Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (591) | 4 июля 2016г.
 

Похороны «Мотор-Супер»

Еще одна компания из обоймы Ростеха уходит в небытие

Илья Ширтанов

В июне Арбитражный суд Самарской обл. продолжил принимать иски тех, кто рассчитывает взыскать денежные средства с АО «Мотор-Супер». Если рассматривать судебную практику в целом, то складывается впечатление, что «Мотор-Супер» близок к банкротству. Генеральный директор компании Сергей МАРКЕЛОВ пока предпочитает отмалчиваться. С трудом верится, что он настолько наивен, чтобы верить последним заявлениям генерального директора Государственной корпорации (ГК) «Ростех» Сергея ЧЕМЕЗОВА (на фото).

Армия кредиторов

24 июня в реестре дел Арбитражного суда Самарской обл. было зарегистрировано заявление ООО «ДМЗ», которое намерено взыскать с «Мотор-Супер» 2,3 млн р. Сумма небольшая, однако настораживает то, что подобные заявления стали поступать в арбитражный суд регулярно. В течение июня поступило 5 подобных исков. С начала 2016 г. известно о 16 схожих эпизодах, где ответчиком выступает «Мотор-Супер». Причем суммы варьируются как в большую, так и в меньшую сторону.

ООО «Воко Рус», согласно раскрытым судом данным, планирует взыскать с «Мотор-Супер» около 1,9 млн р. Но в то же время компания ОАО «Автоком» выставила «Мотор-Супер» требования в размере 9,6 млн р. Эти факты дают основания полагать, что «Мотор-Супер» испытывает ощутимые финансовые трудности. А с учетом статистических данных о падении российского автопрома легко сделать прогноз о предстоящем банкротстве компании «Мотор-Супер». Гендиректор АО «Мотор-Супер» Сергей Маркелов в свою очередь решил оставить свое мнение при себе и проигнорировал редакционный запрос от Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф». Во всяком случае, на момент подготовки данного материала к печати ответа от Маркелова не последовало.

Немаловажную роль в истории существования «Мотор-Супер» играет его принадлежность к группе АО «Объединенные автомобильные технологии» (ОАТ). Последнее было образовано по протекции Ростеха. В июне 2008 г. генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов даже сам сделал публичное заявление, что принято решение о создании на базе активов ОАО «АВТОВАЗ» и его дочерних компаний холдинга автокомпонентов ОАТ. К осени 2012 г. насчитывалось 34 аффилированных ОАТ предприятий — изготовителей комплектующих. В настоящий момент картина заметно другая, причем в худшую сторону.

Пустота слов

Согласно информации, размещенной на сайте ОАТ, количество предприятий-производителей, входящих в группу, сократилась до 11.

«Мотор-Супер» одно из них. Напомним, что на определенном этапе «Мотор-Супер» даже удалось расширить номенклатурный ряд выпускаемой продукции, за счет приобретения активов ООО «Завод климатических систем» (ЗКС). В ответе на запрос ОАЕ «Хронограф» заместитель генерального директора «Мотор-Супер» Светлана Мамаева ранее давала пояснения следующего характера: «АО «Мотор-Супер» приобрело часть основных средств для производства отопителей у ООО «ЗКС» в 2013 г.». В этом же письме Мамаева затронула тему финансового состояния компании, заявив буквально следующее: «Причиной снижения выручки АО «Мотор-Супер» в настоящий момент является снижение объема производства продукции в связи с существенным снижением заказов со стороны ОАО «АВТОВАЗ». Иными словами, Мамаева дала повод задуматься, что «Мотор-Супер» вынужден сокращать производство и, соответственно, нести потери в связи с недозагрузкой мощностей.

Стоило ожидать, что в ситуацию может вмешаться ОАТ. Но ОАТ, похоже, и сами переживают не лучшие времена. С 2013 г. в ОАТ сменилось несколько генеральных директоров. На момент выкупа мощностей у ЗКС генеральным директором ОАТ числился Михаил Кучинский. После Кучинского ОАТ возглавлял Василий Лапотько. А 31 марта 2016 г. на сайте ОАТ была раскрыта информация о вступлении в должность генерального директора ОАТ Сергея Федченко. При этом стоит еще раз подчеркнуть, что ОАТ является исключительно проектом Ростеха. Соответственно, политику развития ОАТ и подконтрольных ему предприятий должны были определять менеджеры Ростеха. Об управленческом гении представителей Ростеха можно судить по нынешней ситуации на АВТОВАЗе.

Порежут на втормет

Уже не раз говорилось о том, каким образом сумел управиться с АВТОВАЗом бывший президент автозавода (август 2009 г. — октябрь 2013 г.) Игорь Комаров, ставленник Ростеха. Именно при Комарове АВТОВАЗ превратился в полностью дотационную структуру. При Ростехе об АВТОВАЗе уже нельзя было говорить как о бизнесе. Это стал скорее механизм для освоения денег из госбюджета. Причем данная метаморфоза произошла в тот период, когда Ростех стал основным владельцем ОАО «АВТОВАЗ».

Этот процесс начался 27 ноября 2005 г., когда председатель совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» (1996-2005 гг.) Владимир Каданников неожиданно для многих добровольно сложил полномочия в пользу Владимира Артякова, на тот момент заместителя генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» (РОЭ) Сергея Чемезова. В 2007 г. на базе ФГУП «РОЭ» и других госпредприятий оборонного комплекса была создана Госкорпорация «Ростех».

Вазовские лекала вполне применимы к ОАТ и, как следствие, к предприятиям группы. За исключением того, что Ростех вряд ли будет изыскивать средства для спасения компаний — производителей автокомпонентов. Пример тому — банкротство ОАО «АвтоВАЗагрегат» (ABA). Последнее хотя формально и не числилось в ОАТ, но работало с оглядкой на Ростех. До того момента, пока у менеджеров Ростеха не возникли серьезные разногласия с президентом ОАО «АВТОВАЗ» (декабрь 2013 г. — март 2016 г.) Бу Андерссоном на теме поставок автокомплектующих. В итоге было принято решение «сливать» ABA. На улице оказались тысячи бывших работников ABA и смежных производств, а само предприятие разорено и пущено на втормет. В настоящее время арбитражный суд рассматривает дело о несостоятельности ABA, и, судя по раскрытым данным, вскоре предприятие, по всей видимости, будет объявлено банкротом. По крайней мере, теплотрассу и даже забор завода уже успели распилить и сдать на втормет. Такого стремительного варварства Тольятти еще не знал. Даже на ОАО «Фосфор» все происходило как-то менее вызывающе.

Очевидно, что такая же участь заготовлена и большинству других поставщиков АВТОВАЗа. «Мотор-Супер» вряд ли исключение. Несмотря на заявления Чемезова о необходимости локализации производства комплектующих на предприятиях ОАТ, картина не меняется. 23 июня в ходе годового собрания акционеров ОАО «АВТОВАЗ» было наглядно продемонстрировано, что взгляды компании Renault, крупнейшего акционера АВТОВАЗа, не совпадают с планами Ростеха (см. «Хронограф» №20 (590) от 27.06.16). И похоже, процесс развала ОАТ, а равно и входящих в них предприятий, уже начался. «Мотор-Супер» вполне может стать следующим после ABA. На подходе ЗАО «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» и т.д. по общему списку.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.