Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (691) | 10 декабря 2018г.
 

Транспорт будущего

Тольяттинский троллейбус вписан в стратегию развития Тольятти до 2030 года

Борис Кротов

8 декабря в рамках форума «Тольятти — город будущего» на суд общественности была представлена Стратегия социально-экономического развития г.о. Тольятти, рассчитанная до 2030 г. Одной из ее важных составных частей является развитие городских пассажирских перевозок, а особый акцент сделан на развитие экологических видов транспорта, в частности — троллейбуса. Вместе с тем существование самого троллейбуса как городского вида транспорта в Тольятти постоянно подвергается сомнению разными публичными лицами, привыкшими оценивать ситуацию с точки зрения 2012-2015 гг. Тогда МП «ТТУ» действительно находилось в предбанкротном состоянии. Но за минувшие три года ситуация поменялась кардинально.

Прислушаться к людям

Тезисы критиков городского электротранспорта просты и хорошо известны: дороговизна одной поездки (в качестве аргумента приводится неактуальная цифра — 51 р. за перевозку одного пассажира), малое количество маршрутов и общая неэффективность работы при регулярном бюджетном субсидировании. Казалось бы, логично.

Но критики, как водится, мало учитывают мнение самих горожан. Опрос тольяттинцев, проведенный в рамках подготовки стратегии развития Тольятти до 2030 г., показал: только 17% горожан во всех случаях предпочитают общественному транспорту личный автомобиль и, более того, готовы платить из своего кармана за дополнительные парковки. А остальные пользуются общественным транспортом и надеются на его развитие. «Будущий облик транспортной системы Тольятти, по мнению жителей, это скоростной экологически чистый муниципальный общественный электротранспорт (скоростной троллейбус, электробус, скоростной трамвай и др.), который передвигается преимущественно по выделенным полосам или обособленным путевым конструкциям, имеющий большую среднюю маршрутную скорость», — считают разработчики стратегии.

Оснований для желания сохранить общественный транспорт у горожан более чем достаточно. Они еще не забыли, как в 2016 г. коммерческие предприятия Тольятти отказались перевозить льготные категории граждан и даже закрепили свою позицию в арбитражном суде.

Социальный транспорт

МП «ТТУ», организующее троллейбусные перевозки в городе, в отличие от коммерсантов такого себе позволить не может. Из 5,8 млн пассажиров МП «ТТУ» 2,9 млн — это пенсионеры и другие льготники. Кроме того, в отдельные районы города, такие как пос. Портовый, нельзя добраться ничем, кроме муниципального транспорта, точнее троллейбуса. И сложилась эта ситуация исключительно из-за отказа коммерческих перевозчиков работать на нерентабельных маршрутах. Кроме того, коммерческие предприятия предпочитают выводить транспорт именно в моменты пиковых нагрузок, собирая выручку. В т.н. межпиковые промежутки обязанность обеспечить транспортную доступность ложится на муниципальные предприятия.

Разработчики стратегии Тольятти до 2030 г. убеждены: сокращение количества троллейбусов является одной из ключевых проблем городской логистики Тольятти. И в будущем этот пробел необходимо устранять, разрабатывая новые маршруты, внедряя новые принципы организации пассажирских перевозок по выделенным маршрутам и пополняя городской парк пассажирского транспорта новым подвижным составом. В качестве примеров, иллюстрирующих жизнеспособность разработанной стратегии реформирования работы МП «ТТУ», можно упомянуть несколько фактов. К примеру, аргумент о том, что 1 поездка обходится в 51 р., был актуален до выхода на линию нового подвижного состава во II квартале 2018 г. После того как все 40 низкопольных троллейбусов, купленных для нужд МП «ТТУ», вышли на линии, себестоимость упала до 42 р., т.е. на 9 р. Таким образом, есть прямой резон пополнять парк общественного транспорта и дальше, и в этом транспортники Тольятти очень рассчитывают на региональные и федеральные программы. Разработчики стратегии прямо указали городским властям на целесообразность самых разных форм поддержки экотранспорта. В т.ч. и через субсидирование деятельности.

Другой успешный пример адаптации работы предприятия под потребности пассажиров — это корректировка схемы движения 13-го и 14-го маршрутов в Автозаводском р-не. Объем перевозок увеличился сразу на 3-4 пассажира на рейс. А новые троллейбусы дополнительно привлекают 4-5 пассажиров на рейс.

Это сказывается и на объеме транспортной работы: на 2018 г. запланировано 5,8 млн перевозок, и сейчас есть основания предполагать, что этот показатель будет перевыполнен. На 2019 г. этот же показатель запланирован уже на уровне 6,2 млн человек. Под новые объемы работы предприятие планирует привлечь новых водителей. Группа в настоящий момент проходит обучение.

Стратегия спасения

Впрочем, призывы совсем отказаться от поддержки городского троллейбуса звучат до сих пор. В некотором смысле МП «ТТУ» является заложником той ситуации, в которую оно попало в 2012-2015 гг. Тогда энергетики из-за долгов приостановили подачу электроэнергии на предприятие, фактически остановив его работу. Именно тогда была разработана стратегия стабилизации работы МП «ТТУ». В первую очередь это касалось сокращения расходов и реструктуризации задолженности. Скептикам кажется, что за минувшие 3 года ничего не поменялось, шлейф негатива продолжает тянуться. Справедливости ради надо отметить, до полного погашения долгов еще далеко. Но позитивные тенденции очевидны. В 2016  г. МП «ТТУ» не наработало новых убытков. В 2017 г. долги предприятия уменьшилась почти на 50 млн р. А уже по итогам 2018 г. можно говорить о снижении кредиторской задолженности предприятия на 14 млн р. Большая часть этих средств получена за счет оптимизации работы предприятия. На2019 г. также запланирована безубыточная работа МП «ТТУ».

Сейчас МП «ТТУ» является работодателем для коллектива в 581 человек. Изыскиваются возможности провести в 2019 г. индексацию оплаты труда водителям. Нельзя не отметить и налоговое бремя: в 2017  г. МП «ТТУ» заплатило 81 млн р. налогов. А субсидий, которые получило МП «ТТУ» за тот же период, — 93 млн р. Таким образом, едва ли можно обоснованно говорить о том, что предприятие паразитирует на бюджете, ничего не давая взамен. В противном случае горожане не стали бы поддерживать идею развития электротранспорта в Тольятти.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.