Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №43 (162) | 11 декабря 2006г.
 

Сергей Баринов:

Речь идет о стремлении к переделу алкогольного рынка

Павел Соколов

В предыдущем выпуске «Хронографа» от 04.12.06 в материале статьи «Качество раздора» шла речь о возникших противоречиях между генеральным директором ОАО «Самарский комбинат спиртовой и ликероводочной промышленности «Родник» Александром МИЛЕЕВЫМ и руководителем лицензионной палаты Самарской обл. Юрием БОРОДУЛИНЫМ. Они оба были участниками совещания, посвященного вопросам выработки мер по защите населения от некачественной алкогольной продукции. Это совещание проходило 28 ноября при министерстве экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. В статье было сказано, что «Милеев присутствовал на данном совещании в качестве представителя президента Самарской алкогольной ассоциации Сергея Баринова». Однако в течение прошедшей недели выяснилось, что НО «Самарская алкогольная ассоциация» не имеет к Милееву никакого отношения, а по описанному вопросу о региональных защитных мерах в отношении алкогольной продукции разделяет и поддерживает позицию главы областной лицензионной палаты. В своем интервью «Хронографу» президент НО «Самарская лицензионная палата» Сергей БАРИНОВ изложил позицию возглавляемой им организации.

- Сергей Викторович, что в опубликованном материале «Хронографа» вызвало у вас вопросы?

- К сожалению, приведенная в статье информация не в полной мере соответствует действительному положению дел. В настоящее время на алкогольном рынке Самарской обл. существуют две алкогольные ассоциации. Одну из которых -ассоциацию производителей и поставщиков алкогольной продукции — возглавляет Александр Милеев. Я являюсь президентом Самарской алкогольной ассоциации, представители которой вообще не присутствовали на указанном заседании в Минэкономразвития 28 ноября.

В опубликованном материале также указывалось, что мнения ассоциации производителей и лицензионной палаты Самарской обл. по вопросу о необходимости введения региональных защитных мер по отношению к алкогольной продукции отличаются друг от друга.

Позиция Самарской алкогольной ассоциации по данному вопросу существенно расходится с мнением ассоциации производителей и поставщиков.

Самарская алкогольная ассоциация в данном случае полностью поддерживает позицию лицензионной палаты, которая представляет и реализует в первую очередь государственные интересы, осуществляет контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан, работает над созданием условий для развития добросовестной предпринимательской деятельности.

Что же касается непосредственно вопроса о региональном знаке качества, то в нем на самом деле много противоречий. Самарская алкогольная ассоциация имеет по нему свою позицию.

- В чем заключается позиция возглавляемой вами ассоциации?

- Государство определило порядок обеспечения безопасности продаваемой алкогольной продукции. Для этого федеральным законодательством введена обязательная государственная сертификация, без прохождения которой оборот алкогольной продукции запрещен. Таким образом, есть легитимный, обеспеченный силой закона инструмент контроля, который можно и нужно эффективно использовать. Стоит ли вводить дополнительную маркировку алкогольной продукции, заведомо зная, что она не заменит института государственной сертификации и не принесет дополнительных гарантий безопасности?

На самом деле речь идет о завуалированном стремлении определенных кругов к переделу алкогольного рынка. А мотивируется все это лозунгами заботы о потребителе, поддержке регионального производителя, увеличения размера собираемых налогов и т.д.

Вообще говоря, вопрос о возможном введении регионального знака качества сам по себе является незаконным, т.к. в соответствии с действующим законодательством воздействие органов власти и управления на рыночные механизмы путем вмешательства в конкурентные отношения участников рынка недопустимо. Вполне очевидно, что это будет являться элементом лоббирования интересов местных производителей, что приведет к значительному снижению объемов качественной и хорошо зарекомендовавшей себя продукции федеральных производителей на самарском рынке.

Введение регионального знака качества повлечет дополнительные расходы на проведение экспертиз, изготовление сертификатов, ведение отчетности за использованием самих знаков, технические спецсредства, позволяющие производить проверку подлинности указанных знаков.

Очевидно, что большая часть этих расходов в конечном итоге будет возложена на потребителя.

При этом следует обратить внимание на то, что ни один из действующих нормативных актов не предусматривает какой бы то ни было ответственности за подделку знаков качества, равно как и за неправомерное использование. Все это, в совокупности с затратами на изъятые из оборота образцы для исследования, позволяет прогнозировать довольно существенное удорожание алкогольной продукции.

И это на фоне запуска проекта «народной водки», призванного снизить стоимость алкоголя, сделав его более доступным и предоставив таким образом возможность для потребителя приобретать более качественные товары за меньшие деньги. В случае введения знака качества следует прогнозировать также уменьшение ассортимента дорогих и высококачественных алкогольных напитков, значительное увеличение стоимости последних и, как следствие, снижение доли высококачественных напитков в общей массе потребления, с вытекающими из этого негативными последствиями для здоровья граждан.

Инициаторы избыточных мер в области безопасности алкогольной продукции не только ставят под сомнение эффективность государственной политики по регулированию производства и оборота алкогольной продукции, борьбы за качество призванных для этого контрольных, надзорных и правоохранительных органов, но и неизбежно ведут к установлению недобросовестной конкуренции -конкуренции продукции не по реальному соотношению «цена-качество», а по аспекту наличия или отсутствия соответствующего знака.

Такой подход противоречит требованиям Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

- Кого представляет и какие цели ставит перед собой Самарская алкогольная ассоциация?

- Некоммерческая организация «Самарская алкогольная ассоциация» объединяет большую часть оптовых компаний, работающих на региональном рынке. Основной целью деятельности Самарской алкогольной ассоциации является защита прав и законных интересов участников рынка алкоголя, а также содействие органам власти и управления в организации на территории Самарской обл. цивилизованного рынка алкогольной продукции.

Обсудить на форуме