Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (588) | 14 июня 2016г.
 

Юбилей праздновать нельзя банкротить

Кто на АВТОВАЗе сегодня способен правильно расставить знаки препинания?

Сейдамет Абреков

23 июня пройдет общее годовое собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ». К этому событию предприятие подошло с рекордными показателями по непокрытым убыткам и долгам. На фоне падающей выручки впору говорить о старте банкротства. Однако в год выборов в Госдуму и Самарскую губернскую думу (СГД) вместо банкротства решили отпраздновать 50-летний юбилей АВТОВАЗа. Другое дело следующий — 2017 г.: ни выборов, ни юбилея. Но названо все будет отнюдь не банкротством, а «национализацией». Особенно этот процесс станет актуальным, если Госдума, а следом и правительство РФ будет сформировало с учетом пожеланий генерального директора ГК «Ростех», члена совета директоров АВТОВАЗа Сергея ЧЕМЕЗОВА (на фото).

На пороге банкротства

Несмотря на смену президента ОАО «АВТОВАЗ» (вместо Бу Андерссона на эту должность основные акционеры АВТОВАЗа — альянс Renault-Nissan и ГК «Ростех» — назначили француза Николя Мора), ситуация на предприятии не улучшается. Более того, сухие цифры отчетности АВТОВАЗа говорят о том, что она, наоборот, стремительно ухудшается. Если по итогам 2014 г. компания выручила от продажи товарных автомобилей около 117,2 млрд р., то 2015 г. АВТОВАЗ закончил с куда как более скромными 91,9 млрд р. Снижение выручки в денежном выражении составило около 25,3 млрд р. При этом в 2016 г. негативная тенденция касательно выручки на АВТОВАЗе не изменилась. Если за I кв. 2015 г. выручка компании составила 26,7 млрд р., то за I кв. 2016 г. -21 млрд р., т.е. на5,7 млрд р. меньше. По итогам 1кв. 2016 г. сумма непокрытого убытка АВТОВАЗа уже превысила 106,6 млрд р., тогда как 2014 г. предприятие закончило с непокрытым убытком в 55,3 млрд р. Общий размер задолженности по кредитам, займам и кредиторской задолженности на 31 марта 2016 г. у АВТОВАЗа составил 213,1 млрд р. Любое другое предприятие с такими показателями давно бы уже вступило в процедуру банкротства. Но крупные кредиторы, которые и могли бы потребовать свои средства, среди которых банки с государственным участием и тот же Ростех, пока все еще чего-то ждут и не подают заявление в арбитраж.

Чемезов и новые миллиарды

Возможно, была достигнутая некая негласная договоренность касательно того, что перед выборами в Госдуму и СГД, которые намечены на 18 сентября 2016 г., не инициировать банкротство, чтобы не вызывать у избирателей негативных ассоциаций. Более того, для финансирования выборов лучше всего использовать бюджетные деньги. Вспомнили, что в 2016 г. можно отметить 50-летие АВТОВАЗа. Т.е. празднование полувекового юбилея можно расценить как источник бюджетных средств на выборы для членов партии «Единая Россия». Праздник -это еще и пиар. Проведение процедуры банкротства на фоне юбилея в российских реалиях сродни проведению поминок в одном помещении со свадьбой.

Теоретически банкротство возможно, оно уже давно назрело, но на практике будет выглядеть, мягко говоря, странно. С другой стороны, если бы все производило исключительно в логике холодного экономического расчета, то, пожалуй, лучше момента, чем сегодняшний, для инициации банкротства АВТОВАЗа и не придумаешь.

Но этого не происходит. Таким образом, пока в выражении, довольно точно описывающем вазовскую и околовазовскую действительность, «Юбилей праздновать нельзя банкротить» запятую пока нужно ставить после слова «праздновать».

Но может ли кому-то быть выгодно, чтобы АВТОВАЗ накапливал долги и убытки столь рекордными темпами и при этом помпезно праздновал свое 50-летие? Если такой человек и есть, то лучшей кандидатуры, чем член совета директоров АВТОВАЗа, а заодно и генеральный директор ГК «Ростех» Сергей Чемезов и не придумаешь. Почему? Да, наверное, потому, что именно Ростех был в недалеком вазовском прошлом главным выгодоприобретателем от того, что АВТОВАЗ получил беспрецедентную помощь от государства в размере 75 млрд р. Деньги были, по сути, государственные, а имущество, которое Ростех получил от АВТОВАЗа в зачет этого долга, стало собственностью самого Росте-хаи его «дочек». Это, к примеру, такие активы, как ОАО «ТЕВИС», ООО «Волжский машиностроительный завод», ОАО «АВТОВАЗ-ТРАНС» и т. д.

