Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №30 (600) | 10 октября 2016г.
 

Драйверы роста

ТОР открывает Тольятти возможности для стремительного экономического скачка

Илья Ширтанов

7 октября в Технопарке «Жигулевская долина» широкой публике была представлена программа развития Тольятти, разработанная по итогам обучения управленческой команды из Тольятти и Самарской обл. в Московской школе управления «Сколково». Ее защита состоялась 27 сентября в Москве под председательством первого вице-премьера РФ Игоря ШУВАЛОВА. Сейчас, в рамках реализации программы развития Тольятти, перед командой управленцев стоит множество самых разных задач — от привлечения реальных инвестиционных проектов, отвечающих смыслу и задачам ТОР, до тонкой настройки инструментов регулирования новой экономической политики города. Планы масштабные: превратить Тольятти из центра традиционной индустрии в город экономики знаний. Большое внимание будет уделено образовательной системе Тольятти и формированию центра инжиниринга. Это наравне с проектом ТОР важные составляющие Сколковского рецепта реновации Тольятти, в широком смысле этого слова.

Уход от монопрофильности

Прежде чем говорить о ТОР как об одном из инструментов социально-экономического развития Тольятти, следует сделать важную оговорку: ТОР — это не единственный проект, который будет реализован в рамках программы развития Тольятти. Составными частями проекта являются и другие, такие как создание Национального инжинирингового центра, Университета 3.0, развития городской среды и инвестиционных площадок. ТОР же является направлением развития малого и среднего предпринимательства. Задача этого проекта — сформировать экономический базис для города.

ТОР «Тольятти» — одна из крупнейших в России. По сути, это итог напряженного труда специалистов мэрии Тольятти, правительства Самарской обл. Работа над этим проектом заняла около 14 месяцев. Другой важной задачей городских и региональных властей станет не замыкать город и ТОР внутри себя, а активно вовлекать федеральные структуры в развитие этого проекта. «Хотел бы подчеркнуть, что поддержка моногородов выведена в отдельные федеральные программы.

Полагаем, что размеры города и масштаб задач позволяют нам привлечь в органы управления федеральных игроков. Мы полагаем, что невозможно произвести намеченные преобразования без широкой системной поддержки федерального центра. И работа эта будет освоена на работе проектных групп», — обрисовал перспективы мэр г. о. Тольятти Сергей Андреев (на фото).

Судя по официальным сообщениям, федеральный центр относится к тольяттинскому проекту благожелательно. Следуя словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, произнесенным на XV Международном инвестиционном форуме «Сочи-2016», сам смысл создания ТОР заключается в диверсификации экономики города и уходе от монозависимости. Исходя из этого тезиса были введены ограничения по видам деятельности компаний, которые не смогут стать резидентами ТОР. Проект ТОР не предусматривает создание предприятий, специализирующихся на создании автомобилей, организаций производителей подакцизных товаров, нефтепродуктов, торговли, лесозаготовок и компаний, занимающихся операциями с недвижимостью. Кроме того, статус резидента ТОР не могут получить банки, некоммерческие организации, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг и физические лица. Особое внимание будет уделено тому, чтобы вопреки смыслу и задачам ТОР проект не превратился в банальный офшор, создаваемый с целью оптимизации налогообложения. Впрочем, даже те отрасли, которые оказались не включены в реестр преференций, рассчитывают на улучшение общей экономической конъюнктуры от реализации проекта.

К примеру, об этом сказала и.о. заместителя мэра по строительству и имущественным отношениям Евгения Бычкова. «Все отрасли связаны между собой, и, хотя строительная отрасль не получает преференций в рамках ТОР, мы понимаем, что без строительства новых объектов вряд ли можно будет говорить о полноценном обновлении города. Будет развиваться город в целом — будут выигрывать и строители. У них расширится фронт работ, появятся новые рабочие места. В любом случае отрасль получит толчок», — считает она.

Преференции инвесторам

Как пояснил Сергей Андреев, Тольятти был предоставлен статус ТОР на 10 лет с возможностью пролонгации срока еще 5 лет. В это время резиденты также будут полностью освобождены от налога на имущество и на землю. И что самое важное, компании, получившие статус резидента в первые 3 года функционирования ТОР, значительно сократят неналоговые отчисления во внебюджетные фонды с заработной платы. Страховые выплаты будут исчисляться исходя из ставки 7,6% против стандартных 30% в течение последующих 10 лет. Причем, как заявил Дмитрий Медведев, «вне зависимости от того, исключен город из числа моногородов или нет, статус территории опережающего развития сохранится на будущее. Будет действовать и особый набор льгот, как налоговых, так и в части государственного и муниципального контроля». По сути, это уникальные условия, которые законодатель предусмотрел для потенциальных резидентов ТОР «Тольятти».

Сергей Андреев обратил внимание на то, что количество проектов и создаваемых рабочих мест не ограничивается за исключением минимальных цифр. Для новых предприятий стоит условие обеспечить работой не менее 20 человек в первый год работы. Есть требования и по размеру капитальных вложений: сумма инвестиций не должна быть менее 20 млн р. за все время работы в статусе резидента, т.е. в течение 10 лет. Причем в первый год размер инвестиций должен составить не менее 5 млн р.

