Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (695) | 28 января 2019г.
 

ФАС на газ

Антимонопольной службе вновь помогли найти основание для атаки на «Газпром»

ИА «Центр-Инфо»

11 января УФАС по Самарской обл. сообщило об установлении нарушения требований антимонопольного законодательства в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Самара» (ГМС). Поводом послужили заявления от ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК) и ОАО «Самарагаз», подконтрольных Владимиру АВЕТИСЯНУ. ГМС, входящее в структуру ПАО «Газпром», попыталось расторгнуть агентские договоры на поставку газа потребителям, заключенные с жалобщиками. Скорее всего, новое дело следует анализировать в связке с предыдущим спором, в котором ФАС России также защитила СВГК (дело о т.н. газовом сговоре).

Подали на развод

УФАС сообщило, что в 2018 г. в его адрес поступили заявления от СВГК и Самарагаза на действия ГМС. В жалобах сообщалось, что ГМС направил в эти компании сведения о принятии решения о расторжении ранее заключенных агентских договоров. Предметом договоров, датированных 30 декабря 2014 г., являлось совершение СВГК и Самарагазом от своего имени и за счет ГМС действий. Речь о поставке газа абонентам на определенных договорами условиях. СВГК и Самарагаз отказались расторгать агентские договоры с ГМС. Отказ они мотивировали надлежащим исполнением договорных условий, в т.ч. достижением количественных и качественных показателей претензионно-исковой работы, отчеты о которой ГМС ранее принимал якобы без разногласий.

Отказ привел к обращению ГМС в суд в июле 2018 г. Он потребовал расторгнуть агентские договоры в связи с их существенным нарушением ответчиками. В суде ГМС указал на неисполнении СВГК и Самарагазом обязательств по взысканию с абонентов (физических лиц) дебиторской задолженности за просрочку оплаты за газ. На 1 мая 2018 г. суммарная просрочка по дебиторке, которую они не смогли взыскать, превышала 840 млн р.

Арбитражный суд Самарской обл. отказал ГМС в обоих исках, не усмотрев в действиях ответчиков существенных нарушений агентских договоров. ГМС обжаловало эти решения. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд должен рассмотреть контрдоводы ГМС 5 и 7 февраля.

Игра в монополию

УФАС не стало распространяться о последнем нюансе, равно как и дожидаться вступления в силу судебного решения. 24 декабря 2018 г., за два дня до подачи ГМС апелляционных жалоб, УФАС вынесло заключение, содержащее вывод о нарушении ГМС антимонопольного законодательства и злоупотреблении доминирующим положением по отношению к СВГК, Самарагазу и неопределенному кругу потребителей.

Выдержки из этого заключения были приведены в релизе от 11 января. «Расторжение агентских договоров, заключенных заявителями с ГМС, приведет к тому, что они будут лишены возможности осуществлять поставку газа потребителям, с которыми заключены договоры газоснабжения, т.к. СВГК и Самарагаз не имеют собственных запасов газа», — разъяснил госорган. В свою очередь ГМС, по мнению УФАС, в случае расторжения агентских договоров не будет иметь возможности поставлять газ населению, т.к. не имеет заключенных с населением договоров поставки газа.

Характерно, что УФАС в своем релизе отразил далеко не все обстоятельства, которые позволяют взглянуть на ситуацию объективно. Антимонопольный орган сообщил, что СВГК и Самарагаз не имеют собственных запасов газа, но умолчал, что в собственности этих компаний находятся практически все газовые сети среднего и низкого давления, позволяющие доставлять ресурс до конечных потребителей. Соответственно, препятствием для ГМС в случае расторжения агентских договоров станет не отсутствие заключенных с населением договоров поставки газа, а невозможность на текущий момент доставлять ресурс иным способом, чем по сетям СВГК и Самарагаза. Если следовать данной логике, то признаки нарушения требований антимонопольного законодательства следовало бы поискать у тех, кто «сидит на сетях». Однако УФАС в эту сторону не смотрит.

Более того, антимонополыцики хотят привлечь максимальное внимание именно к версии о нарушениях прав СВГК и Самарагаза, допущенных ГМС. На 22 января в УФАС было назначено открытое только для СМИ заседание по делу в отношении поставщика, куда были приглашены все желающие осветить мероприятие медиа. В итоге заседание было отложено до 30 января.

Вилка поставщику

Сегодня функционирование ГМС осложняется поданными в отношении него со стороны СВГК и Самарагаза исков. 20 декабря 2018 г., за четыре дня до подготовки заключения УФАС, жалобщики обратились в арбитраж с требованиями признать агентские договоры с ГМС заключенными и пролонгированными на 2019 г. Одновременно СВГК и Самарагаз потребовали принять в отношении ГМС целый ряд обеспечительных мер. 10 января 2019 г. Арбитражный суд Самарской обл. отклонил большинство заявленных истцами вариантов обеспечения. Кроме, наверное, самого важного. ГМС до вступления в законную силу будущих судебных решений было запрещено прекращать обеспечение поставки газа абонентам категории «население», с которыми у СВГК и Самарагаза заключены и действуют договоры газоснабжения.

Вводя эту меру, суд мог руководствоваться заключением УФАС. «Невозможность осуществления поставки газа населению в отопительный период создает угрозу правам и законным интересам граждан-потребителей, проживающих на территории г. Самары и Самарской обл., на получение газа, а также может привести к возникновению аварийных ситуаций в работе газоиспользующего оборудования и иным неблагоприятным последствиям», — считает УФАС.

Получается, что пока имеются судебные споры, которые, скорее всего, продлятся долго, вплоть до Верховного суда РФ, ГМС вынужден будет поставлять газ потребителям региона на условиях агентских договоров с СВГК и Самарагазом. В частности, продолжатся попытки агентов реализовывать делегированные этими договорами полномочия по сбору платежей с населения за газ на свои счета. В этих полномочиях, как следует из официальных сообщений, в СВГК и Самарагазе уверены на 100%. Напротив, ГМС утверждает, что с 1 января 2019 г. начинает принимать платежи населения самостоятельно, а сбор денег «посредниками» прекращается. Отсюда велика вероятность выставления т.н. двойных квитанций. Это грозит переводом разбирательств между хозяйствующими субъектами в уголовную плоскость с ростом недоверия потребителей к существующей системе оплаты ресурсов. Как итог — Самарскую обл. может накрыть кризис неплатежей в энергетическом секторе. Если это произойдет, то на федеральном уровне обязательно найдутся те, кто вспомнит, что при губернаторе Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николае Меркушкине такого не было.

С другой стороны, в случае расторжения агентских договоров с СВГК и Самарагазом ГМС и его материнская компания ООО «Газпром межрегионгаз», образно говоря, столкнутся с поездом. В том смысле, что на протяжении существенного времени в целях бесперебойного снабжения газом населения поставщикам придется решать вопрос транспортировки газа до конечных потребителей с бывшими агентами. Разумеется, не за просто так. За транзит по чужим трубам, похоже, потребуют заплатить в гораздо большем размере, чем ГМС рассчитывалось в рамках агентских договоров.

Проблема в том, что свободу в строительстве дублирующих газораспределительных сетей структурам «Газпрома» пока ограничивает еще одно судебное разбирательство, где первую скрипку на стороне СВГК опять же играет ФАС. Это раскрученное до возврата на пересмотр в первую инстанцию московского арбитража дело о т.н. газовом сговоре.