Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (591) | 4 июля 2016г.
 

Хозяева холода

Бизнес, дружественный бывшей Группе «СОК», испытал внимание правительства

Сейдамет Абреков

20 июня прошло очередное судебное заседание по иску ЗАО «Тольяттинский хладокомбинат» к Министерству имущественных отношений Самарской обл. Смысл этого судебного спора — пересмотр кадастровой цены, установленной правительством Самарской обл. на объекты «Тольяттинского хладокомбината», генеральным директором которого является Дмитрий БАЕВСКИЙ. Ранее, когда в регионе были сильны позиции Группы «СОК» Юрия КАЧМАЗОВА, у хладокомбината не наблюдалось проблем ни с правительством, ни с налоговой инспекцией. И это даже несмотря на то, что там в те годы располагались крупнейшие в регионе акцизные склады алкоголя.

Вопросы кадастра

Если говорить более сухим языком юридических формулировок, то «Тольяттинский хладокомбинат» просит суд: «Признать незаконным действие Министерства имущественных отношений Самарской обл., выраженное во включении в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской обл., в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2016 г.». Длинная и скучная формулировка скрывает довольно простой смысл — «Тольяттинский хладокомбинат» хочет снизить налогооблагаемую базу по налогу на имущество. По крайней мере в том объеме, который надлежит выплачивать исходя из установленной правительством Самарской обл. кадастровой цены на объекты недвижимости.

Что касается конкретных объектов, по кадастровой цене которых возник спор, то они расположены в Тольятти по адресу: ул. Коммунальная, д. 28. Согласно публичной карте Росреестра, эти строения имеют следующие кадастровые номера, площадь и кадастровую цену: 63:09:0102160:1118 (562,8 кв. м, 6,021 млн р.), 63:09:0102160:1119 (1263,5 кв. м, 13,517 млн р.), 63:09:0102160:1048 (нет данных), 63:0960102160:820 (нет данных). Собственно, здесь и находится «Тольяттинский хладокомбинат», хотя адрес официальной его регистрации довольно странный: г. Самара, стрелка р. Самары. Можно представить себе кредиторов или судебных приставов, которые будут искать предприятие по этому, мягко говоря, размытому адресу.

Сила влияния СОКа

«Тольяттинский хладокомбинат» занимается сдачей собственного недвижимого имущества внаем. Бизнес идет неплохо, по крайней мере, по итогам 2014 г. компания, по официальным данным, выручила чуть более 26 млн р., тогда как по итогам 2009 г. выручка составляла чуть более 3,5 млн р. Правда, по итогам 2014 г. «Тольяттинский хладокомбинат» не показал прибыли или, по крайней мере, не передал эти данные в открытые источники. При эксплуатации комплексов подобных этому имеется масса возможностей для получения серьезной доли неофициальных доходов.

Стоит отметить, что в первой половине 2000-х на площадях «Тольяттинского хладокомбината» размещались крупнейшие в нашем регионе акцизные склады для оптовой торговли алкоголем. Именно в тот период вопросы регулирования акцизных сборов в Самарской обл. в должности заместителя начальника Управления Министерства налогов и сборов (МНС) по Самарской обл. (19 марта 2004 г. МНС реорганизовано в ФНС) курировала Елена Ванеева. На неформальном уровне о ней говорили как о родственнице основателя Группы «СОК» Юрия Качмазова. Поводы для этого имелись.

В 2000-е здесь были крупнейшие в регионе акцизные склады для оптовой торговли алкоголем
В 2000-е здесь были крупнейшие в регионе акцизные склады для оптовой торговли алкоголем

Сегодня Ванеева продолжает работать на руководящих должностях в структурах ФНС — занимает должность заместителя начальника УФНС по Ленинградской обл.

Судя по всему, в компании «Тольяттинский хладокомбинат» опасаются, что очередное установление кадастровой стоимости на объекты предприятия резко снизит рентабельность бизнеса. С другой стороны, известно, что кадастровая стоимость объектов недвижимости постепенно приближается к рыночной. А значит, стоит говорить о том, что налогообложение в этой сфере стало более справедливым. Ведь ранее кадастровая цена была в десятки, если не сотни, раз ниже рыночной и налоги были чисто символическими. Кто-то скажет, что в данном случае речь идет лишь об очередном способе обложить бизнес налогами. Однако в случае с «Тольяттинский хладокомбинатом», который на каких-то основаниях получил объект недвижимости, бизнес носит довольно примитивный характер. Компания не является производителем или разработчиком продукции, не практикует инновационных подходов, она лишь сдает площади в аренду. При этом в расцвете бизнеса бенефициары «Тольяттинского хладокомбината» могли бы благодарить менеджеров Группы «СОК». Именно в то время, когда Группа «СОК» начала заправлять делами в ОАО «АВТОВАЗ» (1999-2006 гг.), ее менеджеры получили возможность контролировать процессы вывода т. н. непрофильных активов, которые в большом количестве располагались на ул. Коммунальной в г. Тольятти.

