Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (156) | 7 ноября 2006г.
 

Эффект обратной связи

Общественные организации оценивают ход реализации национального проекта «Образование»

Елена Петрова

1 ноября две тольяттинские школы, получившие президентские гранты в размере 1 млн.р., посетила рабочая группа по мониторингу реализации национального проекта «Образование». Группа из представителей общественных организаций изучала особенности учебного процесса школ, мнения руководителей учебных учреждений, преподавательского состава и учащихся о национальном проекте. Часть группы во главе с председателем Самарского областного совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, председателем общественной комиссии Иваном САХАРОВЫМ прибыла в валеологическую гимназию №35 г. Тольятти.

Рабочая группа по изучению реализации нацпроектов на территории Самарской области уже подвела итоги по реализации нацпроекта «Здоровье» и подготовила предложения, которые направлены в министерство здравоохранения области. Теперь она приступила к мониторингу реализации нацпроекта «Образование». В рабочую группу вошли представители некоммерческих областных организаций, таких как «Труженики тыла», Федерация детских объединений, совет ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, профсоюзов работников образования и др. Некоторые из них принимали участие в выдвижении и конкурсных процедурах по отбору школ-миллионников и теперь наблюдают за процессом реализации в них нацпроекта.

Главной целью посещения школ области, по словам Ивана Сахарова, помимо оценки хода реализации национального проекта, является получение «обратной связи». То есть члены рабочей группы изучают мнение руководителей, педагогов, учащихся о национальном проекте, а результаты анкетирования педагогических работников доведут до министерства образования Самарской области.

Из 60 школ Самарской области, получивших президентские гранты в размере 1 млн.р., рабочая группа выбрала несколько общеобразовательных учреждений. Из 11 тольяттинских школ-миллионников в список посещения группы попали две гимназии: №35 и 48.

Гимназия №35 является лучшей школой России, второй в области обладательницей президентской премии «Хрустальный пеликан». Три преподавателя гимназии получили в этом году президентские премии в размере 100 тыс.р. В этом году ей исполняется 35 лет.

Главным отличием гимназии, как отметили члены рабочей группы, является применение в организации учебного процесса здоровьесберегающих технологий.

Гимназия стала первой в области федеральной экспериментальной площадкой Министерства образования РФ по применению технологий по сохранению здоровья. Классы оборудованы специальными партами под рост учеников, дети могут учиться стоя и сидя, во время уроков проводятся физкультминутки. Также в гимназии есть медицинский кабинет, где квалифицированные работники проводят профилактику и лечение простудных заболеваний учащихся и учителей. В гимназии постоянно проводится мониторинг здоровья. В результате проведенных исследований было установлено, что благодаря применению этих технологий среди детей младшего возраста отмечается меньше фактов близорукости. Опыт гимназии сегодня переняли школы разных городов России, а также США и Израиля.

Рабочая группа побывала на уроках, в музее и библиотеке, посмотрела фильм о гимназии, который подготовили в честь ее юбилея. Члены рабочей группы интересовались организацией учебного процесса, подготовкой к конкурсу, достижениями учителей и т.д.

Представители общественности интересовались у учащихся, что такое национальный проект, в чем заключается основная цель проекта «Образование», какие результаты они почувствовали на себе, с чего начинается здоровье и хотят ли мальчики идти в армию.

В графе анкеты «улучшение национального проекта» большинство учителей гимназии написали, что необходимо более широкое привлечение СМИ, гласность, обсуждение в коллективе, что нужно пересмотреть критерии конкурсного отбора и конкретизировать этапы подготовки, а одной из трудностей участия в конкурсах, по мнению респондентов, является короткий период для оформления документов. С помощью данного мониторинга будут разработаны предложения по корректировке национального проекта «Образование», а значит, совершенствоваться вся система образования. Сотрудничество образовательного сообщества с общественными организациями является одним из показателей системных изменений в образовании. Мониторинг реального изменения ситуации — это часть национального проекта для создания «обратной связи» с обществом. Так достигается открытость системы образования перед обществом.