Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №18 (588) | 14 июня 2016г.
 

Успеть до выборов

На землеотвод вокруг памятника развитому социализму остались считаные месяцы

Сейдамет Абреков

6 июня руководитель департамента градостроительной деятельности мэрии г.о. Тольятти Сергей АРЗАМАСЦЕВ сообщил, что выдача разрешительной документации в подведомственном ему департаменте якобы проходит без коррупции и в кратчайшие сроки. Эти слова прозвучали сразу после создания в Тольятти Общественной палаты, задачами которой в т.ч. является контроль за распределением земли и разрешениями на строительство. В этом вопросе хорошо разбираются новоявленные «общественники», проявившие себя в бытность мэром уголовника Николая УТКИНА. Первым плодом общественной деятельности может стать приватизация земли вокруг уже приобретшего скандальную известность мозаичного панно «Радость труда».

Инвестор спасет

Уже достаточно долго в Интернете раскручивается тема «спасения» мозаичного панно «Радость труда». Волею случая эта тема также была затронута 6 июня в ходе традиционной пресс-конференции после аппаратного совещания. Само по себе это панно не представляет никакой художественной ценности. Это стандартный продукт шабашки художников 70-х гг. Выполнялся он самым примитивным способом. Металлический каркас обтягивали сеткой-рабицей, затем поверхность обмазывалась чем-то наподобие цементного раствора. На него клеилась керамическая мозаика — и «шедевр» готов. Сегодня это неприглядное и полуразвалившееся нечто. Однако его размеры действительно монументальны. Около 100 м в длину и 5 м в ширину. К нему примыкает обширный земельный участок между Дворцом спорта «Волгарь» и торгово-офисным центром «Вега». Многие годы до него никому не было дела. Видимо, пока не нашлись те, кому приглянулся незастроенный земельный участок.

Формально вопросы по состоянию панно были заданы мэрии Тольятти. Чиновники вынуждены были решать проблему. При этом все разговоры сводятся к тому, как якобы страдает «выдающее наследие советского искусства», которое нужно восстанавливать, и т. д. Но этот фактор, похоже, служит лишь внешней дымовой завесой, скрывающей истинный смысл всех событий вокруг «Радости труда». Гораздо более высокую ценность имеет свободный от других строений земельный участок, который заинтересованное лицо может получить под видом реставрации или обслуживания панно. О том, что такое лицо уже появилось, 6 июня было заявлено в ходе аппаратного совещания в мэрии Тольятти. Было сказано, что некий инвестор предложил уникальное решение проблемы, о котором «скоро вы узнаете». Возможно, этот таинственный инвестор уже профинансировал зрячесть интернет-активистов, развернувших кампанию по защите того, что обычному тольяттинцу не видно. Что это за таинственный инвестор, который готов в кризис тратить средства на ремонт панно?

При этом уже сегодня можно говорить о том, что подобные «инвесторы» будут иметь отношение к структурам, близким президенту АО «Глобэксбанк» Виталию Вавилину. Такие структуры занимаются, в частности, застройкой территории бывшей автобусной конечной, расположенной в непосредственной близости к лесу на ул. Спортивной (въезд в зеленую зону со стороны Автозаводского р-на).

Интернет-активисты каким-то чудом умудрились рассмотреть в этих зарослях памятник развитого социализма
Интернет-активисты каким-то чудом умудрились рассмотреть в этих зарослях памятник развитого социализма

При этом шумиха, раздутая вокруг панно, может лишь помочь отдать участок нужным людям, например желающим построить здесь многоэтажные дома. Известно, что передача того или иного земельного участка для жилищного строительства подразумевает тендерные процедуры. А вот передача участка по «реконструкции монументального исторического панно» — нет. Но кто спустя 2-3 года вспомнит об этом? А вновь построенный дом или даже не один дом, а несколько можно будет при желании в документах назвать, допустим, комплексом для обслуживания панно.

Подобные истории уже имели место в Тольятти, причем как раз в бытность руководителем департамента градостроительной деятельности Сергея Арзамасцева. Так, получение разрешительной документации для строительства многофункционального спортивного комплекса «Воробьевы горы» (ул. Баныкина, рядом со спорткомплексом «Кристалл») тоже объяснялось тем, что на самом деле строится физкультурно-оздоровительный комплекс. О том, что в реальности там возводится жилье, можно было понять уже по ходу строительных работ. Судя по всему, в случае с панно этот сценарий может повториться.

