Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (667) | 21 мая 2018г.
 

Виктор Попов:

Нельзя допускать дестабилизации сферы ЖКХ

Егор Кошеров

24 апреля в Самарской губернской думе (СГД) состоялся круглый стол «О механизме заключения собственниками жилья прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями (РСО)», а по сути, о формировании новой модели взаимоотношений в сфере управления многоквартирными домами (МКД). В ходе заседания было озвучено, что идет работа по созданию отраслевой цифровой платформы для расчетов в сфере ЖКХ и обеспечения прозрачности платежей за ЖКУ, т.е. единого информационного центра (ЕИЦ). Годами не решаемые вопросы не должны стать обузой новых форм взаимоотношений граждан, УК и РСО. Об этом Областному аналитическому еженедельнику «Хронограф» рассказал председатель Ассоциации ЖКХ г. Тольятти, директор ООО «ДЖКХ» Виктор ПОПОВ.

- Виктор Иванович, насколько оправданы опасения, озвученные в ходе круглого стола, что в переходный период может обостриться обстановка на рынке ЖКХ именно в плане проведения расчетов между жильцами многоквартирных домов (МКД) и поставщиками услуг?

- Заседание в СГД и было организовано для того, чтобы в полной мере оценить последствия массового перехода МКД на прямые расчеты с РСО и обсудить оптимальные правила таких взаимоотношений. Представители профильных министерств, РСО и УК обозначили свое видение будущей модели расчетов и обозначили ряд проблем, с которым может столкнуться Самарская обл. Прозвучала ожидаемая проблема -рост стоимости коммунальных услуг из-за необходимости вести РСО активное взаимодействие с потребителями, т.е. создание абонентских отделов, сбор показаний приборов учета, работа с должниками, выставление квитанций и т.д. Граждане остро воспринимают проблемные вопросы ЖКХ. Не так давно это показала реакция тольяттинцев на корректировку платы за тепло по итогам 2017 г.

В ходе заседания круглого стола обсудили актуальность создания ЕИЦ. Но пока нет единого понимания того, как будет создан ЕИЦ и не унаследует ли новая система те проблемы отрасли, которые накапливались годами и которые до сих пор не решены. Это очень важно. В ином случае сама идея законодателя о создании абсолютно прозрачной и четкой схемы взаимоотношений может забуксовать и сойти на нет. Нельзя допустить, чтобы позитивные инициативы федерального центра превращались в проблемы на местах.

- Давайте уточним: введение единой информационной системы должно в идеале минимизировать или вовсе исключить риски возникновения неоднозначных ситуаций в расчетах в сфере ЖКХ?

- Несомненно. Мы все увидели, что сегодня наш регион настроен на создание оптимальной модели взаимоотношений между РСО, гражданами и УК. На тольяттинской площадке уже сейчас функционирует автономный информационный центр, в котором есть вся информация по МКД по расчетам за ресурсы и услуги, по объемам потребления и пр. При этом данный центр аккумулирует и расщепляет платежи, т.е. на расчетные счета управляющих организаций поступают только средства за жилищные услуги. И около 70% жилищного фонда в Тольятти уже интегрировано в данную систему. Но ее функционал намного шире.

Через нее ведется работа по регистрационному учету по линии федеральной миграционной службы (т.н. паспортные столы), проводится обмен информацией с органами соцзащиты по начислениям и оплате услуг ЖКХ льготной категорией граждан, удается организовать взаимодействие с МФЦ. В общем, делается все, чем раньше занимались УК в рамках непрофильных для них функций, но крайне необходимых для граждан. Более того, эта система позволяет осуществлять начисления по капитальному ремонту — может напрямую загружать данные из базы Фонда капремонта, фактически формируя единую квитанцию за ЖКУ. Данная система способна коммуницировать с бухгалтерской программой 1С, с Госжилинспекцией, с РСО, со всеми управленческими и надзорными структурами. С ее помощью можно проанализировать каждый МКД. Но есть принципиальный нюанс. Расчетная база, кассовое и абонентское обслуживание по-прежнему осталось на жилищно-эксплуатационных участках УК, т.е. рядом с населением. Граждане по всем вопросам взаимодействуют так, как они привыкли.

