Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (580) | 4 апреля 2016г.
 

«Медвежья» болезнь

Клановая раздробленность становится главной предвыборной проблемой партии власти

ИА «Центр-Инфо»

23 марта газета «Коммерсантъ» сообщила о семинаре ЕР с участием заместителя главы администрации президента РФ (АП) Вячеслава ВОЛОДИНА (на фото слева). На семинаре было отмечено, что партии власти мешают внутриэлитные конфликты (http://www.kommersant.ru/doc/2944737). 18 марта портал РБК заявил о том, что межэлитные договоренности будут главным условием успеха на выборах в Госдуму (http://www.rbc.ru/po-Htics/18/03/2016/ 56eac6799a794741f9b983b4). В переводе на русский язык это означает, что ЕР подходит к предвыборной кампании на пике межклановых противоречий. Ничего нового в этом тезисе нет. Он является лишь логичным результатом политики Кремля, руководствующегося принципом «разделяй и властвуй».

Основы кланологии России

Несмотря на кремлевский фактор, существенную роль в создании ситуации клановой раздробленности сыграло клановое мышление отечественных элит. Следует понимать, что клановые элиты принципиально отличаются от политических или бизнес-элит, формируемых в условиях более развитых общественно-политических отношений. Кланы не способны консолидироваться. Каждый отдельно взятый клан воюет со всеми остальными кланами на круг.

Это показывает новейшая отечественная история. Как только была объявлена самостоятельность регионов и муниципальных образований, сразу же на местах появились силы, стремящиеся полностью узурпировать власть. Каждый мэр города с населением 15 тыс. видел себя чуть ли не владычицей морской. Немногим больше десяти лет назад на смену региональным и местным кланам пришли кланы прокремлевские. Отмена в 2004 г. выборов глав регионов тоже изменила правила игры, но не изменила ее сути. Кланы рассматривают административные полномочия исключительно как дополнительный ресурс для наращивания могущества.

Кланы не способны мыслить стратегическими категориями. Между кланами могут возникать лишь тактические союзы для достижения краткосрочных целей в борьбе с более сильным и могущественным кланом. Классическим примером может служить самарская «Антанта». Попытка избавиться от губернатора Самарской обл. (1992-2007 гг.) Константина Титова привела к тому, что кресло губернатора занял ставленник госкорпорации (ГК) «Ростех» Владимир Артяков, а сами участники «Антанты» при новом губернаторе начали войну на взаимное уничтожение.

Сегодня можно считать, что клановые формирования делятся на две основные категории. Это экономические и этнические кланы. Экономические группы консолидируют в своих руках экономический ресурс, этнические — административный.

Как правило, даже самые крупные и влиятельные этнические кланы не превышают размеров региона. Экономические же кланы можно разбить на две группы — региональные и межрегиональные. Классическим примером межрегионального экономического клана можно назвать Ростех. Надрегиональный уровень заставляет Ростех искать точки соприкосновения с главами сразу нескольких регионов. Где-то это удается, где-то нет.

Подобная проблема толкает любой межрегиональный клан работать над продвижением своих людей в органы региональной власти. Зачастую это создает волну напряженности в части противостояния этому вторжению со стороны местных и региональных элит. Ведь у них свои взгляды на то, как должна работать региональная власть. Но, как показывает практика, подобное противостояние в конечном счете приводит к победе межрегиональных кланов над региональным. При этом в период выяснения отношений страдает стабильность развития региона.

Удерживать свои рубежи региональным кланам в борьбе за сохранение власти позволяет их присутствие в региональных структурах ЕР.

Сложнее всего межрегиональным кланам бороться за власть в этнических регионах. Ликвидировать это препятствие межрегиональные экономические кланы могут только в случае принятия решения на уровне руководства страны об объединении регионов.

Показательно, что в регионах с явно выраженной этнической формой правления (например, Татарстан) локомотивы экономики принадлежат межрегиональным экономическим кланам (в том же Татарстане — Ростех). Понятно, что экономические кланы стремятся вытеснить этнические просто для полноты власти. Для Кремля экономические кланы неудобны тем, что при достижении определенного уровня могущества могут изъявить желание продвинуть в Кремль более удобного для себя президента.

