Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (580) | 4 апреля 2016г.
 

ЦХТО прокололся

Муниципальный заказ ушел не в те руки

Илья Ширтанов

18 марта Управлением ФАС по Самарской обл. была раскрыта информация об оплате штрафа, наложенного на должностное лицо МКУ г. о. Тольятти «Центр хозяйственно-транспортного обеспечения» (ЦХТО). Нарушение законодательства было допущено в ходе проведения аукциона на право выполнять работы для нужд МБУДО КСДЮСШОШ №10 «Олимп», директором которого является Андрей СТЕПАНОВ. Судя по всему, на аукционе можно было наблюдать столкновение интересов бизнесменов, традиционно зарабатывавших на заказах «Олимпа», и бенефициаров ЦХТО.

Домик на «Плесе»

Как пояснили специалисты антимонопольного органа, в результате рассмотрения жалобы ООО «Монолит» подтвердилась информация о том, что закупочная комиссия нарушила действующее законодательство при проведении аукциона на право исполнения работ по реконструкции летнего домика на спортбазе «Плес», принадлежащей КСДЮСШОШ №10 «Олимп». К ответственности по ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ был привлечен заместитель председателя аукционной комиссии Григорий Петров. Ему было назначено максимально возможное наказание по указанной статье в виде штрафа в размере 30 тыс. р. Необходимо также отметить, что цена контракта на реконструкцию летнего домика под медицинский пункт превышает 3,3 млн р. Видимо, именно поэтому нашлось немало желающих отремонтировать летний домик за такую привлекательную сумму. На участие в аукционе поступило 14 заявок.

Размеры объекта в аукционной документации не указываются. Между тем директор КСДЮСШОШ №10 «Олимп» Андрей Степанов в ответе на запрос «Хронографа» утверждает, что площадь домика: «В соответствии с проектно-сметной документацией составляет 141 кв. м». При таких данных получается, что цена ремонта была определена в сумму не менее 23,4 тыс. р. за кв. м. Это притом что стоимость жилья, реализуемого по соцпрограммам, находится на уровне 35 тыс. р. за 1 кв. м.

Тема завышения стоимости ремонтных работ на муниципальных и государственных объектах уже не раз поднималась в т.ч. и представителями Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» (ОНФ). Куратор проекта ОНФ «За честные закупки» Александр Бречалов даже приводил пример, что стоимость ремонта госучреждений в Москве варьируется на уровне 15 тыс. р. за кв.м. Что гораздо ниже смет, формируемых в регионах. Где-то вмешательство ОНФ дало свои результаты (см. «Хронограф» №28 (556) от 14.09.15). Однако, как видно, проблема продолжает быть актуальной. Степанов поспешил устраниться от этой темы, заявив, что: «Сметная стоимость проектных работ определялась проектной организацией ООО «Промтехпроект». Также со слов Степанова следует, что смета прошла экспертизу в ГАУ Самарской обл. «Государственная экспертиза проектов в строительстве».

Тем не менее большее внимание привлекает ответ, поступивший от директора ЦХТО: «Информация по любым закупкам, в т.ч. в плане заказчиков торгов, проверки ФАС и т.д., находится в свободном доступе на сайте zakupki.gov.ru».

Администрация КСДЮСШОШ №10 «Олимп» ежегодно формирует миллионные заказы
Администрация КСДЮСШОШ №10 «Олимп» ежегодно формирует миллионные заказы

Лаконичность повествования только подтверждает, что руководитель ЦХТО либо не владеет ситуацией, либо что-то скрывает от общественности.

Кадровый резерв мэрии

С недавних пор должность директора ЦХТО занимает бывший сотрудник тольяттинской газеты «Площадь Свободы» Николай Мацкив.

До этого Мацкив успел поработать менеджером по связям в московском ОАО «Спортивный комплекс «Олимпийский». В престижный спорткомплекс Мацкив попал после назначения генеральным директором «Олимпийского» экс-вице-президента по стратегическому и корпоративному управлению ОАО «АВТОВАЗ» Михаила Москалева.

Возвращение Мацкива в Тольятти, скорее всего, связано с увольнением Москалева с поста гендиректора «Олимпийского». Но и тут Мацкива не оставила удача. За последние годы руководящие посты в некоторых муниципальных структурах, как, например, в МАУ «ДКИТ» или ОАО «ДК Тольятти», было доверено занять представителям тольяттинских СМИ (см. «Хронограф» №41 (485) от 9.12.13). Мацкиву досталось место директора ЦХТО. Насколько Мацкив сумел вникнуть в специфику работы ЦХТО, можно судить по его ответу на запрос.

