Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (651) | 18 декабря 2017г.
 

Мор за импорт

У ОАТ на АВТОВАЗе перспективы незавидные

Сейдамет Абреков

Группа «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), занимающаяся производством автокомпонентов, может завершить 2017 г. с не лучшими показателями. Если ПАО «АВТОВАЗ» — основной покупатель продукции ОАТ демонстрирует определенный рост продаж в сравнении с 2016 г., то ОАТ рискует вновь показать отрицательную динамику. Это, похоже, связано с тем, что АВТОВАЗ, президентом которого является Николя МОР, продолжает наращивать долю импортных комплектующих.

Некоторое время назад судьба Группы «ОАТ» могла кардинально измениться. Генеральному директору Госкорпорации (ГК) «Ростех» (один из мажоритарных акционеров АВТОВАЗа) Сергею Чемезову приписывались слова о необходимости выкупа АВТОВАЗом этой группы и управляемых ею предприятий по производству автокомпонентов. Информационный холдинг РБК так описывал ситуацию: «На долю ОАТ приходится порядка 40% закупок АВТОВАЗа. Чтобы избежать проблем с загрузкой мощностей ОАТ, Чемезов в начале 2015 г. вроде бы убедил Андерссона выкупить автокомпонентный холдинг на АВТОВАЗ. Актив был оценен в $165 млн, сделку планировали закрыть к 1 сентября 2015 г. Но против оказался Renault-Nissan, и Андерссон не стал спорить с контрольным акционером».

На тот момент президент АВТОВАЗа Бу Андерссон также в интервью РБК говорил, что ОАТ не выдержали конкуренции. «ОАТ -критически важный поставщик АВТОВАЗа, и на нем мы показываем, что приемлемо и неприемлемо в отношениях с нами», — такие слова Бу Андерссона приводил портал РБК. Таким образом, ОАТ, по сути, стали неким яблоком раздора между двумя крупнейшими акционерами АВТОВАЗа — Renault и Ростехом.

$165 млн по действующему курсу — это около 9,7 млрд р. Насколько эта цена справедлива за ОАТ, судить сложно. Но, похоже, в Ростехе продавать что-либо с дисконтом не любят.

ОАТ — это группа компаний. Помимо собственно АО «ОАТ» в нее также входят ООО «ОАТ», АО «Торговый дом ОАТ» и ООО «ОАТ Промпарк Тольятти». Для понимания величины этого бизнеса стоит привести данные об оборотах и чистой прибыли. Так, АО «ОАТ» по итогам 2016 г. отчиталось о выручке почти 119 млн р. и чистом убытке 228 млн р. ООО «ОАТ» по итогам 2016 г. имело выручку 29,1 млн р. и чистую прибыль 91,6 млн р. Выручка «ОАТ Промпарк Тольятти» по итогам 2016 г. составила 11,1 млн р. и чистый убыток почти 3 млн р. Наиболее значительные показатели у «Торгового дома ОАТ». Выручка за 2016 г. составила чуть более 3 млрд р., чистая прибыль — почти 16 млн р. Итак, совокупная выручка по группе по итогам 2016 г. составила всего 3,159 млрд р., а чистый убыток около 123,4 млн р. Т.е. годовой оборот Группы «ОАТ» оказался в три раза ниже цены, по которой Ростех хотел продать этот бизнес АВТОВАЗу.

Если верить информации РБК, то на Группу «ОАТ» приходится 40% закупок АВТОВАЗа. Это явно не 3 млрд р., а на порядок больше. Очевидно, предприятия, управляемые ОАТ, формируют собственные показатели. Среди основных этих предприятий стоит выделить АО «Мотор-Супер», АО «ВИС», ООО «СААЗ Комплект», ООО «Автосвет», ООО «Димитровградский завод автокомпонентов», АО «Сердобский машиностроительный завод» и т.д.

Так, «Мотор-Супер» по итогам 2015 г. отчитался о выручке чуть более 1,5 млрд р. и чистой прибыли 56,1 млн р. По итогам 2016 г. показатели оказались хуже. Выручка — около 1 млрд р., чистая прибыль -13,4 млн р. Примерно то же самое и у ВИС. По итогам 2015 г. выручка и чистая прибыль 2,2 млрд р. и 101 млн р. соответственно. По итогам 2016 г. выручка -1,37 млрд р., чистая прибыль — 9,3 млн р. Аналогичную динамику показал и «Торговый дом ОАТ». Если 2015 г. эта компания закончила с выручкой около 4,3 млрд р., то в 2016 г., как уже было отмечено, выручка составила всего около 3 млрд р. Не отстает от коллег и «СААЗ Комплект».

По итогам 2015 г. выручка -3,1 млрд р., по итогам 2016 г. -уже 1,9 млрд р. Т. е. только по четырем этим юрлицам обороты за год упали примерно на 3,8 млрд р.

При этом совершенно иную динамику показывал АВТОВАЗ по линии закупки импортных комплектующих. Из квартала в квартал доля импорта в продукции АВТОВАЗа растет и по итогам II кв. 2017 г. уже составила 34%. Таким образом, если на АВТОВАЗе под руководством Николя Мора и дальше будут продолжать этот курс, то предприятия Группы «ОАТ», соответственно, продолжат снижать обороты. Со всеми вытекающими последствиями.

В отстаивание интересов «отечественного производителя» включился даже врио губернатора Самарской обл. Дмитрий Азаров, который 31 октября принял участие в конференции поставщиков ПАО «АВТОВАЗ» (см. «Хронограф» № 37 (647) от 20.11.17). «Десятки крупных предприятий имеют кооперационные связи с АВТОВАЗом, десятки тысяч рабочих мест зависят от того, насколько успешно работает предприятие», — в частности, заметил врио губернатора. Однако за подобными словами прослеживается попытка отстоять коммерческие интересы ОАТ. Азарова можно понять. Свою карьеру он начинал в структурах холдинга «Волгопромгаз», основателем которого был Владимир Аветисян, советник генерального директора Ростеха. Именно Аветисян по заданию Чемезова начинал в 2008 г. создавать Группу «ОАТ» (см. «Хронограф» №4 (268) от 9.02.09). Сегодня Владимир Аветисян — член совета директоров АВТОВАЗа — представитель интересов Ростеха. А значит, и ему тоже, а не только руководителю региона, предстоит влиять на Renault, чтобы ОАТ чувствовали себя более комфортно. Иначе в итоге ОАТ все-таки придется продавать, но уже не за $165 млн, а намного дешевле.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.