Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (591) | 4 июля 2016г.
 

Дело принципа

Вместо оборотней в погонах могут быть осуждены невиновные

Егор Кошеров

13 июля состоится рассмотрение апелляционной жалобы на приговор Автозаводского районного суда, которым Антон ОЛЕЙНИК, его брат Вадим ЛОМАКИН, Дмитрий МОТОРИН, Артем АБАНЬКОВ и Евгений КАЛИТИН были осуждены за якобы распространение наркотиков. По их версии, их не только оговорили, но и сотрудники Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) якобы могли подбросить им наркотики, чтобы получить деньги за невозбуждение уголовного дела. Вскоре после этой странной истории начальник 4-го оперативного отделения отдела по г. Тольятти Управления ФСКН (УФСКН) России по Самарской обл. Максим ШИШКО застрелился, а сотрудник УФСКН Сергей ПЕТРОВ осужден за распространение наркотиков.

Опять подброс

История, произошедшая с Антоном Олейником, Вадимом Ломакиным, Дмитрием Моториным, Артемом Абаньковым и Евгением Калитиным, весьма похожа на аналогичные, которые имели место в Тольятти. Из последних случаев стоит напомнить то, как о подбросе наркотиков рассказывали такие бизнесмены, как Гаик Ягутян и Анатолий Филоненко. Теперь очередь говорить об этом настала молодым и, в общем-то, успешным парням. Кто-то из них учился, как Вадим Ломакин и Евгений Калитин, в Московском пограничном институте ФСБ, кто-то, как Дмитрий Моторин, работал тренером-преподавателем в спортивной школе. Артем Абаньков профессионально занимался боксом. Тот же Евгений Калитин участвовал в боевых действиях в Северо-Кавказском регионе, получил пулевые ранения. Антон Олейник закончил с отличием юридическую академию. Семья братьев Олейника и Ломакина далеко не бедствовала, их мама Светлана Олейник занимается бизнесом с 1997 г. Одна помогала сыновьям учиться, покупать хорошие автомобили. Но, наверное, кому-то не нравилось, что рядом есть успешные и инициативные молодые люди. Зависть? Может быть. В один далеко не прекрасный день парней арестовали. По версии сотрудников ФСКН, они распространяли через интернет наркотики.

Серьезное преступление, за которое можно получить 10-15 лет. Но когда начинаешь читать документы, связанные с этим делом, появляются вопросы. Олейник говорил о том, что изъятые у него в ходе обыска наркотики ему не принадлежали, а, как описывается в приговоре от 5 февраля 2016 г. по делу №1-588/15, «были подброшены сотрудниками Шишко, Петровым и другими сотрудниками». Другие четверо ребят также заявили на следствии и в судебном процессе, что «они не причастны к сбыту наркотиков». И дальше по тексту: «Материалы дела сфальсифицированы и перепутаны описи,

был ряд нарушений при проведении обыска в квартире Ломакина В.Н., где были похищены сотрудниками ФСКН деньги... что подтверждается данными полиграфа... также сотрудники незаконно завладели автомобилями «Тойота Камри» и «Мерседес Бенц». Также Ломакин говорил о том, что с него и с друзей просили 2 млн р. «за решение вопроса».

Проверили на полиграфе

Антон Олейник не был голословен. 7 мая 2014 г. экспертом-верификатором Владимиром Яковлевым было проведено независимое экспертное тестирование. «У Олейника Антона Васильевича запрещенных к употреблению, хранению либо реализации веществ либо других предметов на день обыска до момента обыска 7 апреля 2014 г. не было», -такой однозначный вывод сделал эксперт. Абаньков, Калитин, Ломакин и Моторин также заявили о том, что они не причастны к распространению наркотиков. Т.е. они говорили о том, что в данном случае речь идет об «оборотнях в погонах», которые под прикрытием положения занимались деяниями, подробно описанными в уголовном кодексе.

