Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (627) | 5 июня 2017г.
 

Кадыров — Кожухов:

От сумы до тюрьмы

Егор Кошеров

На 16 мая 2017 г. были назначены судебные заседания в рамках дел, фигурантами в которых являются известные тольяттинские бизнесмены — бенефициар Группы компаний «Автозаводстрой» Игорь КАДЫРОВ и некогда бенефициар ОАО «Энерготехмаш» Владимир КОЖУХОВ. Но если дело Кожухова касается его личного банкротства, то Кадырову повезло меньше — он потенциальный уголовник, который уже год провел за решеткой. Все логично. Кожухов постепенно отходил от дел, реализуя имущество, к которому имел отношение. Кадыров же решил оппонировать действующей власти, в итоге поплатившись за доверие к тем, кому доверять вряд ли стоило.

Факты

Игорь Кадыров обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159 («Мошенничество») и ч. 2 ст. 201 («Злоупотребление полномочиями») УК РФ. Чуть более года назад — 29 апреля 2016 г. прокуратура Самарской обл. сообщила о задержании Игоря Кадырова. «Установлены факты использования ОАО «Автозаводстрой» (АО «Промышленное строительство») поддельных банковских гарантий при заключении договоров строительного подряда», — проинформировали в прокуратуре. В результате Игорь Кадыров попал под стражу. При этом многие компании, руководителем которых был Игорь Кадыров, вступили в процедуру банкротства. В одной из компаний Группы — ООО «Автозаводстрой» директором был его сын Максим Кадыров. Это не исключает того, что в итоге под подозрения может попасть не только отец.

Игорь Кадыров известен как бенефициар Группы компаний «Автозаводстрой» — одного из крупнейших в Тольятти предприятий, специализирующихся на строительстве крупных промышленных, торговых и иных объектов коммерческой недвижимости. Кадыровы вошли на территорию Особой экономической зоны «Тольятти», стали строителями завода для ООО «Джей Ви Системз». Подрядчиком там было именно ОАО «Автозаводстрой» (АО «Промышленное строительство»). Также компании Кадыровых участвовали в строительстве ледового дворца спорта «Лада-Арена». Причем именно на теме строительства «Лада-Арены», точнее на оплате со стороны структур правительства Самарской обл., Игорь Кадыров и погорел. Со стороны губернатора Николая Меркушкина была реализована вполне здравая инициатива по снижению сметы примерно на 1 млрд р. Эти средства должен был освоить подрядчик, подконтрольный Игорю Кадырову.

После чего Игорь Кадыров, видимо, следуя указаниям со стороны своих советников из числа высокооплачиваемых юристов, начал примерять образ «борца с режимом». Кадыров принялся критиковать действующую власть и даже заявил о том, что готов бороться за должность главы администрации Тольятти.

Словно под диктовку Игоря Кадырова или его юристов появлялись громкие открытые письма, будто бы написанные трудовым коллективом ООО «СтавропольСтройСервис» (ССС) — компании, выполнявшей подряды «Автозаводстроя» (см. «Хронограф» №10 (580) от 4.04.16). Якобы простые работники предприятия предлагали губернатору Самарской обл. выплатить компании Кадырова якобы имевшийся долг по объекту «Лада-Арена». Чтобы, в свою очередь, «Автозаводстрой» затем расплатился с ССС. В результате Игорь Кадыров был заподозрен в мошенничестве, злоупотреблении полномочиями и попал под арест.

В отличие от Кадырова, Владимир Кожухов, хоть и не избежал разного рода «разборок» на теме принадлежавшего ему имущества, но действовал без оглядки на подсказки адвокатов, исходя из чувства самосохранения. 16 мая 2017 г. было назначено очередное судебное заседание по арбитражному делу №А55-23796/2016, в ходе которого решается вопрос банкротства физического лица Кожухова Владимира Ивановича. Это банкротство стало логичным завершением той яркой деятельности, которую Кожухов вел последние 8 лет.

Так, под банкротство ранее пошло ОАО «Энерготехмаш» (г. Жигулевск) и даже АО «Волжская металлургическая компания», во многом сформированное на активах «Энерготехмаша». Это крупное производственное предприятие, некогда было завязано на ПАО «АВТОВАЗ» и в какой-то степени на ОАО «РЖД». Но видимо, Владимир Кожухов осознал, что сегодня настали такие времена, когда заниматься производством или политикой становится накладно. По поводу причин, побудивших начать банкротство, Владимир Кожухов пояснил: «В этих вопросах всегда появляется большое количество различных людей из силовых структур, дай из криминала, которые предлагают всяческие услуги по тем или иным вопросам, связанным с банкротством. Такие вещи нужно сразу обрубать, что я и делаю при личном банкротстве».

Но были и другие времена. Были проекты по производству вагонов для РЖД, были поставки на АВТОВАЗ, была деятельность в ЗАО «АКОМ» и ООО «Потенциалбанк». Был вазовский соцкультбыт. Да много чего еще было. Владимир Кожухов был одним из самых узнаваемых персон в Тольятти. Он планировал застроить т.н. «Прибрежный парк» — территорию вдоль ул. Спортивной и берега р. Волга. Но не получилось. До сих пор на ул. Спортивной в Тольятти стоит один из недостроев, который служит памятником Владимиру Кожухову. Однако теннис-центр «Davis» все-таки функционирует, правда, несколько не в том виде, о котором Кожухов заявлял ранее. Планировалось сделать на базе этого центра «Академию тенниса Александра Метревели». Мечтам не суждено было сбыться. Так же, как и мечте о застройке «Прибрежного парка», реализовывать которую теперь, вероятно, будет известный самарский бизнесмен Алексей Шаповалов. В «Davis» Кожухов сегодня президент.

