Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (584) | 16 мая 2016г.
 

Льгота значит льгота

Казанский арбитраж поставил точку в вопросе о социальных гарантиях доступного проезда для жителей Тольятти

Егор Кошеров

В первой декаде мая доступным для ознакомления стало постановление кассационной инстанции Поволжского федерального арбитражного суда (ФАС ПО) по иску мэрии г. о. Тольятти и УФ АС по Самарской обл. Суд однозначно, не допуская вольных трактовок и расширительных толкований, ответил на вопрос: должны ли отдельные категории граждан что-либо доплачивать за пользование частными перевозками? Нет, не должны — решил суд. В споре с излишне предприимчивыми перевозчиками у мэрии появился дополнительный весомый аргумент. Отстаиванием прав льготников орган местного самоуправления последовательно занимается с 2014 г.

На паритетных началах

История вопроса о непростых взаимоотношениях между мэрией Тольятти и сообществом частных перевозчиков тянется с конца 2014 г. Именно тогда мэрия Тольятти организовала и провела конкурс, предметом которого было распределение пассажирских маршрутов между заинтересованными компаниями. Часть общего пирога отошла традиционным для Тольятти муниципальным транспортным предприятиям, другая — сообществу частных перевозчиков. По состоянию на 1 апреля 2016 г. регулярные пассажирские перевозки в Тольятти осуществляют 14 предприятий по 80 муниципальным маршрутам (МП «ТПАТП №3» — 37 маршрутов, МП «ТТУ» — 8, коммерческие перевозчики — 35). Как казалось чиновникам, паритет достигнут.

Наиболее важным требованием мэрии как организатора конкурса и как субъекта, в чьи обязанности входит организация внутригородских перевозок, в т.ч. социально незащищенных категорий граждан, был беспрепятственный доступ всех льготников к услугам частных перевозчиков без каких-либо дополнительных платежей. Канцелярский язык нормативно-правовых актов называет это «решением вопросов местного значения».

Следует оговориться: важное финансовое условие для частников — это не попытка отдельных хитрых чиновников переложить социальные обязательства на плечи частного бизнеса. Это общероссийская практика организации транспортных услуг такого рода, подтвержденная нормативно-правовой базой федерального и регионального уровней. Что, кстати, отметила судебная коллегия ФАС ПО, на три листа расписав сообществу тольяттинских частных перевозчиков, почему они должны возить льготников бесплатно. Кстати, Тольятти не единственный город, где отдельные излишне предприимчивые транспортники решили приватизировать наиболее платежеспособную группу пассажиров, оставив муниципалитету почетную обязанность решать проблемы всех остальных — малопривлекательных с точки зрения проезда за наличные пассажиров.

Моя маршрутка -мои правила

Не согласившись с положениями конкурсной документации, ООО «Интерколор», ООО «Маяк», ООО «Лайн Сити», ООО «Сити-Транс-Сервис», ООО «Люкс-Авто» и ООО «Росвэн» пошли по пути жалоб в УФАС по Самарской обл.

Вне зависимости от вида транспорта все внутригородские маршруты должны быть доступны для льготников
Вне зависимости от вида транспорта все внутригородские маршруты должны быть доступны для льготников

Примечательно, что, оспаривая отдельные положения конкурсной документации и уже заключенного договора, альтернативщики не оспаривали договор целиком и отказываться от уже занятого объема работ не хотели. Судя по разрозненным высказываниям представителей альтернативной транспортной сферы в городских СМИ, статус-кво им виделся так: работа на половине городских маршрутов г.о. Тольятти и никаких льготников, никаких валидаторов. Или полное возмещение выпадающих доходов по данным самих частных транспортников. «В общении с представителями альтернативных перевозчиков мы говорим: хотите получить деньги — купите валидатор и пользуйтесь, не хотите покупать валидатор — возите по предъявлении проездного не получая возмещения. Услуги должны оказываться по социальному проездному, который человек приобрел», — комментировал ситуацию мэр г.о. Тольятти Сергей Андреев.

Приобретать и устанавливать за свой счет валидаторы, которые позволили бы фактически оценить реальный объем льготных перевозок, которые совершили альтернативщики, последние не захотели. За свой счет мэрия установить и эксплуатировать считывающие устройства в частном транспорте также не сочла возможным: слишком уж явно предложенная схема походила на нецелевое расходование бюджетных средств. Да и выглядела с точки зрения логики бредово: чиновники приобретают и оплачивают обслуживание устройств, которые позволяют частному бизнесу получать субсидии из бюджета. Далее события развивались по хорошо знакомому сценарию выкручивания рук. Мэрия ответила готовностью расторгнуть договор в случае одностороннего отказа от исполнения обязательств. Ситуация закончилась ничем.

В марте была предпринята еще одна попытка прогнуть сложившуюся систему под себя. Некоторые в одностороннем порядке отказались возить льготников, а несогласным пассажирам вербально и тактильно объяснили, что без наличности им в салоне маршруток делать нечего. Социальные перевозки отдельные участники договора оценили в Юр., ссылаясь на решение УФАС по Самарской обл., которое подтвердило права частников самостоятельно определять стоимость перевозки. Мэрия обратилась в правоохранительные органы.

Червонец сверху

Месяцем позже, объясняя позицию в стенах Думы г.о. Тольятти, представитель перевозчиков, директор АНО «Спас» Анастасия Калинина доказывала, что 10 р. — это не так много и льготные пассажиры с такой постановкой вопроса в основном согласны.

Хотя вопрос и в суде, и кабинетах чиновников стоял совершенно в другой плоскости — должны ли льготники платить за проезд в принципе, хотя бы рубль. «Даже ссылаясь на решение УФАС, в одночасье взять и лишить льготников возможности пользоваться социальными картами нельзя. Люди потратили деньги, купили карты — и вдруг они заходят в маршрутку, а с них требуют наличные. К нам, к депутатам, сразу начал поступать шквал обращении, и поверьте мне, случаются такие ситуации, когда и 10 р. у человека может не быть. Если вы хотите менять правила игры, это надо делать цивилизованно — вносить изменения в контракт, предупреждать заранее жителей, а не ставить перед фактом», — сказал председатель комиссии по городскому хозяйству и транспорту Думы г.о. Тольятти Алексей Альшин. В мэрии продолжали придерживаться позиции, что льготники дополнительно ничего оплачивать не должны ни муниципальным, ни частным перевозчикам, и продолжали последовательно отстаивать права социально незащищенных групп в суде.

Точку в разбирательствах об обязанности бесплатно возить льготные категории граждан поставила кассационная инстанция ФАС ПО.

Справка:

«С 01.02.2011 в городских округах Самара и Тольятти оплата проезда на городском транспорте общего пользования отдельными категориями граждан, указанными в настоящем постановлении, которые проживают на территории городских округов Самара и Тольятти, осуществляется исключительно с использованием социальной карты жителя Самарской области после ежемесячной активации транспортного приложения карты через сеть пунктов пополнения по установленной для единого социального проездного билета стоимости в размере, не превышающем 270 рублей. Постановление № 15 (Постановление Правительства Самарской обл. от 02.02.2005 № 15. –Прим. авт.) не содержит специальных указаний по сфере применения социальных карт, следовательно, распространяется на всех, в том числе и частных перевозчиков, осуществляющих перевозку транспортом общего пользования. Кроме того, данное постановление имеет прямое действие на всей территории Самарской области и не нуждается в подтверждении муниципальными правовыми актами».

Из постановления арбитражного суда кассационной инстанции Ф06-7606/2016.