Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (679) | 17 сентября 2018г.
 

Закон и беспорядок

При Кудинове Самарский облсуд не замечает нарушений по спорному делу Тюменцевой

ИА «Центр-Инфо»

4 сентября появилась еще одна трещина в так называемом уголовном деле Тюменцевой, по которому Самарский районный суд Самары уже третий год не может вынести приговор. В связи с решением Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) из-под стражи вышли 10 подсудимых. При этом в застенках СИЗО почему-то продолжают томиться еще две женщины, которым инкриминируют менее тяжкие деяния. Похоже, уголовно-исправительная система не желает признавать грубых ошибок в сфабрикованном деле.

Нашумевшее уголовное дело было возбуждено еще в 2014 г. Группе лиц вменяется совершение незаконных сделок по приватизации муниципальных квартир. В качестве одной из обвиняемых по делу проходит бывшая сотрудница Росреестра Лилия Мариничева. Еще 29 марта 2018 г. ЕСПЧ вынес постановление, признав нарушение в отношении нее ст. 5 Европейской конвенции, а именно права на свободу и личную неприкосновенность, выразившееся в незаконном и необоснованном содержании под стражей в течение четырех лет.

Адвокат Станислав Журавлев рассказал: «Судья Самарского районного суда Алла Балова и Самарский областной суд несколько месяцев не исполняли решение Европейского суда. Ситуация сдвинулась с мертвой точки только после того, как Верховный суд возбудил производство по нашей жалобе и запросил дело, т.е. в любом случае отменил бы решение о содержании под стражей Мариничевой. И уже после этого Самарский облсуд отправил под домашний арест сначала Мариничеву, а затем и других подсудимых». Правда, из СИЗО вышли не все. Там до сих пор остаются две женщины – Ирина Тюменцева и Оксана Пименова. При этом они находятся под стражей дольше остальных, уже около 5 лет.

По словам Журавлева, из-под стражи вышли обвиняемые и по более тяжким статьям, а Тюменцеву и Пименову Самарский облсуд отказывается освободить по причинам, как считает адвокат, лежащим вне правовой плоскости. Формально это мотивируется тем, что они еще не дали показания.

По версии адвоката обвиняемых, уголовное дело расследовалось с серьезными процессуальными нарушениями и с большим количеством фальсификаций, в частности, стенограмм прослушанных телефонных переговоров и результатов почерковедческих экспертиз.

Свидетели по делу в судебных заседаниях отказываются от ранее данных показаний, сообщают о давлении и угрозах, которые к ним якобы применялись на следствии, и о том, что Пименова и Тюменцева им даже не знакомы. Ни один из якобы потерпевших по делу также их не видел до встречи в зале суда. Многие свидетели сами проходили обвиняемыми по аналогичным уголовным делам. Вероятно, оговор женщин по данному делу был для них частью сделки со следствием.

По версии защиты обвиняемых, судья продолжил сомнительную линию следствия. В частности, обвиняемым и их адвокатам (в т.ч. и только вступившим в дело) суд отказывал в ознакомлении с материалами дела, не изготавливал протоколы судебных заседаний, не рассмотрел ни одно из поданных защитой ходатайств. По всей видимости, Самарский облсуд на все нарушения закрывал глаза, и только после многочисленных жалоб и внепроцессуальных обращений в Верховный суд некоторые нарушения были устранены. Видимо, заместитель председателя Самарского облсуда Вадим Кудинов (на фото) осознал, что ему может быть отказано в повышении, и он сделал легкий реверанс верховной судебной власти.

По мнению наблюдателей, в деле Тюменцевой и Пименовой была криминализована легальная предпринимательская деятельность. Бизнес-леди никакой деятельности вместе не вели, а «совместный бизнес» у них возник исключительно в рамках уголовного дела. Само дело было инициировано и получило дальнейший ход с санкции высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов региона, и его развал, скорее всего, грозит им потерей лица.

Журавлев отмечает, что органы следствия пытаются привлечь к уголовной ответственности, как он понимает, никак не связанных друг с другом граждан. Тюменцева, которая, по версии следствия, ими руководила, по данным адвоката, даже не была им известна.

Однако начальник УМВД России по г. Самаре Дмитрий Блохин одобрил возбуждение уголовного дела. По словам представителя защиты, обвинительное заключение было подписано успевшим за сутки ознакомиться с 200 томами по делу тогдашним прокурором г. Самары, а ныне заместителем прокурора Самарской обл. Андреем Шевцовым, отец которого, Юрий Шевцов, возглавляет комитет по законодательству Самарской губернской думы.

Похоже, дело «состряпали» ради красивых отчетов «наверх». Блохин и Шевцов уже отчитались о «раскрытии и расследовании» особого тяжкого преступления. Вот только в суде у Кудинова дело буксует, да так, что грязь летит во все стороны. Сумеет ли «отмыть» их всех Юрий Шевцов? Ведь фальсификации уголовных дел не остаются безнаказанными, а генерала Дениса Сугробова даже большие связи не уберегли от тюрьмы.

Столь длительное нахождение подсудимых под стражей, несмотря на решение ЕСПЧ, скорее всего, было бы невозможно без санкции зампреда Самарского облсуда Вадима Кудинова, вероятно связанного личными отношениями и профессиональным прошлым в прокуратуре с Юрием Шевцовым.

Между тем нарушения Европейской конвенции только лишь незаконностью содержания под стражей, если верить жалобам подсудимых, не исчерпываются. В интересах Пименовой и Тюменцевой уже направлены жалобы в ЕСПЧ, в которых они указывают на нарушение права на справедливое судебное разбирательство и на эффективные средства правовой защиты, пыточные условия конвоирования и содержания в СИЗО и суде. Верховный суд в скором времени должен рассмотреть законность содержания Пименовой и Тюменцевой под стражей.