Примером может служить кампания Михаила Прохорова на президентских выборах 2012 г. Одним из предвыборных тезисов Прохорова было укрупнение регионов и ликвидация национального принципа формирования регионов. Выборы ему выиграть не дали.

Бороться с амбициями межрегиональных экономических кланов можно путем сохранения целостности большого количества этнических регионов. Чем Кремль и был озабочен последние годы. Результаты этой работы выражены в количестве республик на политической карте России. Этнические элиты обеспечивают Кремлю 98-процентное голосование за его инициативы, а качество своей работы измеряют объемами трансфертов из федерального центра. Проблемными эти регионы становятся, когда трансферты иссякают.

Лови момент!

За примером клановой несговорчивости далеко ходить не надо. Когда Прохоров проиграл выборы, ряд глав регионов, представлявших интересы межрегиональных экономических кланов, лишились своих постов. В их числе был и Владимир Артяков. На его место был назначен Николай Меркушкин. Стоит ли говорить, что самарские региональные кланы, априори являющиеся экономическими, оказались после этого в некоей латентной оппозиции к самарскому «белому дому». Сегодня латентность выражается в том, что бенефициары политического торга помалкивают, а спикерами выступают либо коммунисты, либо спецповодыри трудовых коллективов. Иногда они делают это консолидированно.

Таким образом, если РФ в XXI век вступила в состоянии региональной раздробленности, то сегодня на это наложилась раздробленность клановая. Причем эту раздробленность даже заметили в АП. Призыв Володина — наглядное тому подтверждение. Очевидно, что экономические кланы будут использовать эту раздробленность в своих интересах. Интересы эти выражаются в идее укрупнения регионов.

Кстати, идея укрупнения регионов для Кремля не нова. Для этого с приходом в 2000 г. Путина к власти и создавались федеральные округа. Но ситуация поменялась, Путин со временем осознал, что доставшаяся ему в наследство от Бориса Ельцина региональная раздробленность помогает ему удерживать все существующие кланы под контролем. Сложилась своеобразная матрица многочисленных мелких противовесов. Такой матрицей управлять легче, чем держать удар со стороны малого количества очень сильных межрегиональных экономических кланов.

Между тем со временем даже границы федеральных округов перестали устраивать межрегиональные экономические кланы. В частности, на это указывает статья Прохорова от 22 мая 2014 г. (http:// www.kommersant.ru/doc/2476069), когда он, уже не являясь кандидатом в президенты, вдруг начал в очередной раз озвучивать идею укрупнения. Причем укрупнения по соображениям экономической целесообразности. Судя по всему, это укрупнение должно было стать логичным завершением отмены выборов губернаторов в привычном понимании этого процесса, т. к., по замыслу идеологов укрупнения, количество регионов должно было бы сократиться на порядок.

Интересно, что этнические элиты, выступающие за консолидацию общества, относятся к идее укрупнения отрицательно. Причина проста, в «суперрегионах» не будет национальных республик. Не сложно догадаться, что Владимир Артяков должен был стать одним из восьми «супергубернаторов». Голова кругом идет, если представить, какие авансы получали те, кто работал с командой Прохорова. Поэтому вполне логично, что Меркушкин, Чемезов и Артяков столько лет не могут найти общего языка (см. «Хронограф» №36 (480) от 5.11.13).

Показательна дата, когда Прохоров «вдруг» вспомнил о своей инициативе. Как раз после введения санкций. Иначе говоря, когда административная машина начинает давать системные сбои, а поток трансфертов из федерального центра в республики оказывается под угрозой, сразу возникают инновационные инициативы. Кстати, до сих пор идею укрупнения рядили в либеральные одежды. Следует ожидать, что в ближайшей перспективе она появится в имперском маскарадном костюме. Главное, чтобы сложилась подходящая кризисная ситуация.

Self Spoiling

Набирающий обороты электоральный кризис требует решений. Сценариев развития ситуации достаточно много.

