Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (628) | 13 июня 2017г.
 

Развитие здравоохранения — за проектами ГЧП

В условиях дефицита бюджетов средства инвесторов позволяют повышать качество и доступность медицинской помощи

Алиса Кирсанова

По итогам 2016 г. Самарская обл. наряду с Подмосковьем заняла второе место в рейтинге регионов России по уровню развития государственно-частного партнерства (ГЧП). В ходе заседания комитета по бюджету Самарской губернской думы в формате круглого стола о развитии ГЧП в 2016 г. отдельно остановились на наиболее показательных проектах. Среди них Центр нефрологии и диализа (ЦНиД), созданный на базе ГБУЗ Самарской обл. ТГКБ №5. Год назад ЦНиД открыл свои двери для первых пациентов, нуждающихся в спасительных процедурах заместительной почечной терапии (ЗПТ). И за год совместной работы, по словам главного врача ТГКБ №5 Николая РЕНЦА, наметились перспективы по расширению деятельности в стенах самого крупного стационара региона уже проверенного партнера ООО «Медикал сервис компани». Без участия надежных инвесторов дальнейшее развитие фондов ТГКБ №5 — трудновыполнимая задача. А ведь от этого зависят объемы и качество помощи, оказываемой тольяттинцам.

Качественный скачок

Рейтинг регионов России по уровню развития ГЧП является одним из показателей оценки эффективности инвестиционной деятельности глав субъектов РФ. По итогам прошлого года уровень развития ГЧП в Самарской обл. составил 82,7%. Это превышает среднероссийский показатель более чем в два раза. Основные возможности региона, которые открывает ГЧП, обсудили на заседании круглого стола «О развитии ГЧП на территории Самарской обл. в 2016 г.». Заседание проходило 25 мая в рамках деятельности комитета по бюджету Самарской губернской думы. Участники мероприятия остановились на ряде принципиальных задач, которые решает регион посредством ГЧП. В сфере здравоохранения реализация проектов в рамках ГЧП в условиях дефицита бюджетных средств — одна из ключевых возможностей развития медицинских услуг для населения на качественно новом уровне.

Заместитель министра экономического развития Олег Майоров напомнил, что когда начали разрабатывать стратегию социально экономического развития Самарской обл. до 2030 г., выяснилось, что узким местом является именно медицина. «Развитие этой отрасли оставляет желать лучшего», — проакцентировал он. Его позицию поддержал и заместитель министра здравоохранения Альберт Навасардян. По словам замминистра, необходимо ежегодно увеличивать инвестиции в инфраструктуру отрасли здравоохранения, чтобы шло эффективное развитие. Но получается так, что идет сокращение финансирования по этому направлению. И получатели помощи — пациенты — так или иначе оценивают ситуацию. Чаще всего — негативно.

Преодолеть негативные последствия бюджетного недофинансирования позволяет активное привлечение инвестиционных ресурсов. «Реализация проектов ГЧП — это не самоцель, это инструмент обеспечения роста доступности качества медицинской помощи. Для нас это инструмент экономической политики по привлечению инвестиций в капиталоемкие проекты для достижения публичных целей», -отметил Навасардян.

Показательный опыт

В ходе заседания круглого стола министерством был отмечен проект ЦНиД в стенах ГБУЗ СО ТГКБ №5. Развитие медицинской инфраструктуры, обеспечивающей заместительную почечную терапию в Самарской обл., находится на особом счету — хотя бы потому, что создаются службы диализа в муниципальных образованиях региона едва ли не с нуля. Ежегодно на 60-70 (из расчета на 1 млн населения) увеличивается количество нуждающихся в ЗПТ пациентов. Этот рост обусловлен изменением социальной среды и демографических особенностей. Отсутствие своевременного дорогостоящего заместительного лечения приводит к неизбежной смерти.

ЗПТ относится к числу жизнеспасающих видов медицинскои помощи и позволяет максимально продлить жизнь пациентов -в среднем на 10-15 лет и более. Специфика оказания ЗПТ в том, что помощь должна оказываться близко с местом проживания пациентов.

В ТГКБ №5 никогда не было собственного отделения нефрологии и диализа, хотя больница обслуживает Автозаводский р-он, где проживает 450 тыс. человек. В прошлом году ситуация изменилась. В ТГКБ №5 благодаря заключенному договору с инвестором ООО «Медикал сервис компани» открылся «Центр нефрологии и диализа». Как о нем на круглом столе отозвался замминистра здравоохранения Навасардян: «Получился очень интересный проект ГЧП за счет использования аренды с инвестиционными обязательствами. Красиво все сделано. Уместились в тарифы ОМС».

Диализный центр является одним из первых реализованных проектов ГЧП в сфере здравоохранения Самарской обл. ТГКБ №5 провела оптимизацию по использованию помещений больницы и выделила площадь около 1000 кв. м для размещения центра. Инвестор провел реконструкцию помещения. Причем ремонт коснулся не только внутренних помещений, но и фасада хирургического корпуса. В итоге было создано отделение, отвечающее новейшим стандартам организации деятельности центров ЗПТ. Это наличие собственных подъездных путей, полная адаптация помещения под малоподвижные группы пациентов, специальная разводка инженерных коммуникаций внутри помещения, а также централизованная подготовка и подача диализата и мн. др. Партнер-инвестор вложил в проект порядка 115 млн р. ЦНиД рассчитан на 160 пациентов. В настоящее время получают лечение 135 пациентов.

