Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (662) | 2 апреля 2018г.
 

Трубошпунты Шипицина

Победы ООО «Больверк» способны сделать его марионеткой Ростеха

Татьяна Федорова, Павел Соколов

Согласно картотеке Арбитражного суда Самарской обл. в марте началось рассмотрение нескольких исковых заявлений к ООО «Больверк» (г. Самара) о взыскании долгов. При этом компании, которую пока еще принято считать подконтрольной семье Анатолия ШИПИЦИНА, удается получать крупные господряды. До 2017 г. это происходило благодаря наличию запатентованной технологии по трубошпунтированию. Однако в декабре 2017 г. ООО «Больверк» получило госконтракт на строительство морского терминала в Калининградской обл. стоимостью 7,3 млрд р., обойдя на торгах компанию, близкую Олегу ДЕРИПАСКЕ. Без всевидящего ока Госкорпорации «Ростех» такое вряд ли могло произойти.

Звон кандалов

Согласно картотеке Арбитражного суда Самарской обл. сейчас на рассмотрении находится исковое заявление АО «Ленморниипроект» (г. Санкт-Петербург) к ООО «Больверк» о взыскании 8,18 млн р. Эта задолженность возникла по договору о выполнении проектных работ. Еще одно судебное разбирательство связано с иском ООО «УМ Геоизол» (г. Санкт-Петербург) к ООО «Больверк» на сумму более 13 млн р. Оба заявителя являются крупнейшими компаниями в сфере проектирования и строительства объектов специального назначения (порты, причальные стенки, подземные сооружения, метрополитен и т.д.). Подчеркнем: оба из Санкт Петербурга. В этом есть определенный смысл. Образно говоря, перед бенефициарами ООО «Больверк» потрясли кандалами. Дали понять, куда идти и на кого работать.

При этом в декабре 2017 г. стало известно, что ООО «Больверк» выиграло госконтракт на строительство морского терминала в Калининградской обл. 19 декабря 2017 г. Информационный холдинг «РБК» сообщил: «За свои услуги компания «Больверк» запросила чуть меньше первоначальной суммы контракта — 7,313 млрд р. вместо 7,338 млрд р. Подрядчик должен разработать рабочую документацию, построить портовую инфраструктуру и морской терминал для приема грузопассажирских и круизных судов. По проекту морской терминал в Пионерском сможет принимать 110 круизных судов и 312 паромов в год. Победившая на торгах компания должна построить за свой счет здание морского вокзала с помещениями для таможенного и пограничного контроля. Собственные затраты организации на эти цели составят 851 млн р. Требования о заключении такого инвестиционного соглашения прописаны в распоряжении правительства РФ». Здесь важно обратить внимание еще и на то, что победитель торгов должен будет вложить в объект личные средства в размере 851 млн р. (!). Подобное можно сравнить с «ноу-хау», на которое способны только знатоки или авторы псевдонаучных разработок на тему офсетных сделок для стимулирования экспорта продукции военного назначения -суть, банальный откат (см. «Хронограф» №17 (136) от 22.05.06). Хотя Областному аналитическому еженедельнику (ОАЕ) «Хронограф» их имена стали известны еще в 2006 г. -это на тот момент высший руководящий состав ФГУП «Рособоронэкспорт»: Владимир Артяков, Игорь Есиповский и Сергей Чемезов, прибывший в Тольятти в ОАО «АВТОВАЗ». Все к тому времени имели защищенные диссертации на тему офсетных сделок (см. «Хронограф» №17 (136) от 22.05.06).

Другой источник — Информационно-аналитический портал «Калининград. RU» -1 февраля 2018 г. сообщил: «1 февраля на месте строительства морского пассажирского терминала в Пионерском заложили капсулу. В торжественной церемонии приняли участие замминистра транспорта РФ Виктор Олерский, глава Росморпорта Андрей Лаврищев, губернатор Антон Алиханов, а также член совета директоров компании «Больверк» Сергей Шипицин» (https://kgd.ru/news /society /item/ 70316-chtoby-uvazhat-sebya-v-pionerskom-zalozhili-kapsu-lu-na-meste-budushhego-morskogo-terminala).