Тем более что при построении отложенного прогноза количество сценариев растет в геометрической прогрессии. Поэтому логичнее рассмотреть две крайние версии.

Первая — победа коммунистов в сентябре. Для этого нужно просто убрать административные барьеры и подождать 5 мес. Причем административные барьеры можно будет убрать прямо утром 18 сентября. В пользу реалистичности данного сценария говорит то, что политическое поле в России уже лет 15 регулируется в режиме онлайн. Добавьте к этому то, что в отличие от ЕР партия Геннадия Зюганова является монолитной силой. И этому есть объяснения. Во-первых, у КПРФ есть генеральный инвестор. Во-вторых, КПРФ не является партией власти. Поэтому даже сегодня, при столь благоприятной конъюнктуре, местные и региональные кланы не торопятся записываться в «красные». Это значит, что в ближайшей перспективе компартия обеспечила себе иммунитет от главной болезни единороссов -межкланового противостояния.

Кроме того, победа коммунистов может снять целый комплекс проблем. В нынешней экономической ситуации только полный идиот может считать, что протестные настроения не будут расти. Умные люди будут планировать действия, способные направить излишнюю энергию масс в безопасное для режима русло. Компартия может как раз исполнить роль селф-спойлера для протестных избирателей, переиграв на выборах ЕР.

Дальше все как по маслу. Владимиру Путину никто не мешает вспомнить, что он даже не является членом ЕР. Любителей мифов можно разочаровать уже сейчас, объяснив им, что президент РФ Владимир Путин является лидером Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» (ОНФ). Председателем ЕР числится председатель правительства Дмитрий Медведев (на фото справа), которого сегодня разрешено ругать даже «Справедливой России». Ему, значит, и идти дорогой политического забвения. Представителям элит на местах останется только достать «бережно хранимые» билеты КПСС и ВЛКСМ, и все пойдет по-старому. Но главная цель — сбить протестные настроения — будет достигнута.

Вряд ли кто сомневается в контрпродуктивности КПРФ. Иначе говоря, если коммунисты возьмут большинство в Госдуме, а имя спикера будет определять лично Геннадий Зюганов, то в ближайшие полтора года (а больше и не надо) «красный парламент» полностью дискредитирует себя в глазах избирателей. Как раз подойдет время президентских выборов. В общем, дальше дело техники и «межэлитных договоренностей». К этому времени вопрос укрупнения регионов должен быть решен окончательно. Правда, не понятно, с каким знаком.

Сейчас пока можно лишь строить версии. Если Путин реально ощутит, что в 2018 г. он рискует потерять власть, то запросто может вспомнить об идее укрупнения регионов. Это называется выбрать для себя меньшее из зол. Чтобы выжить, придется чем-то жертвовать. Почему бы не пожертвовать существующим столько лет равновесием между раздробленностью регионов и амбициями межрегиональных экономических кланов? Пока будет идти федеральная реорганизация, карты всех политических сил будут спутаны. В проигрыше останутся действующие сейчас губернаторы и кланы, которые научились чувствовать себя с этими губернаторами комфортно. Эта цепная реакция, напомним, будет запущена в случае победы КПРФ на выборах в Госдуму в 2016 г. Кстати, КПРФ в силу своей монолитности может оказаться движущей силой данного процесса.

Есть и другой крайний вариант развития событий. КПРФ в 2016 г. напорется на административный ресурс, и вся массированная и дорогостоящая протестная кампания закончится ничем. В сентябре коммунистам придется конкурировать не с партией власти, а с отечественными горе-либералами, раздираемыми все теми же межклановыми противоречиями.

Учитывая, как в России все делается испокон веку, можно предположить, что реальный сценарий лежит где-то посередине вышеописанных. Правда, в этом случае проблема протестных настроений может решаться менее комфортным для избирателей методом. Впрочем, и менее эффективным. Пока же призрак коммунизма окончательно перебрался из Европы в Россию, напрочь забыв при переходе границы измышлизмы бородатого немецкого буржуа в клетчатых брюках. И вот теперь бродит он по бескрайним просторам нашей Родины, не встречая никакого сопротивления.