Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (157) | 13 ноября 2006г.
 

Запах и цвет контрафакта

Тольяттинские автовладельцы стали заложниками передела нефтебизнеса

Татьяна Гузаева

В последнее время на фоне роста цен на ГСМ от автовладельцев все чаще стали поступать жалобы на низкое качество бензина, приводящее к нестабильной работе двигателя и выходу из строя его деталей. По мнению специалистов, изменить эту ситуацию может только жесткий государственный контроль за качеством топлива. Однако органы власти оказались не готовы кардинально решить эту проблему: их недавняя деятельность по ликвидации контрафакта больше напомнила зачистку территории под нового сетевого оператора.

Количество против качества

По словам президента ЗАО «ЛУКОЙЛ» Вагита Алекперова, объем потребления высокооктанового бензина в последнее время существенно вырос. Между тем аналитики утверждают, что реальное потребление бензина в Самарской области и России в целом значительно превышает официально производимое его количество. «Недостающая» часть ГСМ производится кустарными методами.

По разным оценкам, доля контрафактного бензина в Самарской области составляет от 30 до 50%. Что касается качественного топлива, то около 20% высокооктанового бензина поступает в Самарскую область с собственных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) ЛУКОЙЛа. Примерно 50% поставляется другими сетевыми компаниями и свободными трейдерами. Расширение рынка сбыта «бензиновых королей» осложняется тем, что себестоимость ГСМ увеличивается за счет доставки.

До недавнего времени большая часть топлива в Самарской области изготавливалась на НПЗ, принадлежащих НК «ЮКОС». В 2004 г. Новокуйбышевский НПЗ презентовал свою линию по производству бензина А-92. До этого завод имел возможность изготавливать бензин не выше АИ-80. Цифра в наименовании бензина обозначает октановое число, являющееся показателем его детонационной стойкости. Повышение октанового числа бензина производится путем добавления химикатов, называющихся «присадками». Они являются побочным продуктом производства химических предприятий, в частности ООО «Тольяттикаучук».

Процентное содержание присадок в каждом сорте топлива оговорено ГОСТом. При заводском производстве высокооктанового топлива размер ущерба, наносимого двигателю присадками, минимален. Однако при нарушении технологии (например, перенасыщении бензина присадками, способствующем повышению октанового числа с 76 до 95) внеочередное посещение СТО становится неизбежным.

Нередко повышение октанового числа кустарными методами осуществляется непосредственно на нефтебазах и заправочных станциях. Если раньше подобная деятельность была запрещена, то в 2003 г. Госстандарт РФ уточнил термин «производство нефтепродуктов», к которому стало относиться изготовление топлива любыми способами, в том числе путем смешения двух и более марок. Специализированные сайты в сети Интернет переполнены объявлениями о продаже не только присадок, но и специализированных установок для смешивания бензина, способных создавать топливо из 2-5 компонентов. Производители установок признают, что подавляющее большинство методов, используемых при смешивании бензина, приводит к расслаиванию топлива на составные части и, как следствие, к быстрому снижению октанового числа.

Распространители присадок официально предупреждают покупателей, что согласно ГОСТу процентное содержание добавок не должно превышать от 0,25 до 2,5% (в зависимости от сорта). Этот ход позволяет продавцам избежать ответственности за пособничество при изготовлении некачественного бензина, но, разумеется, не гарантирует отсутствие превышения конечным производителем указанных норм. «В существующих условиях безопаснее использовать бензин прямой перегонки без присадок, пусть даже октановое число у него несколько ниже нормы», — посоветовал «Хронографу» один из специалистов ООО «Лада-Спорт».

Убойная сила

Ранее для повышения октанового числа использовалась свинцовосодержащая присадка — тетраэтилсвинец. Она была крайне ядовита и вредна для экологии.

Впоследствии ее применение было запрещено, но главной причиной этого послужил не вред, наносимый здоровью, а интересы автопроизводителей. Дело в том, что тетраэтилсвинец наносил непоправимый ущерб инжекторным двигателям, выводя из строя датчики кислорода и каталитические нейтрализаторы. Поэтому с появлением большого количества автомобилей с инжекторными двигателями производителям бензина пришлось отказаться от свинцовосодержащих добавок, заменив их железосодержащими.

Но и эти присадки оказались вредны для автомобилей. Их главное побочное действие — отложения железа на свечах зажигания. Фарфоровый изолятор свечи покрывается характерным красно-коричневым налетом, проводящим электричество, в результате чего свечи прекращают выполнять свою функцию. Порче двигателя также способствует насыщенность ГСМ тяжелыми фракциями, осмоляющими детали двигателя и впоследствии запекающимися на них. Такой бензин имеет темный цвет, в нем может присутствовать взвесь нерастворимых частиц. Это может являться следствием как использования для производства топлива низкокачественного сырья, так и нарушения технологии при транспортировке и хранении ГСМ. В частности, тяжелые фракции могут смешаться с бензином в процессе перевозки в цистернах, ранее использовавшихся для транспортировки мазута. Кроме того, по словам директора АНО «Центр испытаний нефтепродуктов» Марины Емелиной, качество нефтепродуктов (даже произведенных на НПЗ с соблюдением технологии) ухудшается, если не выполняется регулярная очистка резервуаров.