Борец с коррупцией

По докладу руководителя департамента градостроительной деятельности мэрии г. о. Тольятти Сергея Арзамасцева выходило, что срок выдачи разрешительной документации, в частности разрешении на строительство, якобы сократился с 40 до 10 дней. Также Сергей Арзамасцев добавил, что по количеству выданных разрешений на строительство Тольятти якобы впереди всех других муниципалитетов Самарской обл., включая Самару. В общем, если верить Арзамасцеву, в отдельно взятой отрасли коррупция якобы побеждена.

Напрашивается вопрос: а зачем Сергей Арзамасцев выступил с докладом на тему выдающихся достижений в области борьбы с коррупцией и количества граждан, довольных тем, как им оказывались услуги? Точнее, почему его доклад прозвучал именно в это время? Доподлинно на эти вопросы ответить сложно. Но точно можно сказать, что 24 мая прошло первое организационное заседание Общественной палаты г. о. Тольятти (см. «Хронограф» №17 (587) от 6.06.16). Существенная роль в деятельности новой организации отведена «общественникам» из числа тех, кто тем или иным способом зарабатывает себе на существование в строительной сфере. Так, заместителем председателя Общественной палаты стал известный в Тольятти застройщик Владимир Гусев, являющийся бенефициаром ЗАО «Тольяттистройзаказчик». Расцвет его бизнеса наблюдался в то время, когда мэром Тольятти (2000-2008 гг.) был Николай Уткин — хороший друг Гусева. Николай Уткин был осужден по т. н. земельному делу, а также за вымогательство взятки. Уткин отсидел и не так давно вышел на свободу.

После отсидки бывший мэр возглавил т. н. совет старейшин, одной из основных инициатив которого стало формирование в Тольятти реестра «знаковых мест». В этот реестр вошли привлекательные городские территории. Теперь любой, кто пожелает начать осваивать тот или иной участок, попавший в данный реестр, заранее должен добиться того, чтобы его исключили из реестра «знаковых мест». Многие видят в этом механизме коррупционную составляющую.

Гримаса консолидации

Создание т. н. общественной палаты можно назвать следующим шагом в построении такой системы координат, в которой присутствовал и присутствует до сих пор Уткин, его партнеры и вдохновители. Достаточно отметить, что в состав Общественной палаты вошли такие деятели, как бывший директор МУ «Архитектура и градостроительство» Виктор Веретенников и Сергей Чижов, который появился в административных структурах Тольятти одновременно с назначением руководителем комитета земельных ресурсов мэрии Тольятти Натальи Немых. Видимо, взаимопонимание Немых и Уткин было настолько глубоким, что уголовный срок они получили по одному и тому же делу о вымогательстве взятки, а затем и по «земельному делу». Сергей Чижов проходил обвиняемым по этому же делу и также был осужден. Тот факт, что Уткин, Гусев, Веретенников и Чижов вновь, по сути, оказались в одной упряжке, говорит о том, что таким организациям, как «Тольяттистройзаказчик» и ему подобные, становится все сложнее «решать вопросы» в области землеотводов и получения разрешительной документации.

При этом важно отметить, что нынешний руководитель департамента градостроительной деятельности Сергей Арзамасцев работал в структурах мэрии Тольятти в то же время, что и Наталья Немых. По сути, Арзамасцев был ее подчиненным. Но, в отличие от бывших руководителей, на скамью подсудимых он не сел и удачно сумел «пережить» нескольких мэров. Это говорит об умении Сергея Арзамасцева быть лояльным к самым разным бизнес-кланам, даже тем, которые могут конфликтовать друг с другом. Такое умение некоторые называют словосочетанием «вовремя перекраситься».

Пока остается непонятным, как «общественники» и «борец с коррупцией» будут находить общий язык. Однако даже при видимой несовместимости общий язык может быть найден даже с учетом крайне сжатых сроков. По крайней мере, такой общественник, как Владимир Гусев, судя по застройке на б-ре Ленина, уже давно нашел общий язык с Виталием Вавилиным (см. «Хронограф» №13 (583) от 25.04.16). С учетом трудовой биографии Сергея Арзамасцева Николаю Уткину не составит труда присоединиться к единому фронту борьбы с коррупцией. Ну а если в результате всенародной консолидации инвестиционный чек на спасение памятника трудящимся всех стран превысит фондоотдачу прилагаемого к памятнику пустыря, то это можно и скомпенсировать. Благо пустырей в Тольятти хватает.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.