Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (645) | 7 ноября 2017г.
 

Попробуй сдвинь!

Благодаря Меркушкину бизнес питерского миллиардера Букато прочно закрепился на самарском рынке

Георгий Кизельгур

10 октября Арбитражный суд Самарской обл. отказал министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской обл. (минэнерго) в удовлетворении сразу двух требований к ООО «Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт «Севзапинжтехнология» (НИПИИ СЗИТ, Институт). В рамках одного спора минэнерго требовало взыскать 250,6 млн р., по второму — 338,4 млн р. При этом суд удовлетворил оба встречных иска питерского Института к минэнерго. Своими успехами Институт обязан миллиардеру из Санкт-Петербурга Игорю БУКАТО, основателю Группы проектно-строительных компаний (ПСК) «Возрождение». В Самарской обл. НИПИИ СЗИТ начал получать госзаказы при губернаторе (2012-2017 гг.) Николае МЕРКУШКИНЕ.

Двойной провал

Согласно материалам арбитражного дела № А55-10194/2017 Минэнерго пыталось взыскать с Института неустойку за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту №33 от 7 ноября 2013 г. В ходе судебного разбирательства истец оказался вынужден заявить об уменьшении размера требований с 250,6 млн р. до 7,51 млн р., а Институт, наоборот, нашел основания заявить встречные требования к Минэнерго о взыскании с него 237 тыс. р. В результате 10 октября требования министерства были отклонены, а встречное исковое заявление НИПИИ СЗИТ было удовлетворено, но на сумму 127 тыс. р.

В тот же день было вынесено решение по исковому заявлению министерства к НИПИИ СЗИТ о взыскании 338,42 млн р. и по встречному исковому заявлению Института о взыскании с Минэнерго 11,73 млн р. Этому делу был присвоен номер А55-10198/2017. Результат полностью идентичен тому, что был оглашен в рамках озвученного выше дела: «В удовлетворении первоначального иска министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской обл. отказать. Встречный иск удовлетворить частично. Взыскать с министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской обл. за счет казны Самарской обл. в пользу ООО «Научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт «Севзапинжтехнология» 55 000 р. неустойки». Этот конфликт возник в рамках госконтракта, который, как и в первом случае, тоже был заключен между сторонами 7 ноября 2013 г., но только под №34.

Два этих госконтракта подразумевали выполнение полностью схожих по функционалу задания. В рамках госконтракта №33 питерский институт должен был выполнить проектно-изыскательские работы, материалы которых Минэнерго могло бы в дальнейшем использовать, чтобы заказывать «проектирование и новое строительство полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) вблизи районных центров муниципальных районов (м.р.) Самарской обл.: Кинель-Черкассы, Большая Черниговка, Челно-Вершины, Шигоны, Борское». В рамках госконтракта №34 — «проектирование, реконструкция, строительство полигонов для размещения ТБО с зоной первичной сортировки вблизи городских округов Самарской обл.: Чапаевск, Отрадный, Похвистнево, г.п. Нефтегорск, с.п. Сергиевск и для м.р. Кинельский». Всего, согласно областной программе по переработке ТБО, в регионе планировалось создать на основе заказанных у НИПИИ СЗИТ проектно-изыскательских работ 12 специальных полигонов. Шесть из них должны были появиться около сельских райцентров: с.п. Кинель-Черкассы, с.п. Большая Черниговка, с.п. Челно-Вершины, с.п. Шигоны и с.п. Борское. Каждый должен был занять участок площадью 10 га. Объект вблизи Кинель-Черкассов должен был бы принимать по 20 тыс. т бытовых и промышленных отходов ежегодно, остальные — по 15 тыс. т. Предельная стоимость всех объектов была утверждена на уровне 2,31 млрд р. Еще шесть полигонов в рамках этого проекта планировалось разместить вблизи г.о. Чапаевск, Отрадный, Похвистнево и Нефтегорск, а также на территории Кинельского р-на. Там планировалось не только складировать, но и сортировать бытовой мусор. На каждый из них предполагалось ежегодно свозить 50 тыс. т ТБО. Заложенный заказчиком срок службы полигонов — около 25 лет. Теперь после бездарно проигранных минэнерго споров с Институтом создание всех этих полигонов оказалось под большим вопросом.