ООО «Больверк» стало единственным участником торгов по калининградскому морскому терминалу. Хотя на старте были попытки составить ему конкуренцию. С заявкой на участие в торгах, помимо ООО «Больверк», обратилось АО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой». Эта организация входит в холдинг «Трансстрой», который принято считать близким Олегу Дерипаске. Однако заявку АО «Инжиниринговая корпорация «Трансстрой» признали не соответствующей требованиям конкурса.

Антон Алиханов занял пост губернатора Калининградской обл. в сентябре 2017 г. О нем говорят как о ставленнике Госкорпорации (ГК) «Ростех». У генерального директора ГК «Ростех» Сергея Чемезова интерес к Калининградской обл. был замечен давно. Однако лишь с избранием в сентябре 2017 г. на пост губернатора Антона Алиханова можно было начать говорить, что этот самый западный регион России перешел под полный контроль Ростеха. Отметим, что знакомство Анатолия Шипицина (отец Сергея Шипицина, основавшего ООО «Больверк») с Ростехом произошло в период, когда губернатором Самарской обл. (2007-2012 гг.) был Владимир Артяков, ныне первый заместитель Чемезова в Ростехе. При губернаторе Артякове Шипицин-старший был главой Сергиевского р-на Самарской обл. (см. «Хронограф» №20 (329) от 7.06.10).

Семейно-дружеские скрепы

С 25 марта 2015 г. и по сей день единственным учредителем ООО «Больверк» значится Станислав Лобань. Его ИНН начинается на 86, это говорит о том, что он является налоговым резидентом Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО). В ЕГРЮЛ сейчас содержится информация, что залогодержателем всей доли Лобаня в ООО «Больверк» выступает ПАО «Сбербанк». Причем уставный капитал ООО «Больверк» всего 20 тыс. р. Но так было не всегда. Увеличение уставного капитала ООО «Больверк» происходило два раза. Первый в 2012 г. — с 10 тыс. р. до 16 тыс. р. Второй в марте 2015 г. — с 16 тыс. р. до 20 тыс. р.

Тогда-то Лобань и стал его единственным учредителем. Юридический адрес ООО «Больверк» до сих пор самарский: ул. Льва Толстого, 92.

Изначально ООО «Больверк» было учреждено в крупнейшем населенном пункте Сергиевского р-на Самарской обл. в пгт Суходол по адресу: ул. Мира, 15. Это случилось 14 октября 2008 г., когда главой Сергиевского р-на уже на протяжении трех лет был Анатолий Шипицин (см. «Хронограф» №36 (523) от 17.11.14). Одними из первых учредителями ООО «Больверк» стали ООО «Строительная компания «СТРОЙТЭК» и ООО «Трест ЗАПСИБГИДРОСТРОЙ». До 2015 г. их доли в ООО «Больверк» менялись незначительно. Пока в марте того же года не было принято решение все это завершить путем переписывания всех долей на Станислава Лобаня. Однако именно здесь важно напомнить, что единственным учредителем и директором ООО «Строительная компания «СТРОЙТЭК» является Сергей Шипицин, сын Анатолия Шипицина. Более того, местом регистрации ООО «Строительная компания «СТРОЙТЭК» с 2008 по 2015 г. стал пгт Суходол, ул. Мира, 15, а с 2015 г. -г. Самара, ул. Льва Толстого, 92. Таким образом, наблюдается полное совпадение с ООО «Больверк». Причем даже по хронологии смены даты регистрации юридического адреса. Но и это еще не все. Связи сегодняшнего единственного учредителя ООО «Больверк» Станислава Лобаня и Сергея Шипицина куда более обширны. Так, например, Лобань с 2012 г. возглавляет ООО «Элегант», единственным учредителем которого все эти годы значится ООО «Строительная компания «СТРОЙТЭК» Сергея Шипицина. Причем адрес регистрации ООО «Элегант» все тот же: пгт Суходол, ул. Мира, 15. Там же с 2007 г. прописано еще одно возглавляемое Станиславом Лобанем юридическое лицо — ООО «Сергиевское карьерное управление» с основным видом деятельности «добыча гравия, песка и глины» (он же единственный учредитель).

Теперь что касается ООО «Трест ЗАПСИБГИДРОСТРОЙ». Учреждено оно было в 2002 г. в ХМАО, в г. Сургуте; уставный капитал -1 млн р. Ключевые учредители — ООО «Акватехнолоджикс» (68%) и Марат Харисов (28%), который с 2012 г. занимает должность генерального директора ООО «Трест ЗАПСИБГИДРОСТРОЙ». Оба учредителя являются налоговыми резидентами ХМАО. При этом единственным учредителем и директором ООО «Акватехнолоджикс» является Виктор Гончаров. До Марата Харисова он возглавлял ООО «Трест ЗАПСИБГИДРОСТРОЙ» со дня его основания.

