Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №3 (655) | 5 февраля 2018г.
 

Бунт на корабле потушен

Жители Комсомольского района прислушались к доводам инвесторов производства ЖБИ «ФЛОРКОН»

Егор Кошеров

31 января в Комсомольском р-не прошла встреча с жителями, обеспокоенными строительством нового производства ЖБИ «ФЛОРКОН», реализуемым ООО «Завод ЖБИ ФЛОРКОН». В результате достаточно много людей высказалось в поддержку проекта, несмотря на явные попытки раскачать ситуацию усилиями отдельных громогласных и очень эмоциональных граждан. Анализ ситуации в комплексе свидетельствует о том, что появление таких граждан на целом ряде общественных слушаний в Тольятти далеко не случайно, а их недовольство вовсе не спонтанно. Кому-то очень важно показать властям Тольятти и региона, кто же на самом деле реально контролирует территорию.

По поручению главы региона

Очередной диалог с жителями необходим — так решил врио губернатора Самарской обл. Дмитрий Азаров. Эту позицию он озвучил в ходе своего прямого эфира в конце января. Для реализации проекта требуется внести изменения в Правила землепользования и застройки (ПЗЗ). Такие процедуры сопровождаются проведением публичных слушаний. 9 ноября 2017 г. инициаторы проекта создания нового производства провели публичные слушания в здании администрации Комсомольского р-на. Как отмечают участники, мероприятие было проведено без нарушений. Участников, проголосовавших «за», посчитали только в зале, противников проекта — и в зале, и в коридоре. Результат оказался для инвестора негативным — было получено отрицательное резюме от общественности. Впрочем, и оно для главы г.о. Тольятти носит рекомендательный характер, а изменения в ПЗЗ могут быть подписаны главой города и при наличии отрицательного резюме. Тем более что предложение инвесторов прошло санитарно-эпидемиологическую экспертизу и получило положительное заключение Роспотребнадзора РФ о соответствии проекта санитарной защитной зоны предприятия государственным правилам и нормам. Однако и сами инвесторы, и власти Тольятти, и глава региона Дмитрий Азаров пока не оставляют попыток найти с жителями района точки конструктивного взаимодействия. Именно для этого и была проведена очередная встреча с инвесторами, чиновниками и активистами. Теперь свое слово должна сказать и Дума г.о. Тольятти — в очередной раз, отклонив или же, наоборот, одобрив проект изменений в ПЗЗ.

Чиновники Тольятти и ключевые лица региона рассчитывают на конструктив. Их рассуждения прагматичны: городу требуются инвестиции и рабочие места. Кроме того, эксцессы, подобные тем, что приключились с проектом ФЛОРКОН, могут надолго отпугнуть от Тольятти инвесторов, а сама идея ТОСЭР, которую прорабатывали и защищали на федеральном уровне весь 2016 г., окажется серьезно дискредитированной. Да и у ФЛОРКОНА выбор есть — предприятие спокойно может разместиться на площадках Татарстана или Московской обл. Там тоже есть свои преимущества.

Нельзя не отметить, что презентация ФЛОРКОНА вновь прошла не совсем гладко. Выступающего то и дело прерывали агрессивные выкрики с мест, хотя заместитель главы г.о. Тольятти по финансам, экономике и развитию Алексей Бузинный, обращаясь к участникам встречи, призывал выслушать, а не устраивать стихийный митинг. Но, видимо, это не входило в планы модераторов протеста. По мере дискуссии со стороны противников нового предприятия продолжали звучать не соответствующие действительности сведения о будущем проекте — о его неэкологичности, потенциальной опасности и опасной близости к жилым и социальным объектам. Более того, на встрече с инвесторами прозвучала информация о том, что против строительства нового предприятия собрано порядка 1000 подписей. И многие, кто присутствовал на слушаниях, отметили, что сбор подписей производился под аккомпанемент деструктивной накачки и сильно искаженной информации о том, что и как планируется построить. По словам жителей, не гнушались агитаторы и прямой ложью — вплоть до того, что некий завод металлоконструкций будет построен на Певческом поле вместо физкультурно-оздоровительного комплекса. А кто бы тогда не подписался против?

О том, что жители района и города оказались серьезно дезинформированы о существенных условиях проекта, на встрече говорили первый заместитель главы администрации Алексей Бузинный и сами участники встречи. Сразу после слушаний в интернете появилась очередная петиция, призывающая запретить строительство нового предприятия. Число ее подписантов на момент подготовки публикации невелико — 37 человек, часть из которых по косвенным признакам и вовсе не имеет отношения к Комсомольскому р-ну. Конфликт продолжает подогреваться и в социальных сетях. Видимо, кто-то рассчитывает оставить его в числе популистских козырей на предстоящие выборные кампании.