Для более полного понимания ситуации необходимо учитывать принадлежность спортбазы «Плес», расположенной на п-ве Копылово. На протяжении некоторого времени на муниципальных контрактах для нужд «Олимпа» кормились компании, которые причисляли к т. н. «Неверовской» группе. К примеру, в 2011 г. право осваивать 15,8 млн р. получило ООО «ГрандСтрой». За эти деньги «ГрандСтрой» должен был отремонтировать кровлю Универсального спортивного комплекса (УСК) «Олимп», в котором базируется одноименная спортшкола. Тогда о «ГрандСтрое» было мало что известно. Продвижение «Гранд-Строя» на рынке исполнения муниципальных контрактов началось поле того, как в состав учредителей организации вошли Дмитрий Роднов и Павел Кутлаков. Последний успел зарекомендовать себя в качестве специалиста по организации и проведению азартных игр. Согласно данным ЕГРЮЛ, ему принадлежало 25% в ООО «Лаки». Кутлаков владел 50% в ООО «Лаки Лада». Также он контролировал 15% в ООО «Форсаж-Авто» и 50% в ООО «РостИнвест».

Сам по себе игорный бизнес ассоциируется с высокими рисками и требует надежной поддержки, может быть, даже со стороны государственных силовых структур. Считается, что в Тольятти такой симбиоз бизнеса и представителей госорганов мог организовать предприниматель Сергей Неверов. Однако после того, как в России проведение азартных игр было ограничено, пришлось искать новые источники доходов. Муниципальные контракты позволили решить эту проблему.

Не оправдал доверия

Так или иначе, но Роднов погиб в начале 2013 г. при весьма загадочных обстоятельствах. «ГрандСтрой» перестал участвовать в муниципальных закупках. Более того, в 2014 г. по инициативе городской администрации было создано МКУ ЦХТО. В постановлении мэрии № 3422-п/1 от 12 сентября 2014 г. «О централизации муниципальных закупок г.о. Тольятти» четко указывается, что уполномоченное учреждение ЦХТО будет «осуществлять определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами, за исключением запроса котировок, по заявкам заказчиков, поступившим с 7 октября 2014 г.».

Иными словами, ранее тому же «Олимпу» было проще определить удобного для себя подрядчика. С 2015 г. подрядчиков для «Олимпа» стала подбирать комиссия, утвержденная директором ЦХТО. Степанов в свою очередь утверждает, что после наделения ЦХТО соответствующими полномочиями в «Олимпе» не заметили существенных отличий при осуществлении закупок. Тем не менее традиционные исполнители контрактов должны были быть весьма недовольны нововведением.

У ЦХТО есть свои бенефициары, лоббирующие собственные интересы. Причем нужды «Олимпа» составляют лишь малую долю закупок, перешедших под контроль ЦХТО. Все муниципальные учреждения заключают контракты по итогам работы комиссии ЦХТО. Распределяются колоссальные суммы. И в ЦХТО, судя по всему, с таким рвением приступили к выполнению наставлений своих бенефициаров, что забыли про осторожность.

Осечка случилась на аукционе, проводимом по заявке «Олимпа». В борьбу за право ремонтировать домик в «Плесе» ввязалось некое ООО «Монолит». Указанная фирма образована в марте 2015 г. По данным ЕГРЮЛ, директором и единственным учредителем «Монолита» является Андрей Сульдин. Здесь легко провести аналогии с «ГрандСтроем», когда неизвестная в широких кругах фирма появляется на рынке.

На первоначальном этапе аукционная комиссия отсеяла «Монолит». Но бенефициары фирмы были так настойчивы, что сумели добиться не только отмены ранее подписанного протокола, но и оказаться единственным участником, допущенным к рассмотрению вторых частей заявок. Как итог — «Монолит» был признан победителем аукциона.

Весьма примечательно, что Сульдин, по данным ЕГРЮЛ, учредил в начале 2015 г. несколько фирм. Весьма вероятно, что кураторы Су льдина вынашивают планы по расширению географии присутствия на рынке муниципальных закупок. В этом случае бенефициарам ЦХТО, наверное, стоит насторожиться. Мацкив уже показал, как он умеет организовывать закупки.