С другой стороны, кто-то может склониться к мысли, что осужденные банально пытаются избежать наказания. Но они приводят факты, которые при всем желании нельзя игнорировать. 3 июня 2014 г. отделом собственной безопасности УФСКН России по Самарской обл. было проведено психофизиологическое исследование с использованием полиграфа в отношении сотрудников Максима Шишко, Сергея Петрова, Юрия Лазарева по вопросам задержания и обыска Ломакина и Олейника. Так, на вопрос к Петрову «Вы знаете, кто взял деньги из квартиры?» был получен ответ, который позволил эксперту сделать вывод о том, что с вероятностью 85% Петров знает, кто это сделал. Вероятность того, что он — Петров — их взял, составила 77%. Также полиграфом было установлено, что подполковнику Шишко со 100%-ной вероятностью известно, что наркотические средства были подброшены оперативником. А исследование Лазарева показало, что он на 91% знает, кто их подбросил.

О чем это может говорить? Да, наверное, о том, что Ломакин, Олейник, Моторин, Калитин и Абаньков говорили правду, но их слушать никто не хотел. Похоже, ни руководство УФСКН, ни суд первой инстанции, ни следственный комитет, ни прокуратура, куда Светлана Олейник обращалась в защиту своих детей и их друзей, не стали докапываться до истины. Иначе могли возникнуть вопросы о наличии организованной группировки уже в рядах власть имущих.

Подполковник застрелился

И таких вопросов стало возникать куда как больше. Особенно после того, как стало известно о том,

что сотрудник УФСКН Петров не только занимался распространением наркотиков, но и заставлял граждан заниматься торговлей наркотиками, угрожая им в случае неповиновения уголовной ответственностью. Кроме того, 22 октября 2015 г. приговором Центрального районного суда тот самый старший оперуполномоченный УФСКН Сергей Петров был осужден. Как говорится в приговоре по его делу, сотрудниками ФСБ в жилом помещении Петрова были обнаружены и изъяты «наркотические средства общей массой 1302 г — в особо крупном размере... портативные весы... тротиловые шашки... пинцет, мерная ложка». Получается, Петров был наркодилером? «На судебном заседании подсудимый Петров С.В. признал, что совершил указанные деяния, и подтвердил свое намерение о вынесении приговора без судебного разбирательства».

Бывший руководитель Петрова Максим Шишко, похоже, не стал дожидаться, когда за ним придут из ФСБ. 20 октября 2014 г. информационное агентство «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу УФСКН России по Самарской обл. заявило: «На 35-м году безвременно ушел из жизни... подполковник полиции М. Шишко». Он застрелился. Хотя был в шаге от назначения главой УФСКН по Республике Осетия. Чего испугался Шишко? Ведь именно эти сотрудники — Петров, Шишко, Лазарев и Олег Аблаев — арестовывали ребят и якобы нашли наркотические средства, но при них не было обнаружено ни портативных весов, ни мерных ложек, ни пинцетов. В отличие от Петрова. Это доказывает, что данные сотрудники вполне могли сфабриковать материал и передать его для возбуждения уголовного дела. Ввиду чего следствие могло пойти по неверному пути, а суд — осудить невиновных людей.

Примечательно, что судьба свела Петрова и Олейника вновь. 26 августа 2015 г. Антон Олейник был заключен под стражу в зале суда. Основанием для ареста послужило заявление ФСКН об оказании давления на Петрова, в то время уже находившегося под арестом. Но после ареста Олейник и Петров содержались в одной камере несколько дней. Если Олейник действительно угрожал Петрову, зачем нужно было их помещать в одну камеру?

Так или иначе, но напрашивается простой вывод: сегодня необходимо более тщательно изучить информацию, которую имеют Ломакин и его друзья. Им даже пришлось чуть ли не переквалифицироваться в следователей, чтобы начать устанавливать истинных участников сети наркоторговцев. Если, конечно, судебные и следственные органы действительно хотят докопаться до истины, а не побыстрее закрыть дело.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.