Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (157) | 13 ноября 2006г.
 

Мэр вне бюджета

Уткина лишают возможности пополнять городскую казну

Павел Соколов

8 ноября на коллегии мэрии Тольятти был рассмотрен отчет об исполнении бюджета города за 9 месяцев 2006 г. Как и следовало ожидать, исполнение главного финансового документа города выявило ряд серьезных системных проблем. Из заявлений первого вице-мэра Тольятти Николая РЕНЦА и директора департамента финансов Валерия КУШНАРЕВА следует, что нежелание бюджетополучателей осваивать выделенные им лимиты начало приобретать массовый характер. И это при том, что потребность в средствах никуда не исчезла. Причиной такого положения дел специалисты считают неготовность большинства бюджетополучателей работать по жесткой системе сметного освоения выделенных средств. Мэр Тольятти Николай УТКИН уже заявил, что все неосвоенные средства, полученные из вышестоящих бюджетов, подлежат возврату. На этом фоне излюбленная риторика спикера Тольяттинской городской думы (ТГД) Александра ДРОБОТОВА о том, что федеральный центр методично отнимает у муниципалов бюджетопополняющие ресурсы, теряет всякий смысл.

Рутина Кушнарева

Второй год подряд мэрия Тольятти вынуждена существовать в режиме реформирования системы бюджетного управления. Работа эта была начата в силу того, что этого потребовало обновленное федеральное законодательство, затрагивающее сферы муниципального управления, бюджетной и налоговой деятельности. Несмотря на то что федеральный центр заявлял о своих намерениях подвергнуть бюджетное законодательство и систему муниципального управления серьезной реформе еще в период 2000-2001 гг., на местах предпочли начать действовать исключительно в последний момент. Финансовое руководство мэрии прекрасно понимало, что роль основных статей пополнения муниципальных бюджетов будет возложена на налог с доходов и имущества физлиц, налог на землю и единый налог на вмененный доход (см. «Хронограф» №2 (74) от 24.01.05 и №13 (85) от 18.04.05). Также было вполне очевидным, что такие статьи доходов, как налог на прибыль и имущество предприятий, из полномочий муниципалитетов выведут. Однако мэрия предпочитала вплоть до 2005 г. двигаться по пути наименьшего сопротивления. Нет ничего проще, чем пополнять бюджет, используя налоговые платежи крупных предприятий. Намного сложней создать предпосылки для роста поступлений от налогов на землю, имущество физлиц, вмененный доход. По собираемости именно этих налогов можно судить об эффективности работы финансистов мэрии. Если верить данным департамента финансов, по ряду показателей она значительно ниже нормы: показатели собираемости налога на имущество физических лиц и земельного налога по отношению к плану 9 месяцев составили 76,8 и 73,8% соответственно.

Потенциал налога на землю, по скромным оценкам руководителя самарского управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Александра Власова, составляет 1,4 млрд. р.

Это могло бы покрыть примерно четверть общей величины доходов нынешнего городского бюджета. На что директор департамента финансов мэрии Тольятти Валерий Кушнарев скептически заявил: «Такой потенциал мы и близко не просматриваем. План, который мы устанавливаем на 2007 г., это 930 млн. р., против которого можно тоже возражать и даже ниже опускаться». Такое настроение главного муниципального финансиста не может не удивлять. Хотя если учесть, что еще в 2004 г. по этой статье доходов было собрано около 300 млн. р., Кушнарев, наверное, полагает, что он имеет сегодня полное моральное право считать цифру в 930 млн. р. рекордной. При этом ни в мэрии, ни тем более в ТГД не найдется ни одного публичного критика этой позиции. А ведь это те деньги, которые мэрии нужно было научиться собирать еще несколько лет назад. Ничуть не лучше обстоит дело с динамикой роста объемов собираемости средств по двум другим перечисленным источникам доходов. Работа ведется лишь в плане сбора средств с уже имеющихся плательщиков. «Под нашим кураторством было проведено 15 заседаний и рассмотрено 306 предприятий. Погашена задолженность в размере 75 млн. р. Кроме того, работает межведомственная комиссия по вопросам легализации недекларируемой части заработной платы» — отчитался Кушнарев о результатах предпринятых мер по изъятию средств. И ни слова о том, что делается для стимулирования возникновения новых субъектов, готовых своей работой пополнять городскую казну.

Пиар Дроботова

Стоит отметить, что спикер ТГД Александр Дроботов в свое время собрал немало политических дивидендов, критикуя федеральный центр по поводу того, как правительство РФ осуществляет реформу местного самоуправления и бюджетного законодательства. Своей обличительной риторикой он обрушивался на действия федералов по выводу из полномочий муниципалитетов доходных источников в виде оборотных налогов (налоги на доходы и имущество предприятий). О том, что при этом муниципалитетам увеличивается доля ресурсных налогов, он предпочитал говорить с меньшей активностью. Объяснение этому очень простое: для этого пришлось бы подвергнуть жесткой критике мэрию, которая не успела надлежащим образом к этому подготовиться. Делать этого Дроботов не желал, тем более что за финансовый блок вопросов в тольяттинской мэрии отвечали люди (Кушнарев, Ренц), имевшие отношение к той же ФПГ, что и сам спикер.

Интриги Ренца

Из выступления Кушнарева 8 ноября на коллегии мэрии стало известно, что исполнение бюджета испытывает проблемы не только в части сбора средств. Повсеместное внедрение механизма казначейского исполнения бюджета выявило куда более серьезную проблему. «Не исполнено лимитов бюджетополучателей на сумму 539 млн. р. Выделение лимитов происходит по заявке получателей бюджетных средств. Мы не принуждаем, но идет большое невыполнение этих открытых лимитов. Необходимо усилить контроль за использованием открытых лимитов со стороны бюджетополучателей. Такое исполнение бюджета может привести к тому, что к концу финансового года мы можем подойти с большой кредиторской задолженностью и неисполнением расходов, которые были запланированы», — поделился своими тревогами Кушнарев. Основными отраслями, которые не смогли освоить запрашиваемые из областного бюджета средства, стали: ЖКХ (136 млн.р.), образование (125 млн.р.), здравоохранение (91 млн.р.), культура (15 млн.р.), департамент строительства (18 млн.р.), содержание мэрии (86 млн.р.). «Давайте вводить какую-нибудь меру ответственности. Провалим кредиторку... Никто, ни один департамент не несет никакой ответственности...» — попытался найти рычаги воздействия на неисполнительных просителей средств мэр Николай Уткин. Речь идет о средствах, полученных тольяттинской мэрией из вышестоящих бюджетов. Озабоченность Уткина объясняется тем, что, если полученные таким образом деньги не будут освоены, их предстоит вернуть. После чего будет весьма проблематично рассчитывать на такой же размер лимита из областного бюджета на следующий год. Возможность привлекать дополнительные средства на нужды города из областного бюджета — на сегодня, пожалуй, единственный козырь мэра. Стоит отметить, что созданный в конце ноября МУ «Городской информационный центр» в будущем году станет основным центром мониторинга движения всех муниципальных финансов. Центр находится в прямом подчинении первого вице-мэра Тольятти Николая Ренца. Столкнувшись с проблемой получения лимитов из областного бюджета в будущем году, в силу того что в этом они не были освоены, Уткин рискует существенно утратить часть своих позиций как самостоятельная фигура. Возможно, это и является одной из причин того, что ряд бюджетополучателей не проявили энтузиазма в освоении запрошенных средств.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.