Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (600) | 10 октября 2016г.
 

Полюбили убытки

АО «Теплант» штампует плохие показатели

Татьяна Федорова

3 октября в Арбитражном суде Самарской обл. продолжилось судебное разбирательство между АО «Теплант» и ЗАО «Инвентор Индастриз». 791 тыс. р., затребованная с «Тепланта», может оказаться для него настоящей проблемой. Завод по производству сэндвич-панелей ежегодно показывает убытки, несмотря на миллиардные выручки. Гендиректор АО «Теплант» Юрий ВЕРТОПРАХОВ (на фото), видимо, знает, как формировать отчетность так, чтобы уплатить поменьше налогов в бюджеты всех уровней.

Известно, что АО «Теплант» позиционирует себя в качестве крупнейшего производителя сэндвич-панелей и заявляет о планах выхода на международный рынок. По логике вещей, при таких амбициях компания должна бесперебойно отчислять все виды налогов в бюджеты всех уровней. Однако на протяжении последних двух лет в отчетности «Тепланта» прописались убытки.

В 2015 г. выручка предприятия по сравнению с 2014 г. незначительно снизилась — с 3,005 млрд р. до 2,842 млрд р. Убытки по итогам 2015 г. составили 3,76 млн р. Чистый убыток 2014 г. — 50,3 млн р. Соответственно, ни в 2014 г., ни в 2015 г. в бюджет региона не было замечено отчислений по налогу на прибыль.

Объективных причин для демонстрации таких финансовых показателей и обделения бюджета у компании, казалось бы, нет, т.к. продукция «Тепланта» более-менее востребована. По крайней мере, так заявляет директор предприятия Юрий Вертопрахов. Однако на фоне такой востребованности «Теплант» продолжает штамповать убытки.

Согласно бухгалтерской отчетности за I полугодие 2016 г., они только увеличиваются. С января по июнь т. г. «Теплант» получил убытки в сумме 84,2 млн р. Тогда как за этот же период 2015 г. была показана прибыль в размере 28,4 млн р. При этом выручка завода также снизилась. За первое полугодие 2015 г. этот показатель составлял 1,289 млрд р. За 6 месяцев 2016 г. выручка едва перевалила за 1,1 млрд р. И где же тут востребованность продукции? Где забота о регионе в виде уплаты налога на прибыль?

Вполне возможно, что Юрий Вертопрахов прекрасно осведомлен, как формировать отчетность так, чтобы уплатить поменьше налогов в бюджеты всех уровней. Однако Вертопрахову нелишним было бы знать о новой инициативе, озвученной правительством РФ. Правительство предлагает начиная с 2017 г. внедрить скорректированную шкалу перераспределения налога на прибыль предприятий между бюджетами регионов и федеральным бюджетом. Сегодня в федеральный бюджет уходит лишь 2% от зачисляемого в бюджетную систему страны налога на прибыль. Предполагается увеличить эту долю до 3%, но с одной оговоркой. В проекте решения предлагается дать регионам право оставлять в своих бюджетах всю сумму прироста налога на прибыль к уровню предыдущего периода.

Из этого следует, что руководство предприятия, которое не показывает прироста налога на прибыль, не осуществляет действенных мер для этого, косвенно или прямо работает на подрыв существующей социально-экономической стабильности в своем регионе и в стране в целом. Подобные вещи сродни предательству национальных интересов. И руководство «Тепланта», похоже, встало на эту кривую дорожку.

Кстати, пока на «Тепланте» только жалуются на текущую экономическую ситуацию, предпочитая не признавать, что во многом экономика зависит от поведения крупных хозяйствующих субъектов, коим является «Теплант». Так, 9 сентября в Самаре состоялась бизнес-конференция «Рынок металлов и металлоконструкций Поволжья». Коммерческий директор АО «Теплант» Александр Андреев сделал следующее заявление: «В этом году стоимость металла выросла в среднем на 20% по сравнению с прошлым годом. Но даже при такой цене мы и другие производители испытываем нехватку металла. Если политика комбинатов не изменится, это негативно скажется не только на производителях, но и на наших конечных потребителях, т.е. на развитии строительного сектора в целом». Из этих слов возникает ощущение, что строительный сектор региона целиком завязан на поставки с «Тепланта», а потому важно, чтобы поставщики металлопроката искали компромисс в отношениях с заводом. Но зачем комбинатам нужен завод Вертопрахова, когда более мелкие участники рынка, уже приспособившиеся к новым экономическим реалиям, могли бы дать «Тепланту» фору?