Инвестор идет навстречу

Строительство нового завода планируется осуществить на месте старого бетонно-смесительного узла, который был демонтирован год назад под площадку нового инвестора. Безусловно, старый объект мог вызывать недовольство у некоторых жителей близлежащих домов.

Большинство участников слушаний оказались удовлетворены представленной им информацией о проекте
Большинство участников слушаний оказались удовлетворены представленной им информацией о проекте

Однако технологии не стоят на месте, и сейчас можно говорить о принципиально ином подходе к реализации производственных задач. Информацию об основных особенностях проекта и ключевых технологиях производства железобетонных изделий представляли с помощью проектора на большом экране. Пакет документации, в т.ч. заключения об экологической безопасности предполагаемого к строительству завода и соответствия проекта действующим санитарным нормам, оставили для доступа всем заинтересованным лицам. Те, кто пожелал с ним ознакомиться, нашлись. «Наш проект ни на миллиметр не заходит за границы действующих норм санитарного и экологического законодательства, а также требований охраны труда», -обращался к присутствовавшим ответственный за реализацию проекта директор по производству компании «РОМЕКС-Промышленное строительство» Александр Кротов.

Говоря о проекте в деталях, Александр Кротов отметил ряд его преимуществ перед теми заводами, которые были построены 40-50 лет назад. Во-первых, это система рециклинга отходов, которые предполагают, что вода, которой промывается оборудование, проходит систему рециклинга и поступает в производство снова, а остатки полезных фракций — цемент, песок и щебень -используются повторно в полном объеме. Раньше такую воду просто сливали на территории производства — стоки высыхали, а остатки цемента пылили. Сейчас отношение к ресурсам у бизнеса более трепетное: «Ни крошки цемента не попадет в окружающую атмосферу. Ведь цемент — это деньги. Воду тоже никто никуда сливать не будет — вода тоже дорогостоящий ресурс. Мы деньги не выкидываем», — резонно заверил Кротов. Основная поставка производственного сырья (щебень и песок) будет осуществляться водным транспортом в навигационный период. Цемент (только 10% от общего объема сырья. – Прим. авт.) производитель планирует поставлять герметичными цементовозами. В целом поток автомобилей должен увеличиться всего лишь на 15 машин в сутки, что составляет доли процента от текущего трафика в этой зоне.

Основания для тщательных предварительных проектных расчетов у инвесторов более чем веские. Только в первый год реализации проекта планируется вложить в производство 415 млн р. Будущие объемы производства уже законтрактованы к поставкам в 2018 г. Причем продукцию завода ждут в других регионах. При таких обстоятельствах рисковать с выбором площадки под размещение было бы самоубийственным для менеджеров и инвесторов. Потери, в случае обоснованных претензий со стороны населения или надзорных органов, могут быть катастрофическими.

Казалось бы, жители Комсомольского р-на вполне могут быть довольны ФЛОРКОНом и его предложениями. Во-первых, новый завод обеспечит дополнительную загрузку ОАО «Порт Тольятти», на чьих площадях планирует разместиться. Ведь это не только плата за пользование земельным участком, но и большие объемы работ по перевалке сырья и готовой продукции. Во-вторых, строительство нового предприятия должно обеспечить Комсомольский р-н дополнительными рабочими местами. Менеджеры проекта говорят о перспективном трудоустройстве 129 человек с заработной платой от 35 тыс. р. В бюджеты всех уровней инвестор планирует перечислить 637,5 млн р., в т.ч. 173 млн р — в региональный и городской.

Помимо этого, инвесторы заявили о своей готовности взять дополнительную социальную нагрузку. Предприятие готово взять шефство над социальным учреждением, поучаствовать в благоустройстве района, изготовить и передать администрации малые архитектурные формы. Аналогичные социальные обязательства для района в свое время выполнял порт Тольятти, являясь одним из районообразующих предприятий. Общаясь со старожилами, можно услышать от них оценку, что это были гораздо лучшие времена для Комсомольского р-на, а сейчас территория отчаянно нуждается в том, чтобы появились еще хоть какие-то дополнительные пути развития. Для ОАО «Порт Тольятти» инициатор проекта предлагает провести благоустройство территории, отремонтировать подъездные пути к производственной площадке. В следующем году грузовому порту Комсомольского р-на исполняется 60 лет, и инвесторы уверены, что их вложения во внешний облик предприятия-ветерана были бы уместными. Казалось бы, что еще не хватает для того, чтобы жителям района отдать свой голос за? Но есть и нюансы.