Напомним, что до появления на рынке госзаказов Самарской обл. НИПИИ СЗИТ задачи по проектно-изыскательским работам по обустройству полигонов захоронения ТБО традиционно решали лица из окружения (или с участием) руководства и профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет». Ни для кого из компетентных лиц Самары не секрет, что данный вуз на протяжении почти двух десятилетий находится под негласной опекой со стороны бенефициаров самарского холдинга «Волгопромгаз».

Анализ материалов двух этих арбитражных дел позволяет увидеть и оценить уровень некомпетентности или, наоборот, попыток скрытого саботажа со стороны чиновников профильных подразделений минэнерго. В ходе проектно-изыскательских работ питерский институт постоянно сталкивался с необходимостью получения от заказчика актуальных исходных данных. Вот лишь небольшая часть требований со стороны исполнителя, неисполнение которых привело к срыву сроков завершения работ: «Для всех проектируемых объектов не предоставлены: акт, постановление и кадастровый паспорт земельного участка для полигонов ТБО, а также подъездной дороги к полигону ТБО до примыкания к основной трассе; в кадастровых паспортах на участок и дорогу, либо в кадастровом паспорте на участок и отдельно на дорогу в пункте «Категория» должно быть указано назначение земель, а именно — земли промышленности; в кадастровых паспортах в пункте «Дополнительные сведения для регистрации прав на образованные земельные участки» должны быть внесены данные о границах и площадях санитарно-защитной зоны в размере 500 м;

по Кинельскому р-ну не решен вопрос по выделению земельного участка под проектирование и строительство полигона ТБО». Пожалуй, это более чем наглядный пример качества управления регионом при губернаторе Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николае Меркушкине.

Мастер разговорного жанра

С позиции текущего момента все отчетливее видно, что Меркушкин мог лишь создавать видимость управления регионом. На деле же региональные элиты посредством негласного влияния на среднее звено исполнительной власти региона могли саботировать реализацию важных для себя проектов, доступ к которым Меркушкин им намеренно ограничивал. Чего только стоит решение Меркушкина о переносе места возведения стадиона «Самара-Арена» к ЧМ-2018 со стрелки р. Волги и Самары на территорию Радиоцентра, обрушившее планы пула инвесторов, сформированного предыдущим губернатором (2007-2012 гг.) Владимиром Артяковым (см. «Хронограф» №31 (641) от 9.10.17). Что-то похожее случилось и с раздачей заказов на проектирование сельских полигонов ТБО.

В итоге поставленная еще в 2013 г. задача спроектировать сельские полигоны захоронения ТБО до сих пор не решена, деньги и время упущены, суды проиграны, а Меркушкина и след простыл. Это, похоже, еще одно проблемное наследие губернатора-оратора, доставшееся новому главе Самарской обл. Дмитрию Азарову. Есть все основания полагать, что именно благодаря негласной протекции со стороны самого Меркушкина в нашем регионе смог появиться, а затем и закрепится НИПИИ СЗИТ. И не просто появиться, а сразу получать контракты на сотни миллионов. Причем одновременно в разных секторах проектно-изыскательских работ.

Именно при Меркушкине этот питерский Институт также получил доступ к госзаказам на выполнение работ, связанных со стадионом «Самара-Арена». Питерский институт получил право спроектировать инженерно-транспортную инфраструктуру на территориях, прилегающих к стадиону «Самара-Арена». А это не только подъездные пути и зоны парковки. Это масса сопутствующих элементов.

Кроме того, институт стал победителем тендера, который объявляло ГКУ Самарской обл. «Управление капитального строительства» на проектирование двух станций второй очереди самарского метро на участке от ст. «Хлебная площадь» до ст. «Орловская» (Центральный автовокзал). И это далеко не полный список побед питерского Института в Самарской обл. при губернаторе Меркушкине.

