Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (161) | 4 декабря 2006г.
 

Дмитрий Савенков:

Я был удивлен решением фракции

Егор Кошеров

Низкий профессиональный уровень участников согласительной комиссии может способствовать росту злоупотреблений при принятии бюджета. Об этом в интервью «Хронографу» рассказал депутат ТГД, генеральный директор ЗАО «Мотор-Супер» (Группа "СОК") Дмитрий САВЕНКОВ.

- Дмитрий Леонидович, вы расстроены тем, что вас исключили из состава согласительной комиссии?

- Я не расстроен, а скорее удивлен. Если бы фракция сообщила мне о своем нежелании видеть меня в составе согласительной комиссии, я бы сам написал заявление о выходе. Однако все было сделано тайно, в мое отсутствие: я был в командировке, заключал контракт на поставку оборудования. Считаю это неэтичным. Когда Виктора Попова в его отсутствие пытались лишить поста главы фракции, я тоже был против: такие вещи за глаза не делаются. Баланс предприятия в развернутом виде -вещь непростая. А бюджет города — еще более сложный документ. Надо не только понимать, что такое постатейная роспись, но и уметь видеть всю картину в целом. Иногда депутаты говорят: «Надо строить жилье молодым семьям». Или: «Надо строить дорогу в новых кварталах». Все это надо делать, никто не спорит. Но нужно думать и о сбалансированности, чтобы не оказаться в ситуации, когда и строительство новой дороги не удастся закончить, и город из-за нехватки резервов в разгар сезона останется без тепла. Помимо специального образования для качественной работы с бюджетом необходим большой опыт. Без этого можно провалить всю работу.

- По словам вице-мэра Николая Ренца, он внимательно изучил все ваши монографии, однако не обнаружил среди них ни одной, касающейся бюджетного устройства и бюджетного процесса.

- Это в принципе неверно. Есть же универсальные вещи. Например, лицензионная программа управленческого учета «1С». Она продается по всей стране. Ее покупает макаронная фабрика — и программа работает; покупает машиностроительное предприятие — она работает; и на чаеразвесочной фабрике она будет работать так же эффективно.

Почему так происходит? Потому что принцип построения этой программы очень прост: есть продукт, состоящий из определенных составляющих. Для производства продукта необходимо эти составляющие объединить в правильной последовательности. Что это за продукт — автомобиль, чай или макароны — неважно, поскольку принцип один. То же справедливо и для бюджетирования: принцип построения бюджета один и тот же — что на промышленном предприятии, что в муниципалитете. Это выработка стратегических направлений развития, на основе этой стратегии — составление и обоснование заявок на выделение средств, внесение заявок в финансовый план, а в дальнейшем — контроль за соблюдением выстроенной схемы. Единственное различие: при составлении бюджета города необходимо руководствоваться не только целесообразностью, но и множеством законов и нормативных актов, регламентирующих деятельность бюджетосоставителя. Сложность в том, что эти нормативные акты достаточно быстро меняются и их актуальность приходится постоянно мониторить. Однако для этого есть юридическая служба, которая и в думе, и в мэрии достаточно компетентна.

Предложенная мною система усовершенствования бюджетного управления подходит как для промышленных предприятий, так и для муниципалитета. Об этом говорят люди, авторитетнейшие в российской науке, которые рецензировали мою монографию. Получается, господин Ренц утверждает, что они не правы, а центральное московское издательство «Финансы и статистика» печатает бред. И студенты, покупающие мои монографии, — идиоты, которые потом по этим книгам сдают экзамены таким же идиотам -ведущим московским профессорам.

Ведь что такое бюджет? Это, по сути, математическая матрица. Посложнее она или попроще — это другой вопрос. Я считаю (и в этом со мной согласна московская профессура), что городской бюджет лучше и проще для управления, чем бюджет промышленного предприятия. Потому что строгость Бюджетного кодекса РФ не позволяет распределять средства ситуативно, не допускает случайного перерасхода. В этом, собственно, и заключена основная разница. Поэтому описанная мною в монографии модель бюджетного управления еще лучше подходит для органов местного самоуправления.

Я давно уже говорил: давайте попробуем в полном объеме внедрить эту модель на уровне Тольятти. Давайте проведем эксперимент -единственный на всю Россию. Весь бюджетный процесс можно было бы сделать автоматизированным, все расчеты производила бы машина, что привело бы к сокращению административного аппарата. Однако в Тольятти почему-то никто с этим не согласился.

- Многие собеседники «Хронографа» обеспокоены низким профессиональным уровнем нынешнего депутатского корпуса.

- Да, такая проблема существует.

-Но в то же время некоторые высокопоставленные сотрудники мэрии утверждают, что существующий созыв обладает серьезным профессионализмом. Не складывается ли у вас впечатление, что ослабление состава согласительной комиссии делается для того, чтобы, пользуясь некомпетентностью депутатов в этих вопросах, использовать бюджетные средства в клановых интересах?

- Вполне вероятно. Если человек не умеет читать бюджет, то он может не обнаружить заложенных в нем подводных камней. Понятно, что в мутной воде проще рыбку ловить. Такая опасность существует, но что произошло, то произошло.

Обсудить на форуме