Именно «грязный» бензин, по мнению специалистов, является основной проблемой тольяттинских автовладельцев. Известны случаи, когда насыщенность бензина смолами становилась причиной не только засорения фильтров, но и, что гораздо опаснее, залипания клапанов в направляющих втулках, что приводило к «встрече» одного из клапанов с поршнем и, как следствие, к досрочному капитальному ремонту двигателя.

Заместитель директора ООО «Комплекс-плюс» Владимир Березенкин в беседе с «Хронографом» отметил, что использование некачественного бензина способно привести к многочисленным неисправностям, начиная от поломки топливного насоса и заканчивая повышенным износом всех деталей, вплоть до прогорания клапанов, поршней и колец.

Доказать, что ущерб двигателю нанесен в результате использования «грязного» бензина, можно, если у автовладельца сохранился чек, а экспертиза подтвердила не соответствующее ГОСТу качество топлива. Проводить экспертизу могут только лаборатории, аккредитованные Госстандартом РФ. В Тольятти такие лаборатории существуют в двух компаниях — ОАО «АВТОВАЗ» и ЗАО «ВИС-сервис». Однако лаборатория АВТОВАЗа не производит экспертизу для частных лиц, обеспечивая в основном собственные нужды автозавода, а также принимая заявки от предприятий-смежников.

Сам себе контролер

Считается, что водитель может выявить некачественное топливо самостоятельно. «У каждого сорта бензина есть собственный цвет и запах, — говорит Владимир Березенкин. — Как правило, это прозрачная светлая жидкость с желтовато-зеленоватым оттенком. Запах топлива обусловлен составом компонентов, входящих в бензин, в соответствии с ГОСТом». Собеседник «Хронографа» считает, что, если автовладелец хотя бы раз видел качественный бензин, ему не составит труда найти отличия.

Однако, по мнению специалистов лаборатории ГСМ ОАО «АВТОВАЗ», определить качество бензина можно только в лабораторных условиях. По их словам, водитель, за редким исключением, не может видеть бензин в момент заправки. Поэтому единственным способом защиты автомобиля по-прежнему остается верность знакомым заправкам.

Впрочем, даже пользование АЗС, работающими под вывесками крупных нефтяных компаний, не может гарантировать стабильно высокого качества топлива. Многие мелкие продавцы сотрудничают с «гигантами» по системе франчайзинга, реализуя от 20 до 50% «фирменного» бензина, а остальной приобретая на стороне. Многочисленные жалобы уже побудили ряд сетевых компаний отказаться от услуг франчайзинговых партнеров. Так, ЛУКОЙЛ планирует к концу текущего года наладить работу в Москве и Санкт-Петербурге через сеть собственных АЗС.

Но и этого недостаточно. «Плохой бензин может попасться на любой, даже фирменной, заправке», -считает собеседник «Хронографа». Поэтому специалисты рекомендуют производить дозаправку, когда в топливном баке еще остается 10-15 л. В этом случае неосторожно приобретенный «грязный» бензин смешается с чистым, что снизит вероятность порчи двигателя. Кроме того, целесообразно раз в два года производить чистку топливного бака.

По словам президента тольяттинской ТПП Владимира Жукова, проблему некачественных ГСМ можно было решить еще 10 лет назад. Для этого предлагалось за счет местного бюджета регулярно проводить экспертизу образцов бензина, взятых на различных АЗС и исследуемых под номерами, чтобы исключить возможность подтасовок. Аналогичная практика существует в Удмуртии, где большинство заправок ежемесячно проходит независимую экспертизу реализуемого продукта и состояния резервуаров, в которых хранится бензин. Но мэрия не стала реализовывать эту идею, мотивировав свой отказ нехваткой средств.

В результате единственное, что делается органами власти в сфере контроля за качеством топлива, -это тотальная проверка бензовозов. В сентябре ГУВД Самарской области провело рейд, в ходе которого въезд автомобилей с цистернами в крупные населенные пункты блокировался, а все бензовозы помещались на штрафстоянку для проверки технической документации и условий транспортировки бензина.

Вопреки ожиданиям, проверялось не состояние емкостей для перевозки топлива, а наличие у водителей противогазов и аптечек, состояние которых обычно мало сказывается на качестве транспортируемого продукта. Кроме того, повышенное внимание сотрудников ГУВД привлекли накладные и маршрутные листы. Такой характер действий милиции наталкивал на мысль о формировании базы данных, отражающей связи производителей и реализаторов бензина.

Анализ последних движений на рынке ГСМ позволяет предположить, что создание такой базы данных могло осуществляться в интересах ОАО «Роснефть». Эта компания уже сейчас готовит себе площадку в Самарской области: часть добываемой ею нефти перерабатывается на НПЗ ЮКОСа на давальческой основе (см. «Хронограф» №34 (153) от 23.10.06).