Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (669) | 4 июня 2018г.
 

Свои люди

Бюджетные инвестиции регулярно осваивались правильными получателями

Егор Кошеров

26 мая в рамках работы Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2018) врио губернатора Самарской обл. Дмитрий АЗАРОВ сообщил о намерении региона в течение 2 лет войти в топ-20 Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России. По убеждению главы региона, текущее 48-е место не соответствует потенциалу субъекта. При неплохой инфраструктуре для бизнеса Дмитрий Азаров отметил слабость «государственного регионального управления». Вероятно, упрек был адресован должностным лицам, отвечающим за инновационное развитие. Определенные оргвыводы уже могли быть сделаны: две недели назад кресло замминистра министерства экономического развития, инвестиций и торговли (МЭРИТ) покинул Дмитрий ГОРБУНОВ (на фото).

Неблестящий результат

Общаясь с корреспондентом РИА «Новости», глава региона сказал буквально следующее: «Мы впервые поднялись в рейтинге на 17 пунктов, но это место нас не устраивает, это 48-е место. Раньше Самарская обл. была на 65-м месте. При ее потенциале, конечно, это было крайне недостойно. Место и сегодня нас не устраивает. Мы считаем, что Самарская обл. должна быть в топе рейтинга... Я думаю, что нам понадобится два года, чтобы быть в топ-20».

Глава региона имел в виду рейтинг состояния инвестиционного климата в регионах России, составляемый Агентством стратегических инициатив (АСИ). Результаты этих исследований презентуются деловой и управленческой элите ежегодно в рамках ПМЭФ-2018, таким образом, информация о состоянии дел в регионе становится известна не только в России, но и далеко за ее пределами. По сути, рейтинг АСИ является одним из наиболее влиятельных инструментов измерения делового климата в субъектах федерации.

Как следует из официальных публикаций, в т.ч. научных, за инновационную сферу региона и ее динамичное развитие, а также за привлечение инвестиций отвечал именно заместитель министра МЭРИТ Дмитрий Горбунов. Он и свою карьеру в министерстве начинал с поста руководителя департамента по привлечению инвестиций. Более того, утверждается, что на занимаемую должность со своим функционалом он был приглашен вице-губернатором, министром экономического развития инвестиций и торговли Александром Кобенко. Для реализации поставленных задач в Самарской обл. была разработана новая система поддержки инноваций. Она, как следует из официальных публикаций, «предполагает, что на каждой стадии создания инновационного продукта будет действовать организация, финансирующая проекты, в т. ч. и в обмен на долю в уставном капитале предприятия» (http://docplayer.ru/36603819-Soderzhanie-i-osobennosti-innova-cionnoy-deyatelnosti-regiona-na-primere-samarskoy-oblasti.html). Простейшая аналогия — система «бизнес-ангелов», только в роли ангела выступают бюджеты разных уровней. Вернее, для региона это уже сложившаяся практика, которая, очевидно, совершенно не устраивает Дмитрия Азарова.

Для достижения высоких целей была создана целая сеть субъектов, так или иначе оказывающих поддержку предпринимательству как в части привлечения инвестиции, так и по линии внедрения инноваций в повседневную практику. К таковым можно отнести Фонд содействия развитию венчурных инвестиций, Инновационный фонд Самарской области, РЦИТТ, Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской обл., Информационно-консалтинговое агентство, Наноцентр и пр. Вероятно, у тех, кто формировал эту структуру инвестиционно-инновационного блока МЭРИТ, были доводы, почему идентичные действия должны осуществлять несколько субъектов со схожим функционалом, но разной организационно-правовой формой.

В перечень субъектов, которые так или иначе занимались поддержкой инноваций, входили и НП, НО и НКО. Для тех, кто профессионально занимается корпоративным правом, нет особой нужды объяснять все преимущества подобной организации работы. Каждый из операторов имел собственный управленческий аппарат с соответствующими зарплатами. Анализируя разрозненные сведения из открытых источников, можно сделать вывод о том, что бюджетные инвестиции в инновационную сферу региона были более чем щедрыми. Зато эффективность вложений вызвала у врио губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова большие вопросы. Хотя в целом глава региона не считает, что положение дел совсем уж безнадежное: «Инфраструктура для ведения бизнеса создана неплохая, но, к сожалению, отсутствие должного внимания с точки зрения государственного регионального управления создало условия, что наш регион находился в седьмом десятке»). Вопрос лишь в том, были ответственные лица невнимательны из-за халатности или все-таки с умыслом?

Месседж грантополучателям

Отставка Горбунова состоялась через месяц после оглашения послания врио губернатора Самарской обл. Дмитрия Азарова. В рамках послания глава региона достаточно жестко раскритиковал положение дел в инновационной сфере. «Наш национальный исследовательский университет за 5 лет участия в программе Топ-5/100 получил дополнительно из федерального бюджета почти 3 млрд р. Из областного бюджета — более 600 млн р. Только в прошлом году — 158 млн р. Но при этом объем НИОКР здесь в 2017 г. снизился на 20% в сравнении с 2015 г. Доля хозрасчетных НИОКР сократилась с 28% до 21%. Доля внебюджетных средств в доходах университета составляет лишь 25%. Но мы-то все рассчитываем на то, что университет станет драйвером развития и региона, и страны в целом. Ожидаемый эффект от объединения вузов, о котором много говорилось, тоже пока не достигнут», -сказал Дмитрий Азаров. «Вузам нужно быть более ориентированными на коммерциализацию своих разработок, а не на привлечение грантов», — добавил Азаров (http: / /samara. er.ru/news/2018/4/13/stenogra mma-poslaniya-di-azarova/).

