Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (156) | 7 ноября 2006г.
 

Не чрезмерный вред

Самарское УФАС дважды оштрафовало владельцев сети магазинов «Реал»

Татьяна Пишкова

31 октября руководитель Самарского управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) Петр ТОРКАНОВСКИЙ вынес постановление о наложении штрафов в отношении владельцев сети магазинов ООО «реал,- Гипермаркет» и издателя газеты «Навигатор» ООО «Навигатор-Самара». Эти две структуры были уличены в распространении ненадлежащей рекламы алкогольной продукции. По решению Самарского УФАС ООО «Навигатор-Самара» требуется выплатить в качестве штрафа 40 тыс. р., ООО «реал,- Гипермаркет» — 200 тыс. р. Отягчающим обстоятельством при определении величины штрафа для владельцев сети магазинов является то, что за последний год с их стороны это не первое административное правонарушение.

Как следует из сообщения пресс-службы Самарского УФАС, обе организации нарушили ст. 21 ФЗ «О рекламе». В соответствии с ней реклама алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде их чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее 10% рекламного пространства. 11 сентября 2006 г. ООО «Навигатор-Самара», являющееся издателем газеты «Навигатор», распространило рекламу алкогольной продукции, а именно водки «Мороз и солнце», с предупреждением о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции. По рекламному образцу было установлено, что площадь предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции составила лишь 7,3% от рекламной площади, что является нарушением требования рекламного законодательства. За распространение ненадлежащей рекламы на ООО «Навигатор» был наложен штраф в размере 400 МРОТ (40 тыс. р.).

В свою очередь ООО «реал,- Гипермаркет» в сентябре 2006 г. распространило в г. Тольятти рекламные каталоги, которые содержали рекламу пива («Старый мельник», «Велкопоповицкий козел», «Стела Артуа», «Баг Вир»), красного и белого полусладкого вина («Винэкс-перт», «Молоко любимой женщины») и алкогольного коктейля («Вертолет» с содержанием 8,9% алкоголя). Вопреки федеральному законодательству реклама алкогольной продукции в каталогах была распространена без предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции и пива.

Необходимо отметить, что это не первое административное правонарушение со стороны владельцев сети магазинов «Реал» за 2006 г. «В начале лета 2006 г. в отношении ООО «реал,- Гипермаркет» уже выносилось постановление о наложении штрафа за распространение ненадлежащей рекламы. Тогда площадь, на которой согласно прежнему закону «О рекламе» необходимо было разместить предупреждение, составляла 50%. И эти 50% относились только к слабоалкогольной продукции крепостью менее 15%. С вступлением с 1 июля нового закона площадь уменьшилась до 10%, однако теперь предупреждением должна сопровождаться реклама любой алкогольной продукции», — прокомментировали в Самарском управлении Федеральной антимонопольной службы.

Еще до вступления нового закона «О рекламе» руководитель УФАС по Самарской области Петр Торкановский провел ряд семинаров, на которых во всех подробностях рассказал об изменениях в законе, с тем чтобы все участники рынка могли ориентироваться в новом рекламном законодательстве (см. «Хронограф» №15 (134) от 2.05.06). Вполне можно было предположить, что после вступления в силу нового закона и мероприятий, проведенных Самарским УФАС по его разъяснению, контроль за исполнением законодательных норм будет усилен.

Однако старания Самарского УФАС никак не отразились на выполнении требований ФЗ «О рекламе» ООО «реал,- Гипермаркет». При наложении штрафа был учтен факт неоднократного нарушения законодательства, который является обстоятельством, отягчающим административную ответственность. Именно поэтому Самарским УФАС на владельцев сети магазинов ООО «реал,- Гипермаркет» был наложен штраф в размере 2000 МРОТ (200 тыс. р.). Руководитель отдела по связям с общественностью ООО «реал,- Гипермаркет» Юлия Белова от комментариев отказалась.

Подобное отношение официальных структур ООО «реал,- Гипермаркет» к действиям УФАС, вероятно, обусловлено величиной финансовых оборотов транснациональной компании, в которую входит ООО «реал,- Гипермаркет».