Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (674) | 16 июля 2018г.
 

Инсайд Чемезова

Выкупом вазовских акций Ростех может решить сразу несколько задач

Сейдамет Абреков

До 17 июля ПАО «АВТОВАЗ» должно направить акционерам обязательное предложение о выкупе акций. Инициативу проявил крупнейший акционер АВТОВАЗа — компания Alliance Rostec Auto B.V. из Нидерландов. Со стороны видится, что этот процесс выгоден прежде всего Госкорпорации (ГК) «Ростех» как одному из бенефициаров Alliance Rostec Auto B.V. Похоже, в Ростехе, генеральным директором которого является Сергей ЧЕМЕЗОВ (на фото), все еще надеются перехватить у альянса Renault-Nissan контроль над АВТОВАЗом. В то же время Дмитрий МЕДВЕДЕВ, получив портфель премьер-министра РФ, может напомнить Чемезову о долге перед государством в 70 млрд р. Так что Ростех полученными акциями вполне может вернуть часть долга, а потом этим пакетом управлять.

Renault пока впереди

2 июля АВТОВАЗ раскрыл сообщение о «Поступлении эмитенту обязательного предложения о приобретении его эмиссионных ценных бумаг». Обязательное предложение направила компания Alliance Rostec Auto B.V. Согласно отчету АВТОВАЗа за I кв. 2018 г. Alliance Rostec Auto B.V. принадлежало 64,6% уставного капитала АВТОВАЗа (или 66,31% обыкновенных акций). Владение пакетом такого размера не обязывало его держателя объявлять предложение о выкупе акций. Другие 24,09% уставного капитала (или 26,44% обыкновенных акций), по данным все того же отчета, находились у Renaissance Securities Limited (Кипр). Эта организация подконтрольна бизнесмену Михаилу Прохорову. В конце 2016 г. Renaissance Securities Limited, по сути, стала акционером АВТОВАЗа (см. «Хронограф» №2 (612) от 30.01.17) в интересах ГК «Ростех».

Подтверждением этому стало то, что после вхождения Renaissance Securities Limited в акционерный капитал АВТОВАЗа представителей компании Михаила Прохорова в совете директоров ПАО «АВТОВАЗ» не оказалось. Не оказалось их там и после проведения 17 мая годового собрания акционеров ПАО «АВТОВАЗ» за 2017 г. Зато там остались в том же количестве представители Ростеха.

При этом контроль над основным акционером АВТОВАЗа -Alliance Rostec Auto B.V. в долях был разделен между Ростехом и альянсом Renault-Nissan. После вхождения Renaissance Securities Limited в капитал АВТОВАЗа альянс Renault-Nissan через Alliance Rostec Auto B.V. фактически контролировал около 44,5% акций АВТОВАЗа, а тандем Ростех — Renaissance Securities Limited стал владеть пакетом около 45,88%. Однако реальный контроль над АВТОВАЗом все же сохранило именно Renault. Так, новым президентом АВТОВАЗа с 1 июня 2018 г. вновь стал ставленник альянса Renault-Nissan Ив Каракатзанис, сменивший на этом посту Николя Мора. Кстати, при Море завершилась процедура оформления контроля над сервисно-сбытовой сетью АВТОВАЗа в пользу Renaullt. Pocтеху осталась на АВТОВАЗе довольно номинальная позиция председателя совета директоров, которым сейчас является Сергей Скворцов.

Для Ростеха такое положение выгодным назвать нельзя, поскольку госкорпорация не может в этом случае защищать интересы близких себе дилеров, а также т.н. традиционных вазовских поставщиков. Renault, вполне объяснимо, нацелено на закупку комплектующих у своих поставщиков. Контроль над сбытовой сетью также входит в число его приоритетов.

Размыли Прохорова

Показательно, что отчет АВТОВАЗа за I кв. 2018 г. был подготовлен 11 мая 2018 г., а раскрыт только 15 мая. При этом 11 мая АВТОВАЗ выпустил сообщение, из которого стало известно о размере пакета Alliance Rostec Auto B.V. в капитале АВТОВАЗа. В частности, Alliance Rostec Auto B.V. увеличил свое участие в уставном капитале АВТОВАЗа с 64,6 до 83,53% (т. е. примерно на 19%). В разрезе обыкновенных акций компании цифры, соответственно, выросли с 66,31 до 85,10%. Это и наделило Alliance Rostec Auto B.V. обязательством выступить с предложением о выкупе акций АВТОВАЗа. В сообщении указывалось, что датой наступления основания, в силу которого Alliance Rostec Auto B.V. увеличил пакет акций АВТОВАЗа, является 10 мая 2018 г.

