Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №47 (119) | 26 декабря 2005г.
 

В бензольном кольце

Над Тольятти нависла экологическая угроза

Константин Смельцов

Необходимость модернизации устаревшего электрооборудования на предприятиях города обозначила проблему утилизации устройств, содержащих токсичные вещества. Один из таких компонентов — совтол — присутствует в электрооборудовании и сложен в переработке. Единого метода эффективной и безопасной регенерации совтолсодержащего оборудования в России нет. Многие эксперты опасаются, что эксперименты по поводу утилизации и ненадлежащего хранения приборов, содержащих ядовитую жидкость, могут вплотную подвести Тольятти к экологической катастрофе.

Вето на ПХБ

Сегодня науке известно 12 классов стойких органических загрязнителей (СОЗ). Они отличаются практически повсеместным распространением и высокой способностью к биоаккумуляции. Известно, что воздействие СОЗ способствует развитию ряда патологий живых организмов, в том числе на генетическом уровне.

Полихлорбифенилы (ПХБ) являются одними из самых страшных ядов среди хлорорганических веществ. Токсичность изомеров ПХБ соизмерима с токсичностью таких суперэкотоксикантов (СЭТ), как полихлорированные диоксины и дибензофураны (ПХДД/ДФ).

Концентрируются ПХБ в пищевой цепи и накапливаются в жировых тканях животных и людей. Постоянная подверженность даже низким концентрациям ПХБ может вызвать повреждения печени, нарушения репродуктивной системы, подавление иммунной системы, расстройства нервной и эндокринной систем, замедление умственного развития. Массово ПХБ производились с 1929 до 1986 гг. По оценкам ЮНЭП, в мире произведено около 2 млн. т ПХБ, из них значительная часть уже поступила в окружающую среду. Впервые запретили использование ПХБ В США в 60-е годы. В 70-е годы вред ПХБ разглядела Европа. В России официальный мораторий на ПХБ провозглашен в начале 90-х.

Обсуждаемая на многих экологических форумах проблема СОЗ юридическое оформление получила на стокгольмской конференции 23 мая 2001 г. Тогда была выработана стокгольмская конвенция об осуществлении международных мер в отношении СОЗ. Конвенцию подписали 111 стран, в мае 2002 г. к ней присоединилась Россия.

Проблема переработки ПХБ затруднена тем, что существуют ПХБ не только в виде химических веществ и смесей (например, трансформаторных масел), но и как часть технических систем (трансформаторов, конденсаторов и т.д.). Экологически безопасных технологий утилизации ПХБ в России пока нет.

В поисках оптимальной технологии

Согласно оценкам специалистов программы ЮНЕП, подавляющая часть ПХБ поступает в окружающую среду вследствие утечек из электрооборудования. Причины утечек ПХБ — пробой, разгерметизация, коррозия корпуса оборудования. При соблюдении всех норм ПХБ могут храниться только в герметических емкостях на твердой непромокаемой поверхности, окруженной дамбами, в течение 70-100 лет. Опасность в том, что материала, полностью не пропускающего ПХБ, не существует. Поэтому захоронение ПХБ на полигонах недолговременно.

Проблема утилизации ПХБ усложнена тем, что существующие способы переработки ПХБ не имеют предпочтений по критериям наименьшего воздействия на окружающую среду. Приемлемым методом обработки ПХБ-отходов до последнего времени считалось высокотемпературное сжигание. Экспериментальная промышленная установка по утилизации совтола была разработана академиком Анатолием Папушей и опробована на ОАО «Северсталь». Но этот метод повлек выделение диоксинов, и от сжигания ПХБ-отходов отказались. К такому мнению давно пришло и мировое сообщество.

На сегодняшний день в Государственном институте технологии органического синтеза (ГИТОС) г.Шиханы Саратовской области предложена технология сульфирования ПХБ с последующей нейтрализацией образующихся продуктов. Опытно-промышленная установка перерабатывает 300 т совтола в год. Ноу-хау запатентовано, но позволяет лишь понизить класс опасности вредного вещества.

Отработанная электротехника таит в себе экологическую угрозу
Отработанная электротехника таит в себе экологическую угрозу

Утилизация началась

На территории Тольятти есть немало предприятий, имеющих в своем активе совтолсодержащее электрооборудование. К сложной экологической обстановке под воздействием химических заводов и выхлопов автотранспорта может добавиться совтоловое загрязнение, вызванное его переработкой.

Причем псевдоутилизация электрооборудования в Тольятти уже началась. В августе 2002 г. конденсаторы, содержащие ПХБ и принадлежащие одной из испытательных станций, были разгерметизированы на ООО «Самаравторчермет» в Комсомольском районе. Подобный инцидент не исключен и на территории Центрального района Тольятти. По информации источников «Хронографа», предприятие ТНИИ «ГИПРОХИМ», расположенное в промышленной зоне Центрального района города, в настоящее время проводит разработку проекта по утилизации конденсаторных банок, содержащих ПХБ, и сжиганию совтола.

Имеется ли в наличии Гипрохима полный пакет документов, корреспонденту «Хронографа» выяснить не удалось. Директор ТНИИ «ГИПРОХИМ» Геннадий Мигутин от официальных комментариев отказался. Какими будут последствия переработки совтолсодержащих конденсаторов для наших горожан — можно только догадываться.