Кто в доме хозяин

Насколько плох или хорош окажется проект строительства нового завода ЖБИ в реальности — напрямую будет зависеть только от того, как добросовестно инвесторы отнесутся к своим обещаниям. Что-то подсказывает, что современное производство никак не может быть хуже старого бетонно-смесительного узла, который функционировал на площадке ранее. Значит, вопрос все-таки не в экологии и не потенциальных угрозах для тех, кто живет рядом с будущим заводом, а в том, что населением района продолжают манипулировать.

В последнее время жители Комсомольского р-на демонстрируют яркую протестную активность по самым разным вопросам развития городской среды. К примеру, с подачи комсомольской общественности на неопределенный срок оказался отложен проект строительства автодороги по ул. Механизаторов на отрезке от ул. Громовой до ул. Л. Чайкиной. Теперь выяснение общественного мнения планируется организовать одновременно с выборами президента РФ 18 марта 2018 г. А проектирование дороги заморожено.

Свой боевой настрой некоторые общественники Комсомольского р-на проявили и на общественных слушаниях по экологическому проекту Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» (ОНФ) «Зеленый щит», направленному на придание лесу Тольятти особого статуса, позволяющего принимать более гибкие решения в отношении этой территории. В ряде СМИ данные действия были преподнесены как торжество общественного мнения над сомнительным проектом обезличенных чиновников. По факту же лес Тольятти лишился потенциального влиятельного покровителя в лице ОНФ.

В ноябре 2017 г. прошли и общественные слушания по планировке территории близкорасположенному к Комсомольскому р-ну Портпоселку. И опять не обошлось без негативно настроенной общественности, которая в итоге и сорвала и слушания, и сам проект.

При таких обстоятельствах сложно представить, что инвесторы из ФЛОРКОНА какими-то своими действиями смогли настроить против себя население целого района случайно, и этот настрой хоть и спонтанный, но имеющий под собой реальные основания. Уж слишком часто те или иные предложения по развитию территории Комсомольского р-на и прилегающих к нему мест наталкиваются на глухое и иррациональное неприятие вплоть до саботажа и полного отсутствия конструктивного диалога. Это наталкивает на мысль, что и вопрос со строительством завода ЖБИ «ФЛОРКОН» лежит не в плоскости того, насколько хорош или плох этот проект. Формирование и поддержка протестного движения вполне может быть инспирированной т.н. лидерами общественного мнения, особенно теми, кто не смог вписаться в новую властную конфигурацию после смены первого лица региона. Возможно, такими лидерами движут реваншистские настроения и желание продемонстрировать, кем на самом деле контролируется территория и ее электоральные резервы. Позиция по отношению к интересам региона и задачам, которые реализует правительство субъекта федерации, явно не партнерская.

Впрочем, говорить о повальной ангажированности комсомольчан было бы неправильно. Были и те, кто попросил инвестора о конкретных вещах, связанных с благоустройством территории. Да и просто жителей, высказавшихся за рабочие места и развитие района, оказалось больше.

Комментарии

Владислав КУРАКИН, директор ООО «Завод ЖБИ ФЛОРКОН»

- Я благодарен пришедшим поддержать наш проект жителям Комсомольского р-на. У меня здесь живут родители, здесь прошли мое детство и учеба в школе. Не могу равнодушно смотреть на плачевное состояние района, сложившееся из-за острой нехватки рабочих мест. Поэтому мы и приняли решение основать новое высокотехнологичное производство здесь, воспользовавшись уникальными условиями ТО-СЭР, которые создало государство для развития нашего города. Хочу подчеркнуть, завод «ФЛОРКОН» вберет в себя целый каскад наилучших доступных мировых технологий, которые обеспечат в моем родном районе высочайший уровень охраны труда и окружающей среды. Думаю, всем пришедшим к нам специалистам будет с нами комфортно и интересно, а главное — перспективно.

Алексей БУЗИННЫЙ, заместитель главы г.о. Тольятти по финансам, экономике и развитию

- Против этого проекта пошли слухи, домыслы, появились организаторы листовок, которые стали распространять недостоверную информацию не только среди жителей Комсомольского р-на, но и города. Информация дошла до губернатора, который нам поручил провести данное мероприятие, ответить на ваши вопросы постараться доказать жителям, что данный проект абсолютно безопасен и не несет никакой угрозы для них.