Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №22 (674) | 16 июля 2018г.
 

В эмоциональном порыве

«Газбанк» отправили на дно

ИА «Центр-Инфо»

11 июля Банк России (Центробанк) отозвал лицензию на осуществление банковских операций у АО АКБ «Газбанк». В официальном релизе подчеркивалось, что меры надзорного воздействия применялись в отношении «Газбанка» 11 раз в течение последнего года. По мнению наблюдателей, при таком затянувшемся процессе с отзывом лицензии можно было подождать до завершения губернаторских выборов в Самарской обл. Однако регулятор принял решение, вероятно основываясь на эмоциях лоббистов из ПАО «Газпром». По одной из версий, глава «Газпрома» Алексей МИЛЛЕР находится в сильном раздражении из-за проигрыша в споре с ООО «Средневолжская газовая компания».

«В результате систематического проведения АО АКБ «Газбанк» операций, направленных на сокрытие реального финансового положения банка и уклонение от исполнения требований надзорного органа об адекватной оценке принимаемых рисков, на балансе кредитной организации образовался значительный объем проблемных активов, — говорится в официальном релизе пресс-службы Банка России по поводу отзыва лицензии у «Газбанка». — Банк России неоднократно (11 раз в течение последних 12 месяцев) применял в отношении АО АКБ «Газбанк» меры надзорного воздействия, в т.ч. дважды вводил ограничения на привлечение вкладов населения». «Руководством и собственниками кредитной организации не были предприняты действенные меры по нормализации ее деятельности», — резюмировал регулятор свое решение.

Согласно данным с официального сайта «Газбанка», по состоянию на 4 июня 2018 г. банк находился под контролем группы лиц, связанных с гражданином Швейцарии Давидом Гаоном.

Фактическими же распорядителями кредитного учреждения до момента отзыва лицензии продолжали считать бенефициаров холдинга «Волгопромгаз» (ВПГ).

Впрочем, «Газбанк» получил критические «пробоины» раньше, чем его собственники задумались о выводе ликвидных активов. В отчете о прибылях и убытках и прочем совокупном доходе за 2017 г., выполненном по МСФО, содержатся сведения о чистом убытке по итогам года в размере 1,069 млрд р. За I кв. 2018 г. чистый убыток уже по РСБУ достиг 430 млн р. (по итогам 2017 г. — 349 млн р.). На 1 апреля в «Газбанке», несмотря на вводимые Центробанком ограничения по привлечению, имелось вкладов на сумму 19,6 млрд р. Однако работали эти средства некачественно: под видом чистой ссудной задолженности в балансе отражено всего 17,6 млрд р. Причем, по некоторым оценкам, как минимум 9 млрд р. от суммы активов банка могло быть отнесено регулятором к проблемным и неработающим. Совокупную дыру в балансе те же оценщики предполагали равной примерно 14 млрд р.

Таким образом, основания для отзыва лицензии у «Газбанка» назрели давно. С другой стороны, с учетом интенсивности мер надзорного воздействия по результатам постоянных проверок на протяжении последнего года ситуация, в принципе, должна была находиться под контролем Центробанка. Соответственно, регулятор имел возможность рационально подойти к лишению «Газ-банка» лицензии, потянув с этим, к примеру, до завершения губернаторской избирательной кампании в Самарской обл. Причина кроется в обслуживании «Газбанком» счетов государственных и муниципальных учреждений региона,

осуществлении им выплат сотрудникам бюджетной сферы (т.н. «новым крепостным»), пенсионерам, приеме платежей за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и т.д.

По сути, кредитная организация была очень глубоко интегрирована в экономику Самарской обл. Через «Газбанк» текли такие внушительные финансовые потоки, которым могли бы совместно позавидовать остальные рухнувшие банки на территории региона. В данный момент часть средств зависла с риском их полной утраты, что уже вызвало заметную социальную напряженность, в т.ч. в областном правительстве, озаботившемся выбором других банков для перечисления выплат бюджетникам. Накануне выборов это гарантированно вызовет очередной виток электорального недовольства.

По логике, отзыв лицензии у «Газбанка» следовало бы отложить до момента перевода всех операций с бюджетными средствами, пенсиями и платежами за ЖКУ в альтернативную кредитную организацию. Однако регулятор, как полагают наблюдатели, будто поддался чьему-то эмоциональному порыву. Согласно одной из версий, Центробанк получил повод поторопиться по инициативе председателя правления ПАО «Газпром» Алексея Миллера. «Газпром» благодаря усилиям опорного актива ВПГ в лице ООО «Средневолжская газовая компания» (СВГК) недавно попал на штраф в размере 211 млн р. по делу о т.н. газовом сговоре. Не исключено, что конкурирующие с кланом Миллера федеральные кланы отпустили в его адрес колкости по поводу того, как местечковый оператор газоснабжения СВГК мог заставить прогнуться всесильный «Газпром». В результате титаническое терпение Миллера, видимо, оказалось способным лопнуть в одночасье.