Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (584) | 16 мая 2016г.
 

Минеральная схватка

Борская минеральная вода составляет достойную конкуренцию ведущим брендам

Борис Кротов

21 июня трудовой коллектив ООО «Борские минеральные воды» (БМВ) отметит 20-летний юбилей предприятия. Пожалуй, столь знаковая дата представляет собой важную веху в истории не только компании, но и всей Самарской обл. Сегодня Борская минеральная вода является узнаваемым брендом Самарской обл. Между тем нашлись лица, пытающиеся нарушить стабильность деятельности БМВ. В связи с этим редакция Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» вспоминает основные этапы становления производства БМВ и оценивает сегодняшнее состояние предприятия в условиях жесткой конкуренции на рынке производства бутилированной воды.

Датой образования ООО «БМВ», по данным ЕГРЮЛ, значится 21 июня 1996 г. За созданием предприятия стоит группа самарских бизнесменов во главе с Александром Хенкиным. Сегодня Хенкину принадлежит 25% долей в уставном капитале компании. Еще по 20% долей находится в распоряжении Светланы Сухаревой, Ларисы Алферовой и Цили Воловой, по 5% принадлежит Игорю Сухареву, Александру Волову и Дмитрию Алферову. Должность директора предприятия занимает Александр Волов. Несмотря на созидательный характер деятельности этих граждан, нашлись лица, пожелавшие организовать силовое давление на Александра Волова с использованием ресурсов правоохранительных органов. Видимо, кому-то не дает покоя успешность бизнеса, который развивается под руководством Волова.

Следует признать, что Александру Хенкину, Александру Волову и их партнерам удалось превратить Борскую минеральную воду в один из наиболее успешных бизнес-проектов региона. Выпуск продукции на современном высокотехнологичном оборудовании ООО «БМВ» наладило в марте 1997 г. У компании имеется лицензия на пользование недрами СМР № 01712 в целях добычи подземных минеральных лечебно-столовых вод для розлива на Борском участке Борского месторождения. Скважина, которой присвоен №251, расположена на земельном участке в пределах Борского лесничества.

Любопытно, что, несмотря на то, что в активе у ООО «БМВ» находится всего одна скважина, руководство компании смогло вывести Борскую минеральную воду в число наиболее узнаваемых товаров на самарском рынке питьевой и минеральной воды. По оценкам экспертов, 90% регионального рынка приходится на шесть ведущих торговых марок — «Волжанка» (Ундоровский завод минеральной воды), «Дворцовая» (ООО «Аква»), «Борская» («Борские минеральные воды»), «Рамено» (ООО «Фирма «Лагуна»), «Бон Аква» («Coca-Cola»), «Аква Минерале» («Pepsi»). Суммарный объем оборота в данном сегменте регионального рынка составляет примерно 1 млрд р. Борская минеральная вода на протяжении многих лет здесь прочно удерживает свои позиции, укрепляя их из года в год. Так, если в 2009 г. выручка ООО «БМВ» составляла чуть более 35 млн р., то в 2 011 г. этот показатель составил 63,5 млн р., в 2012 г. — 69,2 млн р., в 2013 г. — 75,5 млн р., а в 2014 г. — более 80 млн р. Сегодня годовой оборот ООО «БМВ» оценивается в сумму порядка 100 млн р. Предприятие ежегодно выпускает около 7 млн бутылок минеральной воды.

Следует учитывать, что успехи руководства ООО «БМВ» выглядят более значимыми и весомыми, если принять во внимание процесс организации производства у их прямых конкурентов.

Многие участники рынка придерживаются крайне примитивных схем: в черте города или ближайших его окрестностях проводится бурение скважин с целью добычи обычной артезианской воды, которая потом газируется (причем далеко не всегда), бутилируется и выпускается на рынок. Такая технология не требует серьезных инвестиций, зато вложения окупаются очень быстро, благо скважины находятся рядом с местом сбыта добытой воды. В отличие от конкурентов, Александр Хенкин и Александр Волов со своими партнерами избрали более сложную бизнес-модель. Ставка была сделана не на обычную артезианскую воду, а на минеральную воду, источник которой находится на краю Самарской обл. Организовать промышленное производство данного продукта намного сложнее. Помимо этого, продвижение продукта требует очень взвешенного подхода к логистике.

Несмотря на все сложности, ООО «БМВ» удалось отвоевать себе место на региональном рынке бутилированной воды. При этом необходимо иметь в виду, что этот рынок в целом очень плотный и высококонкурентный. Здесь можно найти продукцию, география происхождения которой простирается от Закавказья до Урала, в т.ч. продукцию известных на всю страну производителей, работающих под брендами Кавказских минеральных вод с вековой историей. То, что ООО «БМВ» ведет на равных конкурентную борьбу с такими участниками рынка, говорит о менеджерском таланте и успешной маркетинговой политике команды Александра Хенкина и Александра Волова. Подтверждением этому служит вышеприведенный рост оборотов предприятия.

К слову, подобными успехами не могут похвастать даже те руководители предприятий, под контролем которых оказались поистине уникальные природные богатства. То же ФГБУЗ «Медицинский реабилитационный центр «Сергиевские минеральные воды» (СМВ) ФМБА России, где находится уникальное месторождение глины, насыщенной минеральными веществами, в последнее время славится на всю страну вовсе не этим, а громкими скандалами. Вместо того чтобы стать здравницей федерального масштаба, СМВ, являясь государственным предприятием, сегодня не пользуется особой привлекательностью даже среди жителей Самарской обл.

Таким образом, следует признать, что присутствие на рынке Борской минеральной воды является значительным достижением самарских инвесторов, благодаря стараниям которых ценный минеральный ресурс сегодня доступен практически любому жителю региона. Тем не менее руководство ООО «БМВ» не останавливается на достигнутых результатах. В настоящее время менеджмент предприятия продолжает работу над расширением товарной линейки, адаптируя ее под различные вкусовые предпочтения потребителей.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.