Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №29 (681) | 1 октября 2018г.
 

Тянут с ротацией

Руководство Наноцентра избегает вопроса по обновлению совета директоров

Андрей Неретин

4 сентября генеральный директор ООО «Нанотехнологический центр Самарской обл.» (Наноцентр, НТЦСО) Сергей ВЕТРОВ четко дал понять, что он и его кураторы продолжат скрывать от общественности информацию по обновлению совета директоров. Скорее всего, в данный момент такой вопрос в повестке дня вообще не стоит. Группу лиц, которая засела в коллегиальном органе управления, это вполне устраивает, т.к. они в настоящее время не подотчетны никому из учредителей. Очень выгодная позиция, учитывая, что Наноцентр аккумулирует на своих счетах сотни миллионов бюджетных средств.

Кобенко ушел не совсем

Уже более месяца наблюдается необходимость в формировании нового совета директоров Наноцентра. Как известно, 7 августа 2018 г. официально было объявлено о том, что врио вице-губернатора — министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. (2012-2018 гг.) Александр Кобенко покидает свой пост в связи с уходом на работу в АО «Национальная инжиниринговая корпорация». Общество создано весной 2018 г. при участии Игоря Чайки — младшего сына генерального прокурора РФ Юрия Чайки. Между тем у Кобенко была еще одна очень важная роль. Он представлял министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. (МЭРИТ) в совете директоров НТЦСО. Причем на посту председателя совета директоров Наноцентра. И это было вполне объяснимо: НТЦСО находится в ведомственном подчинении у МЭРИТ. По данным ЕГРЮЛ, участниками НТЦСО являются Инновационный фонд Самарской обл. (50,5%) и Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) Группы «РОСНАНО» (49,5%). В свою очередь, Инновационный фонд Самарской обл. (ИИФ) на 100% принадлежит МЭРИТ. Собственно, ИИФ представляет собой промежуточное звено, посредством которого МЭРИТ входит в коллегиальный орган управления Наноцентра. Поэтому, контролируя ИИФ, министерство провело в совет директоров Наноцентра своих представителей. Кроме того, преобладающая доля участия в НТЦСО позволила Александру Кобенко запрыгнуть на пост председателя совета директоров, который он до сих пор не покинул.

Потеряли актуальность

Между тем персональный состав лиц, которые были делегированы в совет директоров НТЦСО по линии министерства, уже безнадежно устарел. Еще совсем недавно в совете директоров пребывали бывший руководитель Наноцентра (2014-2017 гг.), генеральный директор ООО «Открытый код» Олег Сурнин и президент ГК «АКОМ» Николай Игнатьев. Их членство в совете директоров можно было объяснить тем, что они возглавляют коммерческие предприятия, которые являются официальными партнерами НТЦСО.

Впрочем, по информации Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», в июле т.г. учредители НТЦСО внесли изменения в состав совета директоров. Теперь, если верить официальному сайту Наноцентра, Сурнина и Игнатьева в совете директоров нет. Вместо них появились новые лица, у которых наблюдается более тесная зависимость от МЭРИТ. Это исполнительный директор ИИФ Алексей Комягин и руководитель департамента инвестиционной, инновационной политики и внешнеэкономических связей МЭРИТ Алексей Ильметов. Алексей Ильметов возглавил департамент совсем недавно — с марта 2018 г. Ранее указанный департамент возглавлял другой член совета директоров Наноцентра – Дмитрий Горбунов, который одновременно занимал пост заместителя министра. Горбунов — это очевидная креатура Александра Кобенко. Вместе с будущим министром он работал на ПАО «АВТОВАЗ». Потом, когда Кобенко в 2012 г. стал министром, он подтянул за собой и своего коллегу. В 2013 г. Горбунов был назначен руководителем вышеназванного департамента, а в 2014 г. стал заместителем Кобенко.

Дмитрий Горбунов проработал в министерстве 5 лет. 21 мая 2018 г. он публично заявил о том, что покидает государственную службу (см. «Хронограф» №20 (672) от 02.07.2018). Удивительно, но даже после своей отставки он все равно остался в совете директоров НТЦСО. Следует обратить внимание, что председателем совета директоров Наноцентра остается и его «патрон» — Александр Кобенко, который уже более месяца назад ушел в отставку. Пребывание в совете директоров бывших чиновников выглядит странно.

Везде свои люди

Редакция ОАЕ «Хронограф» направила официальный запрос в МЭРИТ и Наноцентр с просьбой предоставить информацию относительно сроков ротации совета директоров учреждения. Главным образом был обозначен вопрос о назначении нового председателя совета директоров НТЦСО. Однако ответы оказались бессодержательными. «МЭРИТ не является участником общества. Информация о рассмотрении кандидатур на должность председателя совета директоров НТЦСО и о смене председателя совета директоров НТЦСО в МЭРИТ не поступала», -указал и.о. министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Михаил Жданов. Генеральный директор Наноцентра Сергей Ветров также уклонился от ответа: «Вопросы досрочного прекращения полномочий членов совета директоров общества находятся в компетенции участников ООО «Нанотехнологический центр Самарской обл.». Свой отказ раскрывать какую-либо информацию он пояснил следующим образом: «Корпоративные коммерческие организации, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью, не обязаны публиковать отчетность о своей деятельности».

Удивительная получается картина: в уставный капитал Наноцентра было влито 125 млн р. средств из областного бюджета. Однако отчитываться о том, кто и как ими распоряжаются, теперь никто не обязан. И если это «коммерческая компания», тогда что в ней делают чиновники из МЭРИТ, которое якобы «не является участником учреждения»? Формальные ответы сводятся к тому, что формирование состава совета директоров НТЦСО находится в компетенции номинального «участника» данного учреждения. Таковым является ИИФ, которое возглавляет Алексей Комягин. Характерно, что сам Алексей Комягин был хорошо знаком Александру Кобенко еще по работе в Тольятти. Учитывая данное обстоятельство, становится понятно, почему МЭРИТ и НТЦСО не желают раскрывать информацию о ротации совета директоров. Комягин — тот человек, который должен инициировать этот процесс. Однако, будучи давним знакомым Кобенко, он явно не заинтересован смещать экс-министра с должности председателя совета директоров и выводить из этого органа его креатуру Дмитрия Горбунова. Скорее всего, уклонение от ответов официальных лиц говорит о том, что обновлять состав совета директоров никто даже и не собирается.

Между тем пребывание в совете директоров Наноцентра Александра Кобенко и Дмитрия Горбунова несет вполне очевидные риски для учреждения. Указанные лица не имеют никакого отношения к учредителям НТЦСО. Министерству они уже не подотчетны. Структурам «РОСНАНО» они тем более ничем не обязаны. Контролировать бывших чиновников никто не может. Поэтому вполне закономерно возникает вопрос: чьи интересы они вообще представляют в совете директоров? Ответ напрашивается лишь один: Кобенко и его сподвижник Горбунов имеют возможность преследовать там только свои личные интересы. Подобное крайне недопустимо, т.к. речь идет об учреждении, на счетах которого находятся сотни миллионов бюджетных денег.