Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (621) | 10 апреля 2017г.
 

Тайная жизнь номенклатуры

В структуре правительства Самарской области создано Управление гостайны

Егор Кошеров

27 марта было подписано постановление о создании Управления по защите государственной тайны Самарской обл. (УГ). Оно уполномочено осуществлять контроль над функционированием системы защиты государственной тайны и проверять граждан, допущенных к этой тайне. Правовые основания для существования структуры сомнительны. Возникает впечатление, что предпринята попытка скрыть от общественности вещи, способные вызвать настоящий шквал критики.

Постановление №184 от 27 марта 2017 г. было подписано первым вице-губернатором -председателем правительства Самарской обл. Александром Нефедовым и вступило в силу со дня его официального опубликования. В соответствии с положением об УГ структура признается органом исполнительной власти Самарской обл., «обеспечивающим реализацию полномочий в сфере защиты государственной тайны». Управление создано путем выделения из департамента по вопросам общественной безопасности Самарской обл., при этом оно не является юридическим лицом, но имеет штампы и бланки со своим наименованием. Финансирование деятельности УГ пойдет за счет средств налогоплательщиков. И это притом, что для удержания областного бюджета на плаву губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин даже пожертвовал льготами для малообеспеченных граждан.

Видимо, принципы сохранения гостайны оказались более приоритетными.

К предметам ведения УГ постановление относит собственно защиту гостайны, оказание помощи администрации губернатора, секретариату правительства, органам исполнительной власти региона в создании и функционировании системы защиты государственной тайны. Областных руководителей УГ должно обеспечить «специальной документальной связью».

Полномочия УГ очень пространны и включают в себя осуществление контроля над функционированием системы защиты гостайны, разработку проектов нормативных правовых актов Самарской обл., регулирующих отношения в сфере защиты гостайны. Кроме того, УГ будет заниматься методическим обеспечением и координацией деятельности органов исполнительной власти Самарской обл. в сфере защиты гостайны, а также участвовать в организации проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к гостайне.

Важно обратить внимание, что «обеспечивать реализацию полномочий в сфере защиты государственной тайны» есть кому и без всякого УГ. В частности, за соблюдение режима гостайны и ее защиту на территории страны и за ее пределами отвечает ФСБ России. Спецслужба уполномочена осуществлять федеральный государственный контроль в сфере гостайны.

Однако власти региона, судя по тексту постановления, намерены запустить собственную систему защиты гостайны, которая будет функционировать на основании навязанного авторами идеи регламента. То, что известные всем лоббисты затеяли игру на поле ФСБ, их, очевидно, мало смущает.

По сути, в создании УГ легко усмотреть желание самостоятельно определять, что является гостайной, а что нет, и, соответственно, закрывать от общественности ту информацию, которая к гостайне по определению отнесена быть не может. Причин подобных пряток всплывает несколько. Одна из них — острая потребность убрать из публичной плоскости то, что способно компрометировать органы исполнительной власти региона. К примеру, сведения об отдельных госзакупках.

По факту выхода постановления №184 редакцией Областного аналитического еженедельника «Хронограф» был подготовлен запрос в областную прокуратуру. Надзорный орган должен дать правовую оценку законности появления УГ.