Справка:

ПХБ известны под общим названием «хлорированные углеводороды». Этот класс включает два соединенных бензольных кольца, содержащих разное количество атомов хлора.

ПХБ-соединения — в основном маслообразные жидкости, бесцветные или слегка желтоватые, с характерным запахом. ПХБ практически нерастворимы в воде, плохо растворимы в бензине, но хорошо растворимы в ацетоне, эфире, бензоле, толуоле, спирте, хлорном метилене.

ПХБ токсичны для человека и воздействуют практически на все органы. Международное агентство по исследованию рака включило хлорорганические соединения в список канцерогенных веществ, способствующих развитию рака у человека. Особенно подвержены воздействию ПХБ дети. На килограмм веса они получают в сто раз больше загрязняющих веществ, чем взрослые.

ПХБ хорошо связываются с органическим веществом почвы, отложений и биологических тканей, а также с растворенным органическим углеродом водных систем. ПХБ испаряются с поверхности воды вследствие своей гидрофобности. Химические свойства ПХБ благоприятствуют их переносу на большие расстояния, что подтверждено обнаружением ПХБ в воде, воздухе и живых организмах Арктики.

В России исследования онкологической заболеваемости и смертности населения, подвергающегося воздействию диоксинов, выполнено в г.Чапаевске Самарской области в 1996 -1998 гг. Исследованиями установлено, что у мужчин г.Чапаевска повышается заболеваемость гемоцитобластозами и раком гортани, у женщин — всеми злокачественными новообразованиями, раком молочной железы, тела матки и гемоцитобластозами. Смертность мужчин от злокачественных новообразований в г.Чапаевске в 1,2 раза выше, чем по Самарской области, в 1,3 раза превышает показатель по России, в 1,4 раза — смертность в США.

Комментарии

Николай МЕЩЕРЯКОВ, председатель профкома «Единство»:

- Тенденция к загрязнению Тольятти ПХБ наблюдается отчетливо, поскольку это химически стойкое вещество не разлагается в естественных условиях. По утилизации совтола нужны квалифицированные действия, экологическая корректность и безопасность. О Мигутине как о научном деятеле я не слышал. Переработка ПХБ — это комплексный вопрос электрофизикохимии. Скорее всего, для него утилизация ПХБ — привлекательный бизнес-проект. Эта деятельность точно создаст угрозу загрязнения города. Если бы проблема утилизации совтолсодержащего оборудования нашла достойное решение, то ее изобретатель получил бы, по крайней мере, Нобелевскую премию.

Григорий ГАСИЧ, председатель социально-экологического союза г. Тольятти:

- Я поддерживаю идею предварительной регенерации вредных веществ, а не простого их захоронения. Проблемой совтола надо заниматься. Как мне известно, в городе есть малая фирма, разрабатывающая технологию утилизации ПХБ-оборудования. Светить свою деятельность до конца разработок сотрудники фирмы не хотят.

Сергей БЕЗДЕЛИН, заместитель главного государственного санитарного врача по Самарской области:

- За 20 лет отравлений совтолом в Тольятти не зарегистрировано. Необходимости проводить пробы на наличие ПХБ повсеместно нет, поскольку пока не выявлено фактов, подтверждающих бесхозный розлив совтола. Технологически мы готовы контролировать изменения в окружающей среде, связанные с ее загрязнением ПХБ.

Предприятие Мигутина — это институт, который занимается проблемой переработки совтола опытно. Я не знаю, какие у него результаты. Никаких согласований от его имени через надзорные органы не проходило. Его установка однозначно не работает в промышленных масштабах. Хотя есть информация, что ему уже выделили земельный участок под эту установку. Насколько этот процесс пошел дальше — вопрос. Сейчас не то время, чтобы подпольно перерабатывать вещество первого класса опасности. А совтол — это высокотоксичное соединение, поражающее печень, почки, кожу. Довольно медленно накапливается в организме. При взаимодействии с совтолом у человека может наблюдаться отсутствие аппетита, тошнота, плохое пищеварение, головокружение, увеличение печени, боли в правом подреберье, желтушность. Заболевание проявляется после 3-12 месяцев работы с этим веществом. При тяжелом физическом труде вблизи очагов ПХБ возможно ускоренное поступление яда в организм.

ЮрийРЕЗОВ, Почетный гражданин города Тольятти:

- Проблемы с опасными отходами в нашем городе существуют. Они негативно влияют на здоровье наших горожан. Я считаю, что требуется приложить максимум усилий для решения этого вопроса. Утилизация ПХБ должна быть за пределами нашей области, на специализированных предприятиях и полигонах. Вопрос нужно решать на уровне природоохранных ведомств. Необходимы регулярные проверки и мониторинг окружающей среды нашего города и области. Тольятти и так находится в кольце химии и металлургии. А вы еще говорите о бензоле и диоксине! Вы посмотрите на статистику рожденных малышей с уже заложенной патологией, а ведь это генетика. Неужели такая информация не побуждает к глубокому анализу утилизации совтола? Давайте рассмотрим все возможные способы, чтобы наши дети и внуки на старте жизненного пути получили хоть каплю чистого воздуха.