Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (597) | 19 сентября 2016г.
 

Спорные полномочия

Дележ власти в Самарской области довели до Верховного суда

Татьяна Федорова

30 августа Верховный суд (ВС) РФ рассмотрел апелляционное представление прокуратуры Самарской обл., требовавшей признать недействительным ряд положений регионального закона № 134-ГД. Спорный закон регулирует отношения, связанные с перераспределением полномочий между органами местного самоуправления (МСУ) муниципальных образований Самарской обл. и органами государственной власти Самарской обл. ВС РФ отменил решение Самарского облсуда, который ранее отказал прокуратуре. Разбирательства могут напрямую повлиять на строительный и рекламный рынок области.

21 марта Самарский облсуд рассмотрел исковое заявление прокурора Самарской обл. о признании недействующим п. 1 ст. 6 Закона Самарской обл. от 29 декабря 2014г. №134-ГД «О перераспределении полномочий между органами МСУ и органами государственной власти Самарской обл. в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской обл., определении полномочий органов государственной власти Самарской обл. по предметам ведения субъектов РФ, наделении органов МСУ отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской обл. и внесении изменения в ст. 1 Закона Самарской обл. «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской обл.».

В обоснование требований прокурор указал, что закон №134-ГД в оспариваемой части противоречит положениям федеральных законов, Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ.

«Перераспределение ряда полномочий с уровня органов МСУ на уровень государственных полномочий, а затем вновь на уровень полномочий органов МСУ недопустимо, т.к. эти полномочия априори отнесены к вопросам местного значения муниципальных образований», — говорится в материалах дела.

Фактически закон № 134-ГД исключает из компетенции муниципальных образований часть полномочий по решению вопросов местного значения. Это, как уже было отмечено выше, противоречит отраслевым федеральным законам, устанавливающим эти полномочия именно как полномочия по решению вопросов местного значения. Проще говоря, прокуратура требовала запретить передавать от муниципалитетов полномочия на региональный уровень, в т. ч. в сфере градостроительной деятельности.

При принятии в 2014 г. закона №134-ГД указывалось, что полномочия в сфере градостроительной деятельности будут концентрироваться на региональном уровне и тут же передаваться в органы местного самоуправления как отдельные государственные полномочия. Причина такого перераспределения в том, что с 2015 г. в соответствии с федеральным законом полномочия в сфере градостроительной деятельности переходят в т. ч. и на уровень сельских поселений, а поселения к этой работе не готовы.

Поэтому в законе № 134-ГД было решено прописать изъятие полномочий у сельских поселений и передачу на уровень муниципальных районов, а с уровня муниципальных районов -на уровень областных властей.

Также при принятии закона учитывалась масштабная работа по подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 г., предусматривающая строительство многих крупных спортивных объектов и объектов инфраструктуры. В такой ситуации было необходимо, чтобы у министерства строительства появились руководящие и контрольные полномочия в строительной сфере.

Тем же законом перераспределялись полномочия в сфере рекламы — выдача разрешении на установку рекламных конструкции, их демонтаж, торги, заключение договоров. Все эти права были делегированы министерству имущественных отношений. Этим же законом регламентировались отношения в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара. Поскольку полномочия становились государственными, правительство области могло контролировать их исполнение и следить за финансированием. Характерно, что при принятии закона были получены официальные заключения прокуратуры Самарской обл., управления министерства юстиции по Самарской обл. и правового управления Самарской губернской думы (СГД), не высказавших особых возражений.

Однако после решения ВС РФ, вынесенного 30 августа, пока не ясно, кто именно будет заниматься выдачей разрешений на строительство, отводом земель и рынком наружной рекламы. По логике вещей, новый состав СГД должен в срочном порядке внести изменения в закон, прописанные в решении ВС РФ. Однако вряд ли это случится. Скорее всего, над вопросом будут ломать голову в новом составе СГД, а пока строительная отрасль Самарской обл. рискует оказаться в подвешенном положении.