Напомним: при Меркушкине появление посторонних при распределении в регионе столь крупных госзаказов было просто немыслимым, тем более в сферах, связанных со строительством. Объяснялось это просто: торговля регионом позволяла обрести покровителей в лице лидеров основных элит федерального уровня. Для Меркушкина это могло иметь принципиальное значение, с учетом того, что своим решением по стадиону он жестко испортил отношения с гендиректором Госкорпорации «Ростех» Сергеем Чемезовым, чьим ставленником на посту губернатора считался Владимир Артяков.

Осада будет жесткой

На этом фоне выбор Меркушкина в пользу НИПИИ СЗИТ мог быть отлично просчитанной комбинацией. По данным ЕГРЮЛ, НИПИИ СЗИТ принадлежит Александру Кабанову (40%) и Игорю Букато (60%). Институт принимал участие в 409 госзакупках. Выручка за 2016 г. составляет 416 млн р. Прибыль- 34,75 млн р. Игорь Букато известен как владелец ПАО «Возрождение» и создатель одноименной Группы ПСК «Возрождение». Как пишут санкт-петербургские СМИ, Игорь Букато вместе с семьей занимает 78-е место в российском «Рейтинге миллиардеров — 2016». Главный актив семьи Букато — Группа ПСК «Возрождение». Эта Группа традиционно входит в тройку крупнейших дорожно-строительных компаний в РФ. Группа Букато сумела серьезно подняться в период губернатора Санкт-Петербурга (1996-2003 гг.) Владимира Яковлева, получившего в 1999 г. звание «Почетный строитель России». При Яковлеве предприятия Букато были чуть ли не самыми главными получателями всех госзаказов Питера, связанных с дорожным строительством, благоустройством и проектированием. Напомним, что в те годы нынешние фавориты дорожных и мостовых госзаказов братья Аркадий Ротенберг и Роман Ротенберг на фоне Игоря Букато напоминали субъект малого бизнеса в сегодняшнем понимании этого термина.

Не затерялся былой питерский «покровитель» Букато Яковлев и после ухода с должности губернатора Санкт-Петербурга: с 2004 по 2007 г. он — министр регионального развития РФ (главный оператор распределения бюджетных средств на строительные проекты), с 2009 г. и до сих пор Яковлев — президент Общероссийского межотраслевого объединения работодателей «Российский союз строителей». В 2008 г. в отличие от своих набирающих обороты конкурентов Букато сумел выйти на международный уровень -получил первые свои госконтракты в богатой и самодостаточной Республике Туркмения, которая по ряду объективных причин считается достаточно закрытой для «инвесторов» из России. 22 мая 2012 г. издание «Деловой Петербург» опубликовало имиджевое интервью с Игорем Букато, во вводной части к которому говорилось: «Игорь Букато, председатель совета директоров Группы ПСК «Возрождение», четыре года назад получил контракт на дорожные проекты в Туркменистане. Сегодня он сосредоточил там почти половину своего бизнеса. Впрочем, развивая новые направления, бизнесмен не забывает и о петербургских дорогах и тротуарах» (https://www.dp.ru/a/2012/05 /22/Igor_Bukato_Idem_tuda). Отметим, копия этого интервью до сих пор размещена на социальном сайте г. Ашхабада (столица Туркменистана) (http://asgabat.net/stati/v-zerkale-presy/igor-bukato-idem-tuda-gde-est-zakazy. html).

Способность Букато выйти на рынок госзаказов Туркменистана и закрепиться там говорит о многом. Туркмения из всего бывшего СССР сегодня самая самодостаточная республика, она занимает устойчивое место в четверке стран, имеющих самые большие запасы газа в мире. Даже высшее руководство ПАО «Газпром» вынуждено прислушиваться к мнению и пожеланиям президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова. Состоявшийся 2 октября 4-й визит президента РФ Владимира Путина в Туркмению (предыдущий был в мае 2007 г.) и церемония его общения с Гурбангулы Бердымухамедовым лишний раз показали уровень отношения Кремля к этой среднеазиатской стране. А Букато, в отличие от некоторых, там уже давно свой (!). Для функционеров Кремля это знак особого статуса субъекта российского бизнеса.

