Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (597) | 19 сентября 2016г.
 

Отступление Староверова

Местные торговые сети Сызрани начинают сливаться

Вероника Синицына

В сентябре в Сызрани некоторые закрытые ранее магазины крупнейшей торговой местной сети «Любимый город» внешним видом все более стали походить на «Пятерочки». «Любимый город» принято связывать с бизнесом семьи сызранского предпринимателя Виктора СТАРОВЕРОВА. Такой ребрендинг, скорее всего, подтверждает информацию о расширении в городе одной из федеральных сетей за счет отступления местной.

Нельзя отказаться

Значительная часть магазинов крупнейшей сызранской торговой сети «Любимый город» в данный момент закрыта, на объектах идут работы по подготовке открытия торговых точек в новом формате. Ранее сообщалось, что магазины под брендом «Любимый город» продаются федеральной торговой сети «Пятерочка».

Ранее, в июне 2016 г., Виктор Староверов по этому поводу сообщал «Хронографу» следующее: «Я являюсь собственником сдаваемых в аренду помещений, торговую деятельность в которых ведет юридическое лицо — арендатор, с которым заключены долгосрочные договоры аренды..., за расторжением которых ко мне не обращались».

Деятельность в «Любимом городе» ведет ООО «Старр». Единственным учредителем и директором ООО «Старр» выступает Лариса Староверова. Она в июне сообщала «Хронографу»: «Договоры на продажу сети продовольственных магазинов «Любимый город» не заключались, договоры на аренду помещений под сеть магазинов «Любимый город» с арендодателем не расторгались» (см. «Хронограф» №18 (588) от 14.06.16).

Еще недавно сеть «Любимый город», в которую входило не менее восьми супермаркетов и 12 магазинов шаговой доступности, рассматривалась в качестве динамично развивающейся компании. Подчеркивался отличный от многих других магазинов и сетей ассортимент продуктов питания и непродовольственных товаров, широкое представительство на полках товаров сызранских производителей. Привлекали покупателей и товары собственного производства предприятий семьи Староверовых. Сейчас изменения в сети «Любимый город» стали более явными; все вышеназванное грозит отойти в прошлое.

Выручка ООО «Старр» с 2011 по 2014 г., по официальной информации, составляла соответственно 300 млн р., 288 млн р., 302 млн р., 301 млн р. Неплохими были и другие показатели. По доброй воле с прибыльным бизнесом вряд ли кто решит расстаться. Этому должны быть серьезные причины.

«Любимый город» теперь напоминает «Пятерочку»
«Любимый город» теперь напоминает «Пятерочку»

Может быть, действительно стоит взять за версию настоятельное предложение сверху, от которого нельзя было отказаться.

Сухие сети

Стоит, конечно, предположить, что договор с новым арендатором будет выгоднее, а «Старр» продолжит деятельность в оставшихся магазинах. Это в том случае, если и они в дальнейшем не последуют в заданном ныне направлении. Пока же закрытые магазины «Любимого города», в которых ведутся подготовительные работы, все более внешне напоминают магазины сети «Пятерочка». Открытие сразу нескольких «Пятерочек» на базе «Любимых городов» позволит этой сети резко изменить соотношение сил в конкуренции с «Магнитом».

Еще в 2009 г., кстати, местным сетям предлагалось рассмотреть вариант сотрудничества именно с «Пятерочкой» и «Магнитом» (см. «Хронограф» №11 (275) от 30.03.09). Тогда в Сызрани вполне благополучно чувствовали себя и «Стаер», и «Тройка». Где эти сети сейчас? А после отступления «Любимого города» и более мелких представителей отрасли подвинуть будет куда как легче. Сомнительно даже, что в их случае речь пойдет о каких-либо сделках — они просто начнут сливаться.

Задумались, кажется, об этом в семье Рахматулиных (см. «Хронограф» №13 (583) от 25.04.16). В объявлении говорится: «Сдам или продам любые площади под торговлю от 10 до 600 кв.м напое. Новокашпирский в связи с переездом. Есть действующие магазины» (https://.avito.ru/syzran/kommercheskaya_ nedvizhimost/torgovoe_pom eschenie_do_600_m_826023209).

По другим районам Сызрани, кстати, речь в предложении пока не идет. Какими бы ни назывались причины самими Рахматулиными, продажа магазинов, скорее всего, обусловлена строительством в пос. Новокашпирском современного торгового центра. Когда в отдаленный компактный район Сызрани зайдет крупный ритейлер, более мелким торговцам придется, наверное, подсчитывать не барыши, а убытки. Рассуждая условно, одно дело — чувствовать себя на своей территории полным хозяином, а другое — когда тебе прилюдно могут на рынке куском мяса по лицу съездить.

Не тот PR

Что касается Виктора Староверова, то можно сказать и об оцениваемом довольно слабо его PR-продвижении в последние годы, если вообще о вольных или невольных подставах со стороны партнеров и идеологов, их промахах. Один из возможных примеров — проект памятника основателю Сызрани воеводе Григорию Козловскому. Сызранское собрание (сообщество) бизнесменов «Меркурий-Клуб» предполагало реализовать его на частные пожертвования, «народные» деньги к 330-летию Сызрани — осенью 2013 г. (см. «Хронограф» №4 (491) от 10.02.14).

Можно долго рассуждать об успешности или неуспешности организационных мероприятий, эффективности или неэффективности сбора и использования средств, но Виктор Староверов, в отличие от многих партнеров, внес в проект солидные средства. А дело зависло. Не по вине Староверова. Если бы все шло своим чередом, то Староверов, помимо благодарности сызранцев, вполне мог бы рассчитывать на более чем хорошую отдачу — кто бы поднял руку на народного героя?

В результате же неизвестно, когда вообще был бы установлен памятник, если бы, наверное, не юбилей АО «Тяжмаш» и некоторые другие сопутствующие события, которые произошли бы и вне зависимости от самого существования и деятельности «Меркурий-Клуба». Тяжмаш, по официальной информации, выделил более 7 млн р. при общей стоимости проекта в 9 млн р. Памятник в результате был установлен. 20 августа 2016 г., к 333-летию Сызрани, его открывал губернатор Самарской обл. Николай Меркушкин.

Второй пример — как Виктор Староверов умудрился «вляпаться» в историю вокруг разборок, связанных с выявлением в местных магазинах просроченной продукции. Сызранское отделение общественной организации «Скорая молодежная помощь» фиксировала такие факты десятками. Но к магазинам «Любимый город» вопросов особых не было.

Тем не менее, когда публичное обсуждение проблемы шло полным ходом, именно Староверову почему-то пришлось выступать как бы в качестве «говорящей головы» «обиженных» представителей торговли. Сложилось ощущение, что его грамотно подвели к этой ситуации. Но это-то как раз и спровоцировало дальнейшие события — ведь не владелец продуктовой палатки высказывает мнение, а уважаемый в городе бизнесмен. Озвученное Староверовым вызвало резкую негативную реакцию в социальных сетях. Сколько очков и он сам, и «Любимый город» потеряли только на этом? Вопрос пока открытый.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.