24 мая АВТОВАЗ раскрыл еще одно сообщение, из которого стало известно, что Renaissance Securities Limited снизил свою долю в капитале АВТОВАЗа с 24,11 до 11,22% (т.е. почти на 13%), а по обыкновенным акциям –с 26,44 до 11,70%. Как видно, Alliance Rostec Auto B.V. увеличил пакет на большее количество процентов, нежели снизил Renaissance Securities Limited. Но при этом показательно, что дата наступления основания, в силу которого Renaissance Securities Limited снизил свой пакет, та же, что и дата, в которую пакет увеличивал Alliance Rostec Auto B.V., т. е. 10 мая 2018 г. В этот день был зарегистрирован отчет об итогах дополнительного выпуска акций АВТОВАЗа (государственный регистрационный номер и дата государственной регистрации: 1-07-00002-A-005D, 17 апреля 2017 г.). Т.е. уместно говорить о том, что пакет основных акционеров АВТОВАЗа значительно изменился в силу их участия в выкупе акций дополнительного выпуска.

Но пока официально ПАО «АВТОВАЗ» не раскрыло информацию о том, кто именно из двух бенефициаров крупнейшего акционера АВТОВАЗа в лице Alliance Rostec Auto B.V. — Ростех или альянс Renault-Nissan — выиграл или проиграл от выкупа акций по допэмиссии. Как, впрочем, неизвестно, насколько изменились доли Ростеха и альянса Renault-Nissan в самом Alliance Rostec Auto B.V., который с 11 мая владеет 83,53% уставного капитала АВТОВАЗа.

Семерых одним махом

Если исходить из того, что Renault и так сегодня полностью контролирует операционную и корпоративную деятельность АВТОВАЗа, то в изменениях прежде всего должен быть заинтересован Ростех. При этом возврат контроля над АВТОВАЗом может быть выгоден госкорпорации во главе с Сергеем Чемезовым сразу по нескольким причинам. Одна из них — защита интересов традиционных вазовских поставщиков, которые все еще продолжают оставаться под контролем Ростеха. Если эти предприятия лишатся основного рынка сбыта продукции (а это прежде всего АВТОВАЗ), то их можно будет смело распродавать по цене металлолома. ОАО «АвтоВАЗагрегат» — яркое тому доказательство.

У альянса Renault-Nissan, в отличие от Ростеха, свой пул поставщиков. И пока Ростех в этом смысле проигрывает альянсу Renault-Nissan, который к тому же скоро добьется окончательного снятия с производства старых вазовских моделей.

Не стоит забывать и о том, что в 2009 г. Ростех получил от российского бюджета беспроцентный заем в размере 70 млрд р., который рано или поздно придется возвращать. Тем более что переназначение 8 мая на должность председателя правительства России Дмитрия Медведева, открытого критика Сергея Чемезова, способно ускорить процесс истребования долга. При этом Ростеху было бы удобнее всего вернуть долг не живыми деньгами, а, к примеру, акциями АВТОВАЗа, которыми потом можно будет управлять от имени государства.

К тому же и на обязательном выкупе акций, о котором заявили в Alliance Rostec Auto B.V., также можно заработать. Косвенным доказательством этой теории служит рост цены вазовских акций, который произошел в последнее время. Так, если 3 января 2018 г. обыкновенная акция АВТОВАЗа стоила 10,19 р., к 10 мая она выросла до 13,8 р. Видимо, инсайдеры знали о грядущем обязательном выкупе. В сообщении АВТОВАЗа говорится, что обыкновенные акции будут выкуплены по цене 12,35 р., а привилегированные — по цене 12,2 р. за одну акцию. Купив акцию за 10,19 и продав за 12,35 р. (рост более 20%), особенно на серьезных объемах, можно отлично заработать. 20% от 70 млрд р. — это 14 млрд р. Тем самым можно в некоторой степени «отбить» те вложения, которые Ростеху придется делать для возврата 70-миллиардного долга государству.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.