Личность Виктора Гончарова во всей этой системе родственно-аффилированных связей ООО «Больверк» достойна отдельного внимания. Трест «ЗАПСИБГИДРОСТРОЙ» основан в 1977 г. в ХМАО и специализируется на исполнении заказов в области гидротехнического и транспортного строительства подпорных стен из сварного трубчатого шпунта. Виктор Гончаров возглавил его еще в 1985 г., он же был автором уникальной конструкции трубошпунта, а также технологии его изготовления и использования при монтаже подпорных стен. Наличие патентов открыло ему перспективы к получению контрактов со стороны всех, кто в ходе реализации своих производственных задач сталкивается с проблемой создания подпорных стен для удержания грунта от обрушения. Здесь все: и нефтяники, и метростроители, и те, кто должен строить порты. В те же годы в ХМАО на руководящих должностях в строительных организациях работал Анатолий Шипицин (отец Сергея Шипицина). Там он познакомился с Виктором Гончаровым. Не вызывает сомнений и то, что Виктор Гончаров мог быть причастен к появлению названия ООО «Больверк» в момент его учреждения. Кто как не он знает, что слово «больверк» с давних времен означает каменное инженерное гидротехническое сооружение, предназначенное для защиты морского берега от разрушающего действия волн, а также один из видов фортификационных сооружений. Более современные источники отмечают: «Больверком называется причальное сооружение, состоящее из тонкой вертикальной стенки и анкерных устройств. Заглубленная в грунт стенка удерживает грунт засыпки причала, при этом опорой верхнего конца стенки являются анкерные устройства, состоящие из анкерных тяг и анкерных опор. Существует конструкция больверков, не имеющих анкерных устройств». Конструкция трубошпунтов Виктора Гончарова как раз и является той, что не подразумевает применения дополнительных анкерных устройств, что существенно упрощает и удешевляет монтаж.

За 2016 г. выручка ООО «Больверк» составила2,59 млрд р. Чистая прибыль — 35,7 млн р. Общая сумма заключенных обществом 39 контрактов составляет 12,9 млрд р.

Уже на привязи

Кому-то захочется верить, что «Больверку» удалось выиграть тендер в Калининградской обл. благодаря не только патентам Гончарова, но и тому, что у компании имеется завод по производству трубошпунтов в Волжском р-не Самарской обл. Действительно, строительство нового завода было начато ООО «Трест ЗАПСИБГИДРОСТРОЙ» и ООО «Больверк» в 2012 г. на знакомой Анатолию Шипицину территории — в Самарской обл. На предприятии производится сварной трубчатый шпунт, который применяется при строительстве гидросооружений (причалов, набережных и т.д.), транспортных развязок и возведении подпорных стен.

4 сентября 2014 г. в ходе церемонии открытия завода в Волжском р-не Виктор Гончаров сказал: «Сейчас продукция компании является единственным запатентованным и сертифицированным видом шпунтовых конструкций, который производится в России и полностью замещает импортные аналоги» (см. «Хронограф» №27 (514) от 8.09.14).

Без наличия этой технологии вряд ли «Больверку» удалось бы получать миллиардные тендеры.

Однако ООО «Больверк» не всегда имело возможность успешно конкурировать с более крупными компаниями, привыкшими осваивать деньги на господрядах. Не исключено, что более крупные компании, находящиеся под контролем людей, близких президенту РФ, могут попытаться «перекупить» запатентованную технологию. Начавшиеся в Арбитражном суде Самарской обл. процессы могут сигнализировать в т.ч. и об этом.