По словам руководителя департамента экономического развития (ДЭР) мэрии Тольятти Дмитрия Богданова: «Мы достаточно серьезно прорабатывали этот вопрос со специалистами Министерства финансов РФ, поскольку изначально планировалось установить гораздо более высокую планку по размеру вложений в первый год работы резидента. Тем не менее нам удалось добиться смягчения условий для наших потенциальных инвесторов, что, безусловно, облегчит задачу получения статуса резидента для многих предприятий». В целом эта планка сейчас достижима даже для субъектов малого и среднего бизнеса.

Слишком амбициозны, чтобы сдаться

Тольятти начинает свои преобразования с достаточно жестких условий. В 2015 г. впервые в Тольятти был зарегистрирован миграционный отток населения: отсюда уехали 7,2 тыс. человек. Число безработных, хоть оно и связано с общей ситуацией в экономике страны, за последние 2 года выросло в 3,7 раза. Кроме этого, как указано в презентации, 58% жителей Тольятти считают, что живут хуже, чем люди в других городах России; 69% считают безработицу и нехватку рабочих мест основной проблемой города; 45% сомневаются в возможности найти работу; а 31% жителей вообще хотят уехать. Тем не менее руководство города считает, что объективные сложности — не повод списывать Тольятти со счетов.

Уже сейчас есть целый пул как государственных, так и частных инвестиционных площадок, рассчитанных на привлечение в Тольятти технологий и капиталов. Это ОЭЗ «Тольятти», технопарки «Жигулевская долина» и «Жигулевская долина 2», индустриальные парки «КуйбышевАзот», «Тольяттисинтез», перспективные проекты «ВЦМ» и волжский индустриальный парк «АВТОВАЗ». Вместе эти площадки к 2018 г. позволят создать в Тольятти немногим больше 10 000 рабочих мест и привлечь 28,2 млрд р. инвестиций. К 2025 г., когда срок действия статуса ТОР подойдет к концу, в городе должно появиться 44 400 рабочих мест, а объем инвестиций превысит 151 млрд. р.

К 2030 г. структура экономики Тольятти должна существенно измениться. Должна быть уменьшена доля автопрома и химического производства и доведены до серьезных значений мало представленные сейчас IT-консалтинг и инжиниринг — с 4% и 1% соответственно до 10% и 8%.

Важной составляющей будет формирование в Тольятти иной научной и технологической среды. На это рассчитаны такие серьезные направления программы развития города, как «Университет 3.0» и «Национальный инжиниринговый центр».

По словам главы города, Россия сейчас не может похвастаться высоким уровнем инжиниринга. Нет крупных компаний с мировым именем, отсутствуют оформленные кластеры инжиниринговых услуг, не выделены ключевые компетенции мирового уровня. Россия занимает менее 1 % мирового рынка подобных услуг. Даже профессиональных мероприятий в сфере инжиниринга в стране не проводится. С одной стороны, это сложности, с которыми придется столкнуться в процессе реализации проекта ТОР и его направления «Национальный инжиниринговый центр». Ведь среду придется формировать практически заново.

С другой стороны, это, по сути, почти никем не занятая ниша, по крайней мере в масштабах России. И здесь Тольятти имеет все шансы занять привилегированное положение. Тем более что базовые наработки хорошие: НТЦ ОАО «АВТОВАЗ» долгое время был основным инжиниринговым центром в сфере автопрома России, создана система подготовки кадров, способная удовлетворять спрос промышленных предприятий. Мировой рынок инжиниринговых услуг оценивается в $1,3 млрд. Таким образом, есть прямой резон встраиваться в существующую научно-техническую парадигму. А это означает уход от моноориентированности на автопром и от принципов внутрикорпоративного инжиниринга. Благо общегородская образовательная среда позволяет получать специалистов весьма разнообразного профиля. Свою задачу городские власти видят в том, чтобы заставить все подпроекты программы развития Тольятти органично взаимодействовать и дополнять друг друга.

Комментарии

Сергей АНДРЕЕВ, мэр г.о. Тольятти

- Еще на предварительном этапе рассмотрения нашей заявки департамент экономического развития уже вел подготовительную работу с предпринимателями, и к сегодняшнему дню были рассмотрены порядка 40 инвестиционных проектов. По критериям они подходят к параметрам, установленным законодателем. Это разные сферы начиная от крупного производства промышленных аккумуляторов и заканчивая предоставлением услуг в сфере гостиничного бизнеса. Только в рамках рассмотренных проектов ожидается создание 5 тыс. рабочих мест. Но мы полагаем, что статус ТОР позволит создать в городе в совокупности более 20 тыс. рабочих мест.

Эта амбициозная задача, конечно, может вызывать сомнения. Но если вспомнить, то 50 лет назад, когда принималось решение о строительстве завода, на месте Тольятти была степь. Мы должны справиться с новой задачей и сделать эту сложную работу.