Гораздо более жестко глава региона высказался в отношении других субъектов, занимающихся развитием инновационной сферы. «До настоящего времени не сформировано внятной стратегии деятельности Наноцентра. Поэтому за три года здесь нет практически никаких результатов. При этом директор Наноцентра получает очень хорошую зарплату, которая никак не зависит от эффективности его работы. Нет ожидаемой отдачи и от КРСО. Если в других регионах аналогичные корпорации сопровождают десятки и даже сотни инвестиционных проектов, помогают инвесторам, то у нас за весь срок ее работы до логического завершения не доведен ни один проект (за исключением, пожалуй, аэропорта Курумоч). Агентство по привлечению инвестиций, позиционирующее себя как единое окно по взаимоотношениям с инвесторами, пока таковым не стало, в т. ч. из-за слабой координации с другими институтами развития и ведомствами» (http://samara.er.ru/news/2018 /4/ 13/stenogramma-poslaniya-di- azarova).

Известно, что в мае началась прокурорская проверка, инициированная после появления заключения Счетной палаты Самарской обл., которая установила неэффективное расходование средств в размере 500 млн p.

Деловой Богданов

В 2017 г. пул субъектов, финансирующих инновации за бюджетный счет, пополнился Венчурным фондом Самарской обл. Фонд был создан Фондом содействия развитию венчурных инвестиций Самарской обл. при поддержке МЭРИТ СО. Его управляющей компанией стало ООО «Центр трансфера технологий» (ЦТТ) (работает под брендом YellowRockets). Единственным учредителем ЦТТ является Сергей Богданов. Портфель государственных заказов также впечатляющий. ООО «ЦТТ» являлось поставщиком в 11 государственных контрактах на сумму 35 млн р. Деньги поступали преимущественно от АО «РВК», АО «Деловая Среда» и Фонда Содействия Инновациям. Теперь Богданов возглавляет Венчурный фонд Самарской обл., который, если верить официальным данным, пока профинансировал на 2 млн р. только один проект «Финтех-Ядро» — облачную платформу для удаленной выдачи банковских кредитов (http://econ-omy.samregion.ru/press-center/sobytiya/venchurnyy-fond-samarskoy-oblasti-profinansiruet-per-vyy-startap/). Хотя объем Венчурного фонда составляет 100 млн р. (http://economy.samregion.ru/pr ess-center /sobytiya/ fond-sodeystviya-razvitiyu-venchurnykh-investitsiy-samarskoy-oblasti-podvel-itogi-raboty-za-2017-god/). Возможно, на эту сумму, размещенную в коммерческих банках, уже набежали аппетитные проценты.

Другим важным проектом команды Сергея Богданова официальные региональные СМИ называют Региональный центр инноваций StartUpSamara (проект принадлежит Ассоциации «Некоммерческое партнерство Региональный центр инноваций» (НП РЦИ)). По смыслу высказываний, именно команда Богданова, исполнительного директора НП РЦИ, занимается «поддержкой стартапов, начинающих предпринимателей, трансфером технологий и содействием в привлечении инвестиций». Кроме того, как рапортуют региональные СМИ, проектный портфель StartUpSamara уже насчитывает свыше тысячи стартапов (http://www.vkonline.ru/content/ view/191593/ kipyashij -kotel-idej). Часть из этих стартапов направлена на разработку нового программного обеспечения, технологий и материалов для стратегических для региона отраслей — машиностроительной, авиакосмической, нефтехимической. Причем эти стартапы в свое время финансировались из средств российских научных фондов, федерального агентства по образованию, в рамках госзаданий на выполнение НИР, напрямую из федерального бюджета, из бюджета Самарской обл., средств Министерства образования и науки РФ и других источников, подразумевающих исключительно бюджетное финансирование с высоким уровнем дальнейшей отчетности. Все они по-прежнему требуют доработки и внебюджетного софинансирования, хотя по ряду проектов бюджеты профинансировали начало работ еще в 2010 г. Впрочем, вопросы уже могут возникнуть от самого факта передачи большого количества потенциально коммерциализируемых проектов и ноу-хау в управление некому некоммерческому партнерству.

Вопросов к тому, как должна выглядеть региональная система привлечения инвестиций и развития инновационных проектов, в будущем может возникнуть много. Зависеть это будет от результатов тех проверок, которые инициированы после жестких реплик Дмитрия Азарова в адрес региональных структур, регулярно получавших бюджетные средства на инвестиционную и инновационную деятельность. Глава региона обозначил срок — 2 года, в течение которых Самарская обл. должна показать принципиально другой уровень взаимоотношений с инвесторами.