Мифы

Пожалуй, одним из самых громких событий в жизни Кожухова стала «посадка мэра Уткина». Конечно, заслуги по уголовному преследованию мэра г.о. Тольятти (2000-2008 гг.) Николая Уткина принадлежат не только Кожухову. Ведь именно его младший бизнес-партнер по ООО «Строй-Финанс» Игорь Бузюков, как полагают мифотворцы, выступил застрельщиком в деле о взятке в размере 150 млн р., которую мэр Уткин с подельниками вымогал с предпринимателей из «Строй-Финанса» (см. «Хронограф» №10 (225) от 17.03.08). Показательно, что в ответе на запрос ОАЕ «Хронограф» Кожухов предпочел откреститься от Бузюкова: «Я никогда не был учредителем или сотрудником... «Строй-Финанс» и никогда и нигде Бузюков не был моим, как вы называете, бизнес-партнером».

Несмотря на столь жесткое решение вопроса с Уткиным и его приближенными, Кожухов довольно спокойно пережил те события и до сих пор, видимо, чувствует себя прекрасно и безмятежно. Не борется с режимом, как, например, Игорь Кадыров. При этом Кожухов заявил, что с Уткиным они в отличных отношениях: «Если у Уткина Н.Д. есть какие-то претензии ко мне лично, то я могу с ним это обсудить. Мы с ним периодически встречаемся по линии Фонда им. Н.Ф. Семизорова. А в остальном будем решать вопросы по мере их поступления».

Но мог ли тот, кто советовал Игорю Кадырову так действовать, не догадываться, чем все это может закончиться? Вряд ли. Они наверняка прекрасно понимали — чем больше у прислушивающегося к их советам проблем, тем больше они смогут заработать на их решении. Но когда у страдальца закончатся средства и все ликвидное имущество, то и интерес к нему наверняка пропадет. После чего родственникам обедневшего Игоря Кадырова только и останется что носить передачки. Но до этого, судя по всему, пока еще далеко. Борьба за неосвоенные богатства семьи Кадыровых продолжается.

18 апреля 2017 г. заместитель председателя Верховного суда России Владимир Давыдов вынес постановление об отмене постановления судьи о передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции. В своем постановлении заместитель председателя Верховного суда Давыдов указал, что сама по себе тяжесть преступления, в которой обвиняется Кадыров, и предположения следователя о том, что обвиняемый может скрыться от органов следствия, не могут служить основанием для продления срока содержания под стражей. Судья Давыдов пришел к выводу, что в отношении обвиняемого Кадырова содержание под стражей незаконно. Проще говоря, Игоря Кадырова нужно освободить из-под ареста. Такие сказочные истории, пожалуй, только в мифах и встретишь.

Прогнозы

Как полагают мифотворцы, в современной системе российского правосудия крайне редко председатель Верховного суда или его заместители предметно реагируют на жалобы, особенно со стороны подсудимых. Но, как считают мифотворцы, если «уметь пить кофе» с кем нужно, то в итоге можно получить такое постановление, которое вынес судья Владимир Давыдов. Однако не будем безоговорочно верить непроверенным и лживым источникам мифотворцев. Тем не менее придется призадуматься, а сколько мог стоить кофе, по итогам распития которого можно насладиться выводами, подобными тем, что сделал судья Давыдов? В продолжение можно задать и другой вопрос: как долго протянет семья Кадыровых в режиме подобных «кофепитий»?

Что же касается Владимира Кожухова, то вполне возможно, что процессы банкротства «Энерготехмаша» и АО «Волжская металлургическая компания», а также процесс личного банкротства все-таки могут выйти ему боком. Если, конечно, кто-то из кредиторов проявит принципиальность. Так, например, ПАО «Сбербанк России» заявило о требованиях к Кожухову в размере почти 84 млн р. Но кредиторам нужно будет банально найти должника. Адрес, который в материалах дела о банкротстве указан как адрес регистрации Владимира Кожухова, напоминает известное «На деревню — дедушке». Вот как он выглядит: «445000, г. Тольятти, Ставропольский р-н, ул. Молодежная, д. 42». Индекс не указывает конкретное почтовое отделение. Тольятти и Ставропольский р-н — это совершенно разные муниципальные образования, хотя и граничащие друг с другом. Ул. Молодежной в Тольятти нет, зато в Ставропольском р-на такая улица есть почти в каждом селе. Однако название села в адресе отсутствует. Так что кредиторам придется искать ветра в поле. Правда, известны случаи, когда это неблагодарное занятие все-таки оканчивалось удачей.

Цитата:

«В постановлении не содержится убедительных мотивов, из которых следовало бы, что интересы правосудия по своевременному рассмотрению уголовного дела не могут быть обеспечены иными мерами пресечения, кроме как содержание Кадырова И.Ш. под стражей. В связи с этим нахожу, что изложенные в кассационной жалобе доводы адвоката Нешковой С.Э. в защиту интересов Кадырова И.Ш... подлежат рассмотрению в судебном заседании президиума Самарского областного суда». (Из постановления заместителя Верховного суда РФ Владимира Давыдова от 18.04.17)

- Я ни от кого не прячусь и живу вполне открытой, в т.ч. общественной, жизнью. Мой адрес прост — Самарская обл., Ставропольский р-н, с. Подстепки, ул. Молодежная, 42. Индекс почтовый я просто не знаю. (Из ответа Владимира Кожухова на запрос ОАЕ «Хронограф»)