Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №34 (644) | 30 октября 2017г.
 

Таял прошлогодний снег

Новый глава региона может не поддержать идею создания снегоплавильной станции

Андрей Неретин

На 1 ноября запланирован старт строительства в Самаре снегоплавильной станции. 22 сентября было подписано постановление о заключении концессионного соглашения по ее созданию. Концессионером сумело стать ООО «СПК». Компания позиционирует себя в качестве дилера канадской снегоплавильной техники. Бизнесмены вполне могли ввести в заблуждение предыдущего губернатора Самарской обл. (2012-2017 гг.) Николая МЕРКУШКИНА, убеждая его в необходимости обустроить город таким якобы уникальным оборудованием. Можно быть уверенными, что новый глава Самарской обл. Дмитрий АЗАРОВ (на фото) не будет столь наивным. Тем более еще в бытность мэром Самары он достаточно прохладно относился к снегоплавильным проектам.

Утилизация снега

Право на заключение концессионного соглашения по созданию снегоплавильной станции в Самаре предоставлено компании СПК. Такое решение было принято по результатам открытого конкурса. Согласно условиям конкурсной документации, «концессионер обязан за свой счет создать снегоплавильную станцию с локальными очистными сооружениями, право собственности на которую будет принадлежать концеденту», т.е. администрации г.о. Самара. Проект концессионного соглашения предусматривает предельный объем расходов на создание снегоплавильной станции, который составляет 200 млн р. Предполагается, что концессионер на данном объекте будет осуществлять деятельность по приемке и утилизации снега с улично-дорожной сети г.о. Самара путем плавления. Снегоплавильную станцию предполагается создать на земельном участке пл. 1,7 га по адресу: г. Самара, Железнодорожный р-н, Первый переулок. Общая производительность должна составлять не менее 180 тыс. кг/ч при температуре -ГС и 138,4 тыс. кг/ч при температуре -30°С. Объект должен быть введен в эксплуатацию в течение 8 месяцев с момента подписания концессионного соглашения. Срок действия концессионного соглашения — 15 лет. Концессионер обязан уплачивать концеденту ежегодную концессионную плату в размере 1 млн р. Помимо этого, концессионер обязуется осуществить ремонт подъездных путей к снегоплавильной станции.

Псевдоканадцы

По мнению экспертов Областного аналитического еженедельника «Хронограф», инвестиции в реализацию данного проекта могут быть оправданы только в том случае, если у СПК при условии рентабельности 10% каждую зиму будет стабильный пакет контрактов на плавление снега суммарной стоимостью не менее 200 млн р. за сезон. Т.е суммарный годовой доход концессионера должен превышать как общий размер капиталовложений, так и ежегодную концессионную плату. Соответственно, решающее значение будут иметь контракты с организациями, способными на размещение крупных заказов по плавлению снега. Представить себе существование таких субъектов крайне сложно даже при очень богатой фантазии. Остается только надеяться на бюджетную сферу, как, впрочем, в любом фантастическом проекте. Исходя из этого, в числе потенциальных клиентов СПК логично ожидать МП г.о. Самара «Благоустройство» и подконтрольные муниципалитету управляющие компании. Понятно, что СПК могло взяться за реализацию данного проекта только в одном случае:

если у руководства компании есть твердая уверенность в том, что такие заказчики обязательно будут. В свою очередь побудить частных коммунальщиков к заключению контрактов на плавление снега можно только в административно-приказном порядке. Видимо, в этом заключалась неформальная сторона концессионного соглашения, подготовка которого была начата еще в бытность губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина, известного сторонника административно-командного принципа управления сферой ЖКХ.

Широкая общественность о снегоплавильной концессионере знает немного. По данным ЕГРЮЛ, СПК было образовано 31 марта 2016 г. Т.е. буквально под проект. Должность директора занимает Александр Эстрин. Учредителями являются Денис Баженов и Максим Ильин. Как следует из конкурсной документации, Александр Эстрин в составе пакета документов на участие в конкурсе предоставил сертификат на оборудование «TRECAN». В настоящее время в сети Интернет существует сайт с одноименным названием, на котором представлена информация о снегоплавильной технике канадского завода «Thermal Research and Engineering Canada» («Канадские термические исследования и разработки»). Собственно, сокращенное наименование данного предприятия дало имя торговой марке «TRECAN». Сайт ведется от имени компании «TRECAN COMBUSTION LIMITED». Там указывается, что СПК является «авторизованным представителем в России». В качестве контактных лиц указываются руководитель СПК Александр Эстрин и соучредитель Денис Баженов, который фигурирует там в качестве инженера.