- Высказывалось мнение о целесообразности перехода на полное дистанционное обслуживание населения, с использованием т.н. облачных систем. Каковы перспективы?

- Действительно, сегодня IT-технологии позволяют исключить личное общение. Тем не менее надо учитывать, что в силу разных обстоятельств сейчас около 40% населения пока еще не готово пользоваться возможностями цифровых технологий, предпочитая оплачивать квитанции и решать возникающие вопросы посредством личного обращения. В основном это люди пенсионного и предпенсионного возраста. Для них более привычно и комфортно традиционное контактное общение. Надо уважать их предпочтения. А полный переход к использованию цифровых технологий, конечно, актуален, но пока это скорее среднесрочная перспектива.

Сегодня важно создать универсальную систему, дающую возможность контролировать процесс, и если он будет на матрице 1С, то это ускорит и упростит ее интеграцию как с РСО, так и с УК. Единая отраслевая цифровая платформа обеспечит решение управленческих задач, но не вопросы индивидуального контакта с каждым потребителем.

- Еще один момент, которому уделили особое внимание на круглом столе, — это кредиторская задолженность потребителей и неотлаженность в системе формирования коммунальных платежей. Каким образом эти весьма острые вопросы будут решаться в новых реалиях?

- Отрасль важно избавить от данных вопросов. Весь апрель в Тольятти можно было наблюдать то, как граждане воспринимают процедуру перерасчета: люди не понимают, за что и почему им доначислили.

Такое же непонимание вызывает и ОДН. Но такой ситуации могло бы не быть в принципе, если бы ежемесячно счета формировались так, как в Тольятти было ранее, — по показаниям домовых приборов учета. Все знают, что у нас 100% МКД оснащены системами учета. И даже то, что УК тратит на содержание МКД, идет через отдельные приборы учета, данные которых также вычитаются из объемов отгрузки на дом -это освещение мест общего пользования, лифты, полив и вода для уборки в подъездах и т.д. Доступ к показаниям общих узлов учета у граждан есть, тарифы все публичны — таким образом, получалась бы абсолютно понятная всем система, не вызывающая вопросов. Ассоциация ЖКХ г. Тольятти не первый год говорит о необходимости выработать адекватную позицию по учету показаний общедомовых приборов учета ресурсов вместо абстрактных нормативов и ОДН.

Есть и еще один фактор, дестабилизирующий отрасль ЖКХ. И он не исчезнет сам по себе. Я говорю о невозвратных долгах населения. Судебные решения о взыскании коммунальных долгов с потребителей — это не гарантия получения средств. Практика показывает, что соотношение реально взысканных судебными приставами денег с должников за энергоресурсы и квартплату и признанной судами задолженности крайне низкое. В Тольятти ежегодно отмечается недосбор по коммунальным платежам в размере около 5%. По итогам судебных разбирательств и возбуждения исполнительных производств удается взыскать только пятую часть этого. Получается, что ежегодно серьезные средства просто невозможно получить с потребителя.

Особую тревогу вызывает ситуация с муниципальным жилищным фондом, где сумма просроченной и признанной судами дебиторской задолженности только перед ДЖКХ составляет около 160 млн р. И фактически даже с собственника жилья, т.е. муниципалитета, невозможно получить эти деньги, хотя именно собственник должен нести бремя по содержанию своего имущества. Ассоциация ЖКХ не раз выходила в Тольяттинскую городскую думу с данным вопросом, но он по-прежнему не решен. И завтра эти нюансы взаимоотношений станут уделом не только УК, но и всех РСО с их прямыми договорами.

Необходимо на уровне региона выработать позицию, каким образом поступать с невозвратными долгами, с потребленными ресурсами, которые невозможно предъявить к оплате из-за ОДН. Эти вопросы не должны формировать убытки ни энергетикам, ни УК. Мы ведь исполняем обязательства перед потребителями в полном объеме, и на нас возложена задача по развитию коммунального хозяйства и МКД. Нельзя допускать дестабилизацию сферы ЖКХ. И сегодня самое подходящее время локализовать накопленные проблемы при модернизации системы расчетов.