Однако вернемся к истории успехов подконтрольного Букато института в Самарской обл. Вновь уместно процитировать публикацию издания «Деловой Петербург», вернее уже ее заголовок, в который была вынесена фраза самого Букато: «Идем туда, где есть заказы» (что весьма символично для случая с Самарской обл. времен Меркушкина).

Формально НИПИИ СЗИТ получил доступ к освоению бюджетных средств Самарской обл. со второй половины 2012 г. Т.е. сразу после назначения на должность министра строительства Самарской обл. Алексея Гришина, отец которого – Виктор Гришин — давний друг и партнер Николая Меркушкина. Напомним, что до появления в Самарской обл. Гришин-младший работал в ГК «Олимп-строй» (см. «Хронограф» №19 (629) от 19.06.17). В свою очередь СЗИТ активно участвовал в разработке проектов объектов инфраструктуры в рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи. По информации с официального сайта НИПИИ СЗИТ, институт выполнял проектно-изыскательские работы для строительства нового железнодорожного вокзала «Олимпийский парк» в Сочи. Заказчиком этого проекта выступила ГК «Олимп-строй», одну из дирекций которой с 2010 г. возглавлял Алексей Гришин. Знакомство Гришина-младшего с руководством СЗИТ могло стать дополнительным аргументом отдать ему ряд крупных госконтрактов в Самарской обл.

Отметим, что Группа ПСК «Возрождение» является одним из учредителей Ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга «Дормост». Игорь Букато — председатель секции комплексного развития инфраструктуры и благоустройства ассоциации. Как известно, самыми крупными в стране после 2008 г. строителями мостов являются компании, подконтрольные лицам из ближайшего окружения братьев Аркадия и Бориса Ротенбергов и Геннадия Тимченко. Их еще называют друзьями президента РФ Владимира Путина по дзюдо. Вполне возможно, что договоренность о вхождении СЗИТ на территорию Самарского региона могла быть достигнута между Меркушкиным и т.н. кланом «дзюдоистов».

Сегодня для местных элит ситуация осложняется тем, что представители питерских элит федерального уровня, успевшие за время Меркушкина глубоко пустить корни в госэкономику Самарской обл., вряд ли согласятся добровольно покидать кормный во всех отношениях регион. Череда с позором 10 октября проигранных Минэнерго споров с НИПИИ СЗИТ лишь укрепляет эту версию.

Вариантов решения этой проблемы у местных элит мало: либо сброситься на откупную и попросить питерских удалится без шума, либо пойти на открытый конфликт. Второй вариант исключен, поскольку может повлечь крайне радикальную реакцию со стороны руководства Администрации президента РФ, требующего от глав регионов в канун выборов президента РФ демонстрировать преемственность власти и бесконфликтность элит. Слабость первого варианта — хроническая неспособность самарских элит договориться, кто и сколько должен бросить в общий котел, чтобы выкурить из региона питерских.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Наталья АНАНЬИНА, сотрудник департамента информационной политики Администрации губернатора Самарской обл.

- В соответствии с условиями контрактов №33 и №34 завершение проектирования предусматривалось в 2014 г. Учитывая объективные обстоятельства по невозможности исполнения контрактов подрядной организацией и министерством в указанный срок, обязательства сторон продолжаются до полного исполнения контрактов. Конечной целью выполнения проектно-изыскательских работ является получение положительных заключений всех необходимых экспертиз. В настоящее время принятые исполнителем обязательства в установленные контрактами сроки надлежащим образом не исполнены, в связи с чем министерством были поданы исковые заявления об уплате неустойки. До завершения текущего года ожидается положительное заключение госэкспертизы по проектно-сметной документации по строительству полигонов твердых бытовых отходов вблизи районного центра Хворостянка. Срок выполнения работ по строительству полигона в настоящее время не определен. Учитывая возможности областного бюджета и предельную стоимость возведения полигона — 410,5 млн р., ориентировочный срок строительства составит 2-3 года.