Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (606) | 28 ноября 2016г.
 

Тревожный симптом

ТГУ вынужденно оптимизирует маршрутную сеть

Сейдамет Абреков

С 1 декабря в Тольятти произойдет временная приостановка движения троллейбусов по маршруту №18 — одного из самых протяженных маршрутов, на котором собирается наименьшая выручка. В МП «Тольяттинское троллейбусное управление» (ТТУ) надеются, что сокращение работы на маршрутах — мера временная, и рассчитывают на то, что по мере улучшения финансового положения (в идеале, обновления парка троллейбусов) перевозки будут осуществляться по всем существующим в настоящее время маршрутам. Также в ТТУ рассчитывают на понимание со стороны министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской обл., от которого зависит стабильное получение предприятием субсидий за перевозку льготников.

Временная приостановка движения троллейбусов на самых нерентабельных маршрутах — это не прихоть руководства ТТУ, а вынужденная мера. Такой шаг стал следствием непростой экономической обстановки, сложившейся на предприятии. Затрачивая большие средства на поддержание нерентабельных маршрутов, ТТУ рискует еще больше усугубить и так непростое положение, а значит, поставить под большой вопрос перевозку пассажиров по всем направлениям. Что недопустимо. Поэтому сохранение интервалов движения по более рентабельным маршрутам позволит предприятию получать стабильную выручку. А значит, формировать предпосылки для дальнейшего развития и улучшения ситуации. Безусловным подспорьем для выхода ТТУ на качественно новый уровень станет продолжение обновление парка троллейбусов. Ведь эксплуатация нового троллейбуса в разы экономичнее, чем бывшего в употреблении, и у него большая привлекательность для пассажира.

Обновление подвижного состава возможно даже сейчас, главное — найти источник целевого финансирования. Даже в этом году, в условиях финансового кризиса, в рамках федеральных программ обновили свой состав Казань и Республика Мордовия за счет профильных федеральных программ и с привлечением лизинговых схем. На это ушел почти 1 млрд р. Тольятти также надеется на то, что получит 40 новых троллейбусов. Это мера жизненно необходима, поскольку подвижной состав изношен.

«У нас 31 троллейбус младше 2009 г. выпуска, 20 — 2000 г., а остальные 1990-1992 г. выпуска, средний возраст парка -15 лет», — пояснил директор ТТУ Евгений Расстегаев. Т.е. основная часть парка уже давно выработала свой ресурс. Причем неоднократно. Если не обновить троллейбусный парк, то запаса прочности хватит на один, максимум два года. Потом начнутся вынужденные остановки, перерывы в движении, и большие участки маршрутной сети, которые для своего передвижения используют в т.ч. и льготники, останутся без муниципального транспорта.

Уже сейчас анализ деятельности кондукторской выручки по новым троллейбусам позволяет сделать вывод о том, что пассажиры охотно передвигаются на новых троллейбусах. Следовательно, предприятие может и самостоятельно зарабатывать на свое существование и даже конкурировать с коммерческими перевозчиками. В случае обновления подвижного состава МП «ТТУ» готово отказаться от части субсидий, перечисляемых в качестве возмещения за нерентабельные рейсы. Но сегодня без субсидий никуда. Пока остается незакрытым вопрос с региональной компенсацией транспортным предприятиям за перевозку льготных категорий граждан. Сейчас перед транспортными предприятиями Тольятти существует задолженность, сформированная за услуги, оказанные еще в июне: себестоимость поездки 1 пассажира -49 р., тогда как цена билета — 25 р. за наличный расчет и 23 р. по электронным проездным. В итоге только за первое полугодие 2016 г. убыток МП «ТТУ» составил около 12 млн р., правда, с учетом субсидий.

При этом отдельного описания требует ситуация в п. Портовом. Ранее из-за невозможности добраться до поселка льготники писали многочисленные жалобы во все инстанции, вплоть до уполномоченного по правам человека в Самарской обл. Ольги Гальцовой. Коммерческие перевозчики попросту не останавливались в Портпоселке, чтобы забрать пенсионеров, ждущих на остановке. Дума г.о. Тольятти предложила возобновить на этом участке движение муниципального транспорта. Сейчас в Портпоселок выполняет рейсы троллейбус МП «ТТУ», который перевозит буквально 1,9 пассажира за рейс.

Это чистой воды благотворительность, поскольку ни один вменяемый коммерсант на таких условиях работать не будет. ТТУ же продолжает нести затраты и терпеть убытки, фактически выполняя социальные функции. Но долго так продолжаться не может, поскольку копить убытки бесконечно невозможно. Рано или поздно один или несколько кредиторов ТТУ примут решение о необходимости банкротства предприятия и распродажи его имущества, тех же троллейбусов. И тогда Тольятти и вовсе останется без муниципального транспорта на электрической тяге.

Чтобы этого не произошло, ТТУ разработало и придерживается плана сокращения расходов. В частности, в начале 2016 г. предполагалось, что в 2016 г. сокращение расходов составит 17 млн р. По факту оно составит порядка 40 млн р. в год. Эти экстренные меры плюс использование списанных троллейбусов в качестве ресурса запчастей позволяют предприятию пока держаться на плаву. При этом, несмотря на тяжелое положение, ТТУ продолжает уплачивать налоги и сборы, вовремя выплачивать зарплату. «ТТУ в 2015 г. в качестве налогов и отчислений было оплачено 120 млн р., из них по НДФЛ — 47 млн р., на пенсионное обеспечение — 45 млн р. Фонд оплаты труда составил примерно 135 млн р.», — уточнил директор ТТУ Евгений Растегаев. Таким образом, если г. Тольятти и Самарская обл. заинтересованы в сохранении рабочих мест, в выплате налогов и сборов, в том, чтобы льготники имели возможность передвигаться по всем городским направлениям, необходимо и дальше поддерживать муниципальный транспортный сектор и помогать ему развиваться.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.