В ноябре 2017 г. тендер на первый этап модернизации причального комплекса ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» (в прошлом «Путиловские верфи», г. Санкт-Петербург) стоимостью 6 млрд р. выиграл известный питерский строительный холдинг ОАО «Метрострой». На этот заказ претендовало и ООО «Больверк». По этому поводу 1 ноября 2017 г. газета «КоммерсантЪ» сообщила: «Метрострой предложил построить эллинг за более высокую цену: 6,05 млрд р. против 5,9 млрд р., предложенных «Больверком». Но после очной переторжки петербургская компания все равно опередила «Больверк» на 0,01 балла». Важно отметить, что в данном тендере не было условий по типу офсетных схем, как в описанном выше случае с портом в Калининградской обл. ценой в 851 млн р. В том же сообщении газеты «КоммерсантЪ» говорилось: «Кроме цены среди критериев значились также опыт исполнения аналогичных контрактов, наличие необходимого оборудования и финансовые показатели деятельности предприятия». Что касается «опыта работ», то к ноябрю 2017 г. в портфеле ООО «Больверк» значились: берегоукрепление набережной у Дома правительства Московской обл., строительство причальных сооружений для Салмановского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе (эксплуатируется ПАО «НОВАТЭК»), грузовые причалы для нескольких нефтеперерабатывающих заводов ПАО НК «Роснефть» и многое другое. Здесь же уместно напомнить о том, что говорил о самарском ООО «Больверк» руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский 1 февраля на церемонии закладки капсулы в основание будущего порта в Калининградской обл.: «Это компания, которая входит в группу компаний «ЗАПСИБГИДРОСТРОЙ». Благодаря внутренней организации труда они всегда были на заднем плане, но это компания, которая действительно построила много объектов. Может быть, вам фамилии незнакомы, что называется. Нам она достаточно хорошо знакома. Не только нам, но и тем людям, частным инвесторам, которые строили Сабетту (международный морской порт на восточном берегу полуострова Ямал, инвестор ПАО «НОВАТЭК». – Прим. ред.)». Риторику столь пренебрежительного тона Олерского можно понять, когда знаешь, что на неформальном уровне Министерство транспорта РФ «курируют» друзья-дзюдоисты президента РФ. Возможно, в т.ч. и этим могло объясняться то, что в ноябре 2017 г. дружественному Ростеху ООО «Больверк» не дали доступа на «Северную верфь» Питера. Хотя в том же Ростехе, да и в «Метрострое», наверное, понимают, что без привлечения субподрядчиков в лице ООО «Больверк» вряд ли удастся обустроить «Северную верфь».

Доказательством тому, что ООО «Больверк» Сергея Шипицына (на фото) получило возможность надеяться на лоббистов из Ростеха, стали слова губернатора Калининградской обл. Антона Алиханова, который 1 февраля на том же мероприятии, можно сказать, оппонировал Виктору Олерскому: «Ну, Сабетта — это, наверное, уже нарицательное имя. Это реализация огромного частного проекта в РФ. Компания «Больверк» самое непосредственное участие принимала в этом, поэтому мы не сомневаемся, что качество работ и скорость будет на должном уровне». При этом Алиханов добавил, что губернские власти уверены в правильности выбора подрядчика в лице ООО «Больверк».

Между тем есть основания полагать, что семье Шипициных и Виктору Гончарову пока еще рано праздновать победу по поводу обретения в лице Ростеха лоббиста. Начавшиеся в Арбитражном суде Самарской обл. процессы по взысканию с ООО «Больверк» «копеечных» долгов показывают, что впереди у них еще много проблем. В самый раз напомнить: заказ в Калининградской обл. ООО «Больверк» получило, но теперь ему (как следует из условий тендера) надо где-то найти «собственные средства в размере 851 млн р.» и вложить их в строительство «здания морского вокзала с помещениями для таможенного и пограничного контролей». Т.е. прямой путь опять к людям из Ростеха. Но что касается людей из Ростеха, так там немало тех, кто умеет в нужный момент прийти и забрать то, что ему приглянулось.

Комментарии

Виктория АЛТУХОВА, и.о. начальника Управления по информационной политике и взаимодействию со СМИ правительства Калининградской обл.

- Особенности осуществления закупки работ по строительству данных объектов определены распоряжением правительства РФ. 16 декабря 2017 г. ООО «Больверк» определено единственным исполнителем работ по разработке рабочей документации и работ по строительству терминала. С данной организацией ФГУП «Росморпорт» заключило контракт и инвестиционное соглашение о реализации проекта. Правительство Калининградской обл. не является участником (стороной) государственного контракта. Вместе с тем в рамках рабочего взаимодействия с ФГУП «Росморпорт» осуществляется мониторинг хода исполнения работ по указанному госконтракту. Вопрос финансирования тех или иных работ относится к взаимодействию сторон, подписавших государственный контракт.