Как видно из отчетности АВТОВАЗа, сформированы такие непокрытые долги и такие убытки, что кроме как из государственного бюджета покрывать их неоткуда. Но суммы слишком серьезные, куда как превышающие 75 млрд р. Да и ситуация в экономике России сегодня далеко не такая, как 5-7 лет назад. На фоне дефицита российского бюджета (в открытых источниках можно найти данные о том, что он в 2016 г. составит примерно 3 трлн р.) «раскрутить» правительство России на сотню-другую миллиардов для АВТОВАЗа тому же Ростеху будет крайне непросто, даже несмотря на спекуляции о заботе о чаяниях трудового коллектива. Тем более что в поддержке нуждаются и другие предприятия, подконтрольные Ростеху, взять хотя бы те, что работают на «оборонку», к примеру АО «Уралвагонзавод» в г. Нижнем Тагиле. С другой стороны, и численность персонала на том же Уралва-гонзаводе далеко не такая, как на АВТОВАЗе.

Государство в государстве

Но, похоже, в Ростехе и проблему с правительством России готовятся решать, причем самым радикальным методом. И выборы в Госдуму нового созыва могут стать некой отправной точкой. Уже неоднократно отмечалось, что на фоне падения уровня жизни граждан растет популярность КПРФ. Сложно себе представить, но КПРФ даже начали давать часовые прямые эфиры на федеральных телеканалах, чего раньше не приходилось наблюдать. На первых ролях в КПРФ Леонид Калашников, член президиума этой партии. К выборам в Госдуму Калашников активно использует вазовскую тематику, он выступал активным критиком Бу Андерссона, агитировал за т.н. национализацию АВТОВАЗа. При этом все, что говорил и делал Калашников, идеально совпадало с интересами Ростеха. Взять хотя бы ту же отставку Бу Андерссона, главным ин-терсантом которой выступал лично Сергей Чемезов.

Калашников часто хвалил Ростех и лично Чемезова. Вместе с тем Леонид Калашиников как-то не вдавался в технические подробности относительно того, а зачем национализировать то, что приносит сплошные убытки и долги. От подобного лучше как можно быстрее избавиться. Но, видимо, в Ростехе своя логика на этот счет. Так или иначе, но на примере Леонида Калашникова можно видеть, насколько КПРФ сегодня заточена под интересы Ростеха.

Совершенно очевидно, что у коммунистов очень высокие шансы если не сформировать в Госдуму VII созыва большинство, то по крайней мере получить 30-40% общего количества депутатов. А если учесть, что у Ростеха имеются большие возможности избрать в Госдуму своих людей и от других партий (взять хотя бы ту же «Единую Россию»), то велика возможность того, что Ростех сможет контролировать в Госдуме нового созыва большинство депутатов. А тут и до отставки правительства во главе с Дмитрием Медведевым, которого принято считать ставленником т.н. «голубого лобби» ПАО «Газпром», недалеко. Тем более что многим памятна та публичная критика, которую Медведев устраивал Чемезову на одном из заседаний. Произошло это 25 декабря 2009 г. в ходе заседания Комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию России. Тогда Чемезов позволил себе такую фразу: «Я на вашу реплику хотел бы дать пояснение». После чего в ответ от Дмитрия Медведева услышал: «Нет, на мою не надо, моя -не реплика уже, а приговор. Реплики у вас, а все, что я говорю, в граните отливается». Возможно, Сергея Чемезова это задело. К слову, у коммунистов на этот счет уже все готово. На первой страничке официального сервера КПРФ идет сбор голосов под лозунгом «Отправь правительство в отставку!».

В случае победы на выборах в Госдуму для Ростеха откроются очень широкие возможности для формирования такого состава нового правительства России, где такие фигуры, как Денис Мантуров, выходец из структур, подконтрольных Ростеху, уже смогут занимать не рядовую должность министра промышленности и торговли, а стать премьер-министром. И тогда не останется уже никаких препятствий, чтобы наполнить АВТОВАЗ, а равно и другие зависимые от Ростеха предприятия, госпомощью любых размеров.

А вот если все политические свершения в интересах Ростеха не случатся, то тогда и о банкротстве АВТОВАЗа (ну, или «национализации», как это предпочитает называть тот же Леонид Калашников), можно будет думать уже куда как более предметно. Особенно после окончания всех торжеств, посвященных 50-летию автогиганта. В этом случае вопроса о том, куда ставить запятую в выражении «Юбилей праздновать нельзя банкротить», уже и не возникнет.