Изначально владельцем 99,99% акций ЗАО «Тольяттинский хладокомбинат» была компания из Ирландии «Пенниголд Трейдинг Сеплайз». Оставшиеся 0,01% принадлежали Александру Денисову. Зарегистрировано ЗАО «Тольяттинский хладокомбинат» в июле 2006 г. Однако в издании «Тематический справочник фондов, стоящих на учете в управлении по делам архивов мэрии Тольятти» имеется упоминание о функционировании «Тольяттинского хладокомбината» в период до 2000 г.

С учетом того, что сегодня речь идет о ЗАО, состав акционеров «Тольяттинского хладокомбината» может быть уже другим, но не факт. В решении от 13 февраля 2015 г., принятом по делу №А55-24256/2014, говорится: «Между мэрией г. о. Тольятти (далее — Истец) и компанией с неограниченной ответственностью, имеющей акционерный капитал «Пенниголд Трейдинг Сеплайз», заключен договор аренды земельного участка №184 от 17 августа 2000 г. сроком на 49 лет, с 26 июня 2000 г. по 26 июня 2049 г., согласно которому Истец (арендодатель) предоставляет во временное владение и пользование арендатору, а арендатор принимает земельный участок площадью 68054 кв. м, учетный кадастровый номер 63:09:0102077:У04, по адресу: Автозаводский р-н, 1-я очередь промкомзоны, Коммунальная ул., 28, для эксплуатации производственного комплекса». И далее по этому решению: «1 января 2007 г. между компанией с неограниченной ответственностью, имеющей акционерный капитал «Пенниголд Трейдинг Сеплайз», и ЗАО «Тольяттинский хладокомбинат» был заключен договор № 1 уступки прав и обязанностей по договору аренды №184 от 17 августа 2000 г.».

Т. е. хладокомбинат имел со своим иностранным акционером самые тщательные отношения. Как правило, за иностранными компаниями, владеющими на территории РФ ликвидными объектами недвижимости, обычно скрываются имена влиятельных бизнесменов российского происхождения.

При продаже этой недвижимости им нет необходимости продавать сам объект, достаточно продать владеющее им иностранное юридическое лицо. Скорее всего, что-то подобное могло произойти и с «Пенниголд Трейдинг Сеплайз» на рубеже 2009-2011 гг. Напомним, что в тот период топ-менеджмент Группы «СОК» оказался под прессом уголовного преследования.

Друзья Тимченко

Название компании «Пенниголд Трейдинг Сеплайз» упоминалось еще и в решении от 25 февраля 2011 г. по арбитражному делу №А40-97954/10-4-445. Этот процесс был инициирован ОАО «Стройтранс-газ» к Межрегиональной ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам №2. Бенефициаром ОАО «Стройтрансгаз» является бизнесмен Геннадий Тимченко, друг президента России Владимира Путина.

ОАО «Стройтрансгаз» оспаривало действия налоговой инспекции, заключавшиеся в доначислении налогов на сумму около 500 млн р., а также пыталось уменьшить НДС, предъявленный к возмещению, на 68,7 млн р.

Упоминание об акционере «Тольяттинского хладокомбината» произошло в таком контексте: «Налоговым органом в период выездной налоговой проверки проведена проверка дальнейшего движения денежных средств, полученных ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» от ОАО «Стройтрансгаз» в оплату выполненных субподрядных работ... Установлено, что полученные от заявителя денежные средства перечислялись ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ»

своему субподрядчику ООО «Ремстройсервис» за строительно-монтажные работы, организацией уплачивались налоги. В дальнейшем денежные средства перечислялись «по цепочке» через банковские счета ор-ганизаций-«однодневок».... компании «Пенниголд Трейдинг Сеплайз», в т. ч. на покупку акций, векселей, валюты, в т. ч. были выведены за пределы таможенной территории РФ». Подобных упоминаний в указанном судебном решении было несколько. Получается, по версии налоговой инспекции, акционер «Тольяттинского хладокомбината» якобы участвовал в схеме оптимизации налогообложения, применяемой «Стройтрансгазом» Геннадия Тимченко. Возможно, такое происходило по линии связей Группы «СОК». Но суд признал претензии «Стройтрансгаза» обоснованными и указал, что решение налогового органа нужно признать недействительным. Стоит напомнить, что базовым регионом для Тимченко является Санкт-Петербург и Ленинградская обл. Видимо, не случайно Ванеева оказалась в УФНС по Ленинградской обл.

Так или иначе, но сегодня решается более приземленный вопрос -кадастровая цена на объекты «Тольяттинского хладокомбината». Суд по этому поводу находится на начальной стадии. Вопрос лишь в том, насколько влияние бывших владельцев Группы «СОК» еще сильно, чтобы решить вопрос в пользу интересов «Тольяттинского хладокомбината».

"Хронограф" будет следить за развитием событий.