Оборудование «TRECAN» на сайте позиционируется как уникальное: «ТРИКАН — это единственный в мире специализированный завод, который разрабатывает, производит снегоплавильные машины и станции более 50 лет». Утверждение весьма спорное, т.к. в России есть собственные производители снегопдавильных установок. Это ВНИИ «Стройдормаш» (Москва) и ООО «Горыныч» (Санкт-Петербург). Тем не менее мнимая уникальность оборудования могла стать одним из доводов в переговорах с региональной властью. Следует напомнить, что идея по реализации проекта снегоплавильной станции родилась в период, когда губернатором Самарской обл. был Николай Меркушкин. Вполне возможно, что бизнесменам удалось затуманить голову главе региона либо лицам, имеющим к нему прямой доступ, разговорами о якобы уникальном снегоплавильной оборудовании и необходимости оснастить этой техникой областной центр. Разумеется, губернатор мог и не знать, что существует широкий спектр снегоплавильных установок отечественного производства.

Слово за Азаровым

Новый глава Самарской обл. Дмитрий Азаров имеет отличное представление о снегоплавильной технике.

Тем более что такое оборудование в Самару пытались внедрить еще в тот период, когда Дмитрий Азаров был главой города (2010-2014 гг.). При этом он достаточно трезво оценивал востребованность такого оборудования. В отдельных случаях даже проявлялся скептицизм. Один из таких эпизодов произошел во время презентации снегоуборочной техники на пл. Куйбышева в октябре 2012 г. Он был хорошо описан официальным изданием администрации г.о. Самара — «Самарской газетой»: «Осматривая снегоплавильную технику, Азаров спросил, собираются ли ее использовать зимой. Василенко ответил, что только в случае форс-мажора -если осадков будет уж очень много. Ведь обычно на полигонах места для снега, вывезенного из города, хватает» (http://sgpress.ru/ Obschestvo/Sugroby-ne-zastanut-vrasploh27383.html). Таким образом, уже тогда Дмитрий Азаров мог убедиться в том, что острой необходимости в данном оборудовании нет. При таких обстоятельствах массовое заключение многомиллионных контрактов на плавление снега можно рассматривать как необязательные бюджетные расходы. Тем более что осуществлять проверку фактического исполнения данных работ весьма затруднительно.

Сегодня Дмитрий Азаров, как бывший градоначальник Самары, вполне может обозначить свою позицию по вопросу целесообразности создания снегоплавильной станции. Следует ожидать, что новый глава региона будет придерживаться уже сформированной им ранее позиции. Между тем свою роль может сыграть еще и скандал, который связан с процедурой проведения открытого конкурса на заключение концессионного соглашения по созданию снегоплавильной станции. ООО «Брик Строй», как участник конкурса, обратилось в Арбитражный суд Самарской обл. с требованием признать недействительным протокол заседания конкурсной комиссии от 19 июня 2017 г. Согласно этому протоколу, ООО «Брик Строй» было отказано в праве участия в данном конкурсе. Якобы компания не представила в конкурсном предложении ряд документов.

Для Азарова сегодня любой скандал вокруг того, что было начато при его предшественнике Меркушкине, хуже ультиматума. При назначении в Самарскую обл. врио губернатора в Администрации президента (АП) РФ ему и тем, кто стоял за его назначением, была поставлена негласная задача — создавать иллюзию преемственности по отношению к прежнему губернатору. Любой конфликт вокруг этого — прямой сигнал в АП РФ о том, что их условия кое для кого на местах не более чем пустой звук.

Следует отметить, что генеральный директор ООО «Брик Строй» Олег Кобелянов считается лицом, близким депутату Самарской губернской думы (СГД) Александру Милееву. На последнем пленарном заседании СГД Милеев, похоже, нарочито продемонстрировал свой дружественный настрой по отношению к новому главе региона. И Дмитрий Азаров это оценил (см. «Хронограф» №30 (640) от 2.10.17). При таких обстоятельствах шансы ООО «Брик Строй» оспорить итоги конкурса повышаются. Не исключено, что Дмитрий Азаров предпочтет видеть в качестве операторов снегоплавильной станции именно лиц из окружения Александра Милеева, чем малознакомых ему бизнесменов из СПК. Но как быть с тем, что может донестись об этой истории до АПРФ?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.