Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (634) | 24 июля 2017г.
 

Без кормушки

Самараводоканал оказался в критическом положении

Егор Кошеров

15 августа департамент управления имуществом г.о. Самара (ДУИ) и МП «Самараводоканал» (СВК) начнут оспаривать в арбитраже решение и предписание регионального УФАС по делу № 18-5875-16/10. УФАС настаивает на том, чтобы СВК вернул муниципальные объекты водоснабжения и водоотведения в пос. Береза и Прибрежный областного центра из своего хозведения обратно в ДУИ. До конца года должен состояться концессионный конкурс, по итогам которого указанное имущество перейдет в распоряжение частного инвестора, а муниципальное предприятие перестанет выкачивать деньги за воду по утвержденным специально для него нескромным тарифам. Ожидается, что СВК, который вскоре лишится и других гарантированных поступлений в виде арендной платы, может быть признан неэффективным и ликвидирован.

УФАС распорядилось

Решением УФАС от 17 апреля т.г. приказ ДУИ, датированный ноябрем 2015 г., о закреплении за СВК на праве хозяйственного ведения муниципального имущества в виде объектов водоснабжения и водоотведения на территории пос. Береза и Прибрежный Красноглинского р-на Самары был признан нарушением антимонопольного законодательства. Выяснилось, что действия по передаче указанных объектов в хозведение СВК совершены в нарушение порядка, установленного Федеральным законом от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», что приводит или может привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.

По итогам рассмотрения дела ДУИ было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем отмены или изменения вышеозначенного приказа. Также ДУИ предписывалось совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции: вернуть переданные СВК объекты водного хозяйства и провести обязательные публичные процедуры в соответствии с федеральным законодательством в целях передачи муниципального имущества в дальнейшее пользование.

В упомянутом решении УФАС содержалась ссылка и на способ передачи истребованного у СВК имущества в дальнейшее пользование. Так, передачу прав в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, антимонопольный орган полагает возможной исключительно на основании договоров аренды или концессионных соглашений.

Ожидают инвестора

По данным редакции Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», в настоящий момент в отношении водного хозяйства Березы и Прибрежного министерство энергетики и ЖКХ Самарской обл. предложило ДУИ разработать отдельное концессионное соглашение.

Водное хозяйство отдаленных поселков Самары нуждается в инвестициях
Водное хозяйство отдаленных поселков Самары нуждается в инвестициях

Дело в том, что арендующее сегодня водопроводно-канализационное хозяйство (ВКХ) Самары ООО «Самарские коммунальные системы» (СКС) в преддверии перехода с 1 октября на концессионное соглашение в отношении этого ВКХ (см. «Хронограф» №16 (626) от 29.05.17) отказывается от Березы и Прибрежного по неназываемым причинам.

Можно предположить, что СКС не устроило непостоянство профильных структур городской администрации по вопросу использования коммунальной инфраструктуры в отдаленных районах. Напомним, что до 2014 г. объекты ВКХ в Березе и Прибрежном эксплуатировало ЗАО «СУТЭК», для которого данная деятельность была непрофильной. С ноября 2014 г. близкая СКС структура АО «Водные технологии» (ВТ), уступив настойчивым просьбам из ДУИ, подписала договор эксплуатации указанных объектов на 11 месяцев с правом пролонгации. Были сделаны инвестиции в модернизацию доставшегося проблемного хозяйства. Но вместо пролонгации с ВТ ДУИ передал Березу и Прибрежный в СВК (по факту передача состоялась только с 1 апреля 2016 г.). Логично, что подобные метания немало насторожили как инвестора, так и местных потребителей.

Впрочем, нашлись и другие инвесторы, готовые заняться модернизацией водного хозяйства отдаленных районов. Сообщается, что одним из фаворитов концессионного конкурса считают ООО «Евроботен», уже имевшее опыт эксплуатации объектов в Березе и Прибрежном по договору подряда с ВТ. Именно «Евроботен» было вытеснено СВК. Как может оказаться, ненадолго.

Признаки агонии

Причины того, что СВК так цепляется за уплывающее имущество, подав иск к УФАС в арбитраж, очевидны. Во-первых, в концессионном конкурсе СВК, т.к. является муниципальным предприятием, участия принять не сможет. Во-вторых, СВК не хочется терять стабильный доход, которым в целом можно было распоряжаться по своему усмотрению, например, организуя непрофильные закупки и осваивая на них немалые средства. О целесообразности таких закупок в частности и существования СВК в целом, как поясняют собеседники «Хронографа» в министерстве энергетики и ЖКХ Самарской обл., в ходе встречи с губернатором Николаем Меркушкиным высказался замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис. Чибис выразил недоумение, почему продолжает функционировать МП, предположив, что в своей закупочной политике оно следует отнюдь не муниципальным интересам.

Отметим также, что в случае передачи ВКХ Самары в концессию СКС СВК лишится около 0,5 млрд р. арендной платы, а потому взимание платы с населения пос. Береза и Прибрежный едва ли не единственная возможность для менеджмента МП хоть что-то заработать для себя. Любопытно, что ранее отдельные покровительствующие СВК чиновники гордо рапортовали о высокой доходности этого МП. Действительно, получая по 500 млн р., несложно оставаться доходным, даже несмотря на рекордные нецелевые расходы. Однако без арендных поступлений СВК, как прогнозируют наблюдатели, может очень быстро сдуться.

Кстати, велик риск, что СВК как МП с 1 января 2018 г. вообще прекратит свое существование. Согласно предложениям Экспертного совета при Правительстве РФ, размещенным на сайте Открытого правительства, сегодня всерьез рассматривается сценарий признания с указанной даты утратившими силу законодательных актов об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения. Т.е. в лучшем случае СВК придется менять форму собственности, после чего претендовать на распоряжение ВКХ уже на общих основаниях, а не по организованному с помощью ДУИ «блату». Именно на повышение конкуренции на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению мог намекать Андрей Чибис, поднимая вопрос о необходимости наличия такого образования, как СВК. Ведь будь СВК частным, ему пришлось бы намного больше заботиться о качестве услуг. Как это делают уже работающие в других регионах РФ концессионеры.

Если говорить о пользе концессионных соглашений, которые начнут действовать в нашем регионе с 1 октября, то в первую очередь это экономия бюджетных средств. Инвесторы должны будут ремонтировать отданное им во временное владение имущество, а также создавать новое за счет собственных ресурсов. А министерство энергетики и ЖКХ Самарской обл., утвердив предельный уровень роста тарифов для концессионеров на весь период действия соглашений, поставит инвесторов перед необходимостью использовать каждый заработанный рубль максимально эффективно.