Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (156) | 7 ноября 2006г.
 

Балет на колесах

Новое руководство Самарского академического театра поведало о «юбилейных» проблемах

Павел Соколов

30 октября состоялась пресс-конференция в преддверии музыкального фестиваля «Пять вечеров на площади искусств», который пройдет 22-26 ноября в ДК «Тольятти». Фестиваль посвящен 75-летию Самарского академического театра оперы и балета и 30-летию ДК «Тольятти». На вопросы журналистов отвечали новые лица Самарского академического тетра -директор Юрий ФАСТОВЩУК и художественный руководитель Владимир РЫЛОВ. Они рассказали о текущих проблемах и ближайших планах на будущее.

Что было, что будет...

Самарский академический театр оперы и балета — один из старейших театров России. 2006 г. для него юбилейный. Официальная дата открытия театра — 1 июня 1931 г. Первая театральная премьера — опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов». С тех пор мировая оперная и балетная классика — золотой фонд музыкального искусства — составляет основу репертуара.

В настоящее время театр находится в достаточно сложном положении. В июне 2006 г. при весьма странных обстоятельствах произошла смена руководства. По словам бывшего директора театра Юрия Зудова, им делалось все для развития оперы и балета в губернии. Финансирование театра из областного бюджета за время его руководства было увеличено с 13 млн. р. до 69 млн. р. За четыре года было поставлено 11 новых спектаклей. Выручка театра в 2005 г. увеличилась вдвое по сравнению с 2004 г. Нынешний год, который ЮНЕСКО объявило годом Шостаковича, — юбилейный, 75-й год самарской оперы. Была предпринята попытка присвоения театру имени Дмитрия Шостаковича: достигнута договоренность со вдовой Шостаковича Ириной Антоновной и его сыном Максимом, решены вопросы и в музее, и в издательстве, проведены переговоры с архивом в Германии. Но министерство культуры, проведя мониторинг общественного мнения, бумаги о присвоении театру имени великого композитора не подписало, сославшись на большое количество людей, высказавшихся против этого.

Теперь у Самарского академического театра оперы и балета новый директор — бывший руководитель Краснодарского театра драмы. Хорошо это или плохо — покажет время.

Не было бы счастья...

По словам Юрия Фастовщука, реконструкция здания театра должна была происходить постепенно: сначала левое крыло, затем правое и в завершение — основная, центральная часть. Однако правительство области изыскало средства, и было принято решение делать полную реконструкцию. Сейчас в здании функционирует только часть левого крыла. Таким образом, сотрудники театра остались без крыши над головой и вынуждены репетировать и выступать на площадках других театров и ДК. При этом окончание реконструкции планируется только к сентябрю 2008 г. Ситуация достаточно сложная, если учесть плачевное положение оставшихся площадок Самары. По заявлению все того же Фастовщука, сцены самарских театров не могут принять полные версии спектаклей. Пожалуй, наиболее подходящей площадкой в Самаре стал бы ДК «Звезда», но на данный момент он принадлежит частным лицам, а конкретно компании «СОК», с которой пока не было достигнуто определенных соглашений. Кроме того, подходящей по размерам сценой в губернии сейчас является ДК «Тольятти», что не может не радовать жителей нашего города. Всего за пять дней тольяттинцы смогут увидеть такие произведения, как «Лебединое озеро», «Евгений Онегин», «Щелкунчик», «Пиковая дама».

Деньги на ветер

Еще одной новостью стало то, что для участия в фестивале приглашены звезды первой величины: Сергей Мурзаев, солист Большого театра, заслуженный артист РФ, лауреат всесоюзного и международного конкурсов, и Михаил Урусов, солист театра имени Станиславского, солист театра Ла Скала. Никто не сомневается, что их участие придаст фестивалю особый вес. Но так ли это важно неискушенному тольяттинскому зрителю? А между тем за все надо платить. Пригласить в самый разгар сезона ведущих солистов мировой величины стоит немалых денег. Руководство Самарского академического театра говорит, что на это им средств не жалко. При этом на вопрос, будет ли вся труппа во время фестиваля жить в Тольятти, Юрий Фастовщук отвечает, что в гостинице будут жить только музыканты, художественный руководитель и приглашенные солисты, остальные же будут приезжать из Самары, так как театр вследствие трудного финансового положения не может оплатить проживание для всех.

«Битлз» вместо Онегина

Главный режиссер Самарского академического театра оперы и балета Владимир Рылов заявил, что в ближайшее время старая программа, насчитывающая 35 постановок, будет полностью свернута. На смену старым спектаклям придут новые. Например, балет «Битлз», который выставляется на национальный театральный конкурс «Золотая маска». Что касается классических произведений, то полного ухода от них не будет, но планируется их обновление. Что под этим подразумевается, сказать сложно. Из объяснений главного режиссера академического театра стало понятно только то, что «унитазов на сцене не будет», а вот музыкальный ряд некоторых спектаклей, возможно, придется переписать.

Как бы то ни было, предстоящий фестиваль — событие для города не рядовое. У жителей Тольятти есть возможность стать одними из последних свидетелей классического репертуара Самарского академического театра оперы и балета.