Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (644) | 30 октября 2017г.
 

Билет в один конец

«Мотор-Супер» рискует повторить судьбу АвтоВАЗагрегата

Сейдамет Абреков

18 октября АО «Мотор-Супер» продолжит в судебном порядке пытаться оспаривать действия Межрайонной инспекции (МИ) ФНС по крупнейшим налогоплательщикам (КНП) по Самарской обл. «Мотор-Супер» находится под управлением АО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ), входящего в Госкорпорацию «Ростех». При этом налоговая инспекция доначислила ему 39,8 млн р. С учетом непростого положения поставщиков автокомпонентов, входящих в сферу интересов ГК «Ростех», перспективы «Мотор-Супер» выглядят туманно. Не исключено, что «Мотор-Супер» ожидает судьба ОАО «АвтоВАЗагрегат», т.е. банкротство и распродажа активов.

В материалах данного арбитражного процесса предмет претензий «Мотор-Супер» к МИФНС по КНП описан следующим образом: «АО «Мотор-Супер» обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с заявлением о признании недействительным вынесенного МИФНС России по КНП по Самарской обл. решения №12 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 13 января 2017 г., которым общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 2,66 млн р., заявителю доначислен налог на прибыль в сумме 26,68 млн р., начислены пени в сумме 10,46 млн р.». Итого цена спора- 39,8 млн р.

Это не такие уж и серьезные средства в масштабах оборотов компании. Так, по итогам 2016 г. «Мотор-Супер» отчитался о выручке чуть более 1,066 млрд р. Вместе с тем еще по итогам 2012 г. выручка была более чем вдвое выше — 2,245 млрд р. С тех пор динамика была в основном отрицательной. Что вполне логично. Компания «Мотор-Супер» является производителем автокомпонентов, основным потребителем которых являются ПАО «АВТОВАЗ» и ЗАО «Джи Эм — АВТОВАЗ», а также заводы «КАМАЗ», «ГАЗ» и «УАЗ». При этом совершенно очевидно, что основным рынком сбыта продукции «Мотор-Супер» все-таки является АВТОВАЗ. Ведь «Мотор-Супер» функционирует в Тольятти, а значит, даже логистически поставки на АВТОВАЗ более выгодны, чем на другие заводы.

Но сегодня существует масса проблем с поставками автокомпонентов на АВТОВАЗ. Альянс Renault-Nissan, чьим ставленником является президент АВТОВАЗа Николя Мор, постепенно увеличивает долю иностранных комплектующих, применяемых при производстве автомобилей LADA. В отчетной документации ПАО «АВТОВАЗ» сообщается, что общая доля импортных комплектующих уже достигла 34%. Соответственно, чем больше доля импортных комплектующих, тем меньше доля таких предприятий, как «Мотор-Супер».

Генеральным директором «Мотор-Супер» записан Андрей Трещев. Однако на деле «Мотор-Супер» находится под управлением ОAT, генеральным директором которого является Сергей Федченко (на фото). ОАТ — это компания, объединяющая многих производителей автокомпонентов, находящихся в орбите интересов ГК «Ростех». Генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов всячески отстаивает позиции этих предприятий. Однако не всегда успешно.

Наиболее примечателен в этом смысле пример ОАО «АвтоВАЗагрегат» — некогда крупнейшего поставщика АВТОВАЗа. Теперь по той номенклатуре, которую производил АвтоВАЗагрегат, а это сиденья и системы выпуска газов, работают и получают прибыль другие поставщики. В результате АвтоВАЗагрегат полным ходом банкротится, многотысячный коллектив уволен, а производственные корпуса предприятия того и гляди будут распилены на металлолом.

Вполне возможно, что такая же судьба ждет как «Мотор-Супер», так и другие заводы под управлением ОАТ.

В сегодняшних условиях выплата дополнительных почти 40 млн р. в виде штрафов и налогов может здорово подкосить «Мотор-Супер». Видимо, это хорошо понимают на предприятии. «Мотор-Супер» в рамках данного процесса просил суд наложить обеспечительные меры в виде приостановления решения налоговой инспекции и запрета ей совершать действия, направленные на принудительное взыскание 39,8 млн р. Однако в удовлетворении заявления о принятии обеспечительных мер было отказано. Соответственно, пока вряд ли что мешает МИФНС по КНП по Самарской обл. взыскать эти средства.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей ФЕДЧЕНКО, генеральный директор АО «ОАТ»

- В связи с затруднительностью немедленного исполнения решения инспекции АО «Мотор-Супер» обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения инспекции от 13 января 2017 г. о привлечении АО «Мотор-Супер» к налоговой ответственности. АО «Мотор-Супер» обращалось в Арбитражный суд Самарской обл. с заявлениями о применении обеспечительных мер последовательно несколько раз. Однако Арбитражный суд Самарской обл. не удовлетворил указанные заявления, в связи с чем АО «Мотор-Супер» было вынуждено исполнить требования инспекции по уплате доначисленных сумм налога, а также штраф и пени, на общую сумму 39,824 млн р. Вместе с тем судебное разбирательство по существу продолжается.

Отвечая на Ваш вопрос: «Насколько, действительно, имели место быть налоговые правонарушения?», сообщаю, что АО «Мотор-Супер» несогласно с решением инспекции, считает его необоснованным. Налоговые правонарушения, изложенные в решении инспекции, АО «Мотор-Супер» не признаются, а доводы инспекции о совершении налоговых правонарушений опровергаются доказательствами, представленными в материалы дела.