Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №16 (586) | 30 мая 2016г.
 

За счет избирателя

«Единую Россию» могут уличить в распоряжении бюджетным имуществом

Егор Кошеров

На прошлой неделе исполняющий полномочия секретаря Самарского регионального отделения (СРО) партии «Единая Россия» (ЕР) Игорь СТАНКЕВИЧ (на фото), подводя итоги праймериз, ни слова не сказал о финансовых затратах на проведение этого дорогостоящего партийного мероприятия. Вопрос о цене, которую заплатило СРО ЕР за партийные игрища под названием «предварительное голосование», до сих пор остается открытым. Лидеры региональных отделений оппозиционных партий подозревают, что ЕР использовала в своих интересах государственное и муниципальное имущество.

Прошедшее предварительное голосование, по сути говоря, представляло собой внутрипартийное развлечение ЕР. Однако партийное руководство всячески старалось создать ему антураж общественной значимости. Способствовала этому не только «массовость» процесса. Иллюзию «настоящих» выборов во многом порождало местонахождение участков для голосования, которые располагались в бюджетных учреждениях. Здесь работали счетные комиссии, в составе которых, по словам Станкевича, трудилось 1540 представителей партии. Однако и.п. секретаря СРО ЕР не стал распространиться о том, в какую сумму обошлось ЕР проведение праймериз в Самарской обл. А проводилось оно на ресурсной базе муниципалитетов и государственных органов. Использовались помещения школ, библиотек, домов культуры и т.д. В связи с этим вполне естественно возникает вопрос: на каких основаниях СРО ЕР занимало эти помещения практически на протяжении всего дня так называемого предварительного голосования?

Вопрос о цене внутрипартийного развлечения ЕР представляет большой интерес. Не так давно заместитель председателя Центральной избирательной комиссии РФ Николай Булаев отмечал, что ЕР для проведения праймериз будет использовать помещения «исключительно на возмездной основе». По его словам на оплату труда членов счетных комиссий у партии было заложено порядка 400 млн р. Тогда же Булаев заявлял, что аренда помещений обойдется ЕР примерно в 190 млн р.

К слову, кое-где на местах уже успели отчитаться о потраченных средствах. Так, председатель оргкомитета по проведению праймериз в Хабаровском крае, секретарь регионального отделения ЕР Сергей Луговской заявил: «Порядка 4 млн р. потратили на праймериз в Хабаровском крае». Примечательно, что в счетных комиссиях там работало всего 800 человек — в два раза меньше, чем в Самарской обл. Отсюда следует, что «чек» на проведение праймериз в Самарской обл. может составлять порядка 8-10 млн р.

А если умножить эту цифру на индекс значимости региона, то цифра увеличивается как минимум до 20-25 млн р. Плюс аренда помещений. Но, как указывалось выше, Станкевич о расходах не сказал ни слова.

При таких обстоятельствах организационно-финансовые вопросы проведения праймериз могли быть решены так, как это привыкли делать в ЕР — за счет применения административного ресурса. В частности, могла использоваться бесплатная рабсила — т.н. «новые крепостные» из числа сотрудников бюджетных учреждений и чиновников. Не исключено, что договоры аренды помещений при этом все же были, однако носили формальный характер, заключались за символическую плату.

По мнению ряда наблюдателей, прошедшие праймериз представляют собой яркий пример применения административного ресурса. Руководители региональных отделении оппозиционных партий вообще полагают, что внутрипартийное развлечение ЕР в конечном итоге оплатили налогоплательщики, за счет которых содержатся бюджетные учреждения. Первый секретарь Самарского обкома КПРФ Алексей Лескин сообщил, что коммунисты уже обратились в прокуратуру Самарской обл. по вопросу законности проведения праймериз. «У КПРФ возникли вопрос «За чей счет «банкет», нет ли здесь нарушений федерального законодательства?». «Во-первых, закон «Об образовании» гласит, что учебные учреждения вне политики и проведение политических мероприятий там запрещается. Во-вторых, в законе «О политических партиях» четко прописано, что все политические партии работают в равных условиях. Все эти вопросы мы отразили в запросе в областную прокуратуру», — пояснил Лескин.

Схожей позиции придерживаются и в региональном отделении ЛДПР. «Мы не располагаем неопровержимыми доказательствами того, что организация предварительного голосования осуществлялась за счет бюджетных ресурсов.

Напротив, в партии заявляли, что финансируют их за счет собственных средств, — поделилась своим мнением координатор СРО ЛДПР Оксана Круглова. — Однако, вероятно, имело место и скрытое финансирование в форме выполнения работ и оказания услуг, которые напрямую не оплачивались «Единой Россией», таких как широкое освещение кампании и хода «праймериз» в СМИ, предоставление муниципальных и государственных помещений на сомнительных условиях, использование трудовых ресурсов работников бюджетной сферы. Отдельное негодование вызывает использование имущества избирательных комиссий: кабин и ящиков для голосования с инвентарными номерами. С каких пор самарский облизбирком раздает свое имущество в пользование партиям — этот вопрос адресован нами в ЦИК РФ в соответствующем обращении».

Похоже, ЕР в очередной раз продемонстрировала оппонентам свое неоспоримое преимущество в использовании административного ресурса. О равноправии участников политического процесса в таких условиях говорить не приходится.

Комментарии

Алексей ЛЕСКИН, 1-й секретарь Самарского обкома КПРФ

- Если праймериз оплачивались со счета политической партии «Единая Россия», тогда ее следует поблагодарить за то, что хоть таким способом помогают муниципальным учреждениям. А если ребята устроили свое партийное мероприятие, говоря народным языком, на халяву, то уже должны приниматься меры прокурорского реагирования, или же мы потребуем предоставить нам равные условия для проведения своих политических мероприятий.

Оксана КРУГЛОВА, координатор Самарского регионального отделения ЛДПР

- За все годы существования Самарского регионального отделения ЛДПР мы ни разу не проводили свои предвыборные мероприятия в стенах школ или на безвозмездно предоставленных площадках. Партия за все платила самостоятельно и строго следовала букве закона. Для достижения равноправия участников выборов требуется всесторонняя независимая правовая оценка действий «Единой России» с последующими санкциями как для самого избирательного объединения, так и для чиновников, устроивших этот спектакль, рассчитанный на недалеких обывателей.