Следующий шаг

ТГКБ № 5, как сторона проекта, расширила свой профиль деятельности, получив необходимое много лет отделение нефрологии. В бюджет больницы регулярно поступают арендные платежи, а отделения больницы получили дополнительный объем своевременно оплачиваемых диагностических услуг — лабораторных, ультразвуковых и пр.

В целом стороны признали, что опыт реализации проекта создания ЦНиД является положительным, а поэтому планируют расширение сотрудничества и развитие очередных проектов. Так, в результате анализа преемственности в оказании медицинской помощи больным с острой почечной недостаточностью было принято решение оснастить реанимационные отделения больницы современными аппаратами искусственной почки. Сегодня таких больных приходится отправлять в другие больницы. Кроме того, ведется проработка проекта реконструкции реанимационного отделения травмо-центра и приемно-диагностического отделения хирургии. Положительное решение инвестора в данном ключе позволит сделать очередной шаг к улучшению качества медицинской помощи в ТГКБ №5.

Кроме того, уже выстроена система взаимодействия врачей-нефрологов ЦНиД со специалистами ТГКБ №5 и с ее пациентами по вопросам диагностики и лечения болезней почек. В практику стационара внедряются методики лечения пациентов с осложнениями терминальной почечной недостаточности. Кроме того, в рамках развития партнерских отношений ЦНиД и ТГКБ № 5 запланировано развернуть работу по раннему выявлению заболеваний почек среди пациентов больницы, находящихся в группе риска. Это позволит в случае необходимости вести своевременную профилактику развития терминальной почечной недостаточности. Такая работа в первую очередь нацелена на отсрочку в проведении гемодиализа.

Для обеспечения перспективной потребности населения города стороны уже сейчас обсуждают вопрос о расширении диализного центра. Так, администрация ТГКБ № 5, проанализировав состояние некоторых сооружений, сделала вывод, что своими силами их реконструировать больница не сможет. Привлечение уже проверенного партнера позволит реализовать новую стадию проекта на уже отработанных условиях. Работа только в самом начале, но положительный опыт совместной работы — действующий ЦНиД — свидетельствует о том, что уже в текущем году может состояться новый интересный проект. А его возможная реализация в 2018 г. позволит для жителей Тольятти повысить уровень доступности медицинской помощи в таком жизненно важном направлении, как ЗПТ. Для целого ряда пациентов это единственная возможность выжить или сохранить качество жизни. Известно, что потребность в диализных местах в России более чем в 2 раза превышает их наличие.

Комментарии

Александр ПОПОВ, руководитель отдела инвестиционных проектов ООО «Медикал сервис компани»

- В нашем регионе есть успешная практика сотрудничества бизнеса со здравоохранением. Этому есть веские причины. Формат ГЧП позволяет реализовывать интересы государства, бизнеса и пациентов. В конечном счете пациенту важно получить доступную и качественную медицинскую помощь. Помощь в рамках гарантий ОМС. Ему совершенно не важно, кто оказывает эту помощь: государственное или частное учреждение. Государство благодаря инвестициям бизнеса может обеспечивать людей необходимым лечением уже сегодня. Тем самым сохранять жизнь и здоровье своим гражданам. Бизнес же, вкладывая свои средства в долгосрочные социальные проекты, должен быть обеспечен гарантиями государства на заказ. И иметь четкие и адекватные тарифы со стороны ОМС. Иначе такие проекты могут потерять устойчивость.

Николай РЕНЦ, депутат Самарской губернской думы, главный врач ГБУЗ СО ТГКБ №5

- Проекты ГЧП благодаря четкой позиции министерства экономического развития и министерства здравоохранения региона сегодня становятся серьезным двигателем развития. Мы в сжатые сроки получаем новые, современные объекты здравоохранения по наиболее затратным с точки зрения вложений направлениям. Все понимаем, что без инвестиций ЦНиД в стенах ТГКБ № 5 появился бы не скоро и не в таком масштабе. За этими проектами стоят сотни жизней наших людей. Стоит их уверенность, что завтра, если возникнет необходимость, им смогут помочь и им есть куда идти. Мы все должны четко понимать, что смысл всей нашей политики — это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России. Именно такой ориентир дал всем нам наш президент Владимир Владимирович Путин.

Александр КОБЕНКО, министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл.

- Наибольший прогресс в применении механизмов ГЧП на территории Самарской обл достигнут в сфере здравоохранения. Основными целями развития ГЧП в здравоохранении является создание эффективных, высокорентабельных объектов, повышение качества и доступности высокотехнологичных медицинских услуг, снижение нагрузки на бюджеты различных уровней власти. Определены приоритетные направления в этой сфере: создание современных диагностических и реабилитационных центров, кардиохирургических центров, отделений гемодиализа, организация лечебного питания в учреждениях здравоохранения. Все проекты ГЧП реализуются за счет внебюджетных источников без привлечения бюджетных средств. Окупаемость проектов ГЧП осуществляется за счет средств фондов обязательного медицинского страхования, добровольного медицинского страхования или услуг от реализации деятельности в соответствии с соглашениями о ГЧП.