько из 7,2 млрд р., которые предполагается собрать с региона, будет направлено на модернизацию системы обращения с ТКО?

6. На что пойдут средства, собранные с населения за фактически не произведенный мусор?

7. Почему ЭСР не желает продемонстрировать жителям региона, как преобразится отрасль ТКО благодаря 7,2 млрд р.?

Комментарии

Владимир ПУТИН, президент РФ (из послания Федеральному собранию РФ от 20 февраля 2019 г.)

- С этого года регионы начали переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Но если все сведется к росту платы за вывоз мусора — это не работа, а профанация. Люди должны видеть, за что они платят немалые деньги и какие реальные изменения происходят. Нужно навести порядок в этой сфере, избавиться от мутных структур, которые не несут никакой ответственности, а только получают сверхприбыли, сваливая мусор где и как придется. Надо сформировать цивилизованную, безопасную систему обращения с отходами, их переработки и утилизации.