Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №10 (580) | 4 апреля 2016г.
 

Кланы заговорили

Станкевичу дали понять: с наскока Тольятти у КПРФ не отбить

Георгий Кизельгур

24 марта в Тольятти произошла наглядная демонстрация существования межклановых разногласий в вопросах продвижения партии «Единая Россия» (ЕР) на предстоящих выборах. Нагрянувший в Тольятти со своим политическим десантом исполняющий полномочия (и.п.) секретаря политсовета Самарского регионального отделения (СРО) ЕР Игорь СТАНКЕВЕЧ получил возможность ощутить себя не в своей тарелке. Заготовленная Станкевичем программа продвижения партии выглядела наивным детским лепетом на фоне встречных аргументов, прозвучавших из уст представителей местных кланов, которые ранее не имели ничего против поддержки ЕР на любых выборах.

Шаблоны брежневского застоя

24 марта Игорь Станкевич совершил свой первый официальный визит в Тольятти в статусе и.п. секретаря политсовета СРО ЕР. Мероприятие носило явно политический характер, хотя официально его завуалировали витиеватой формулировкой: «В Тольятти состоится рабочая встреча руководства Самарского регионального отделения «Единой России» с представителями промышленных предприятий Автограда и общественности. Эта встреча станет первым этапом подготовки межрегиональной отраслевой дискуссионной площадки, посвященной вопросам развития отечественной автомобильной промышленности». Риторика в духе стандартной партийной бюрократии. Даже в этой короткой фразе пресс-центра СРО ЕР целый набор политических штампов времен брежневского застоя: «рабочая встреча руководства», «встреча станет первым этапом» и т.д. К чему вся эта прелюдия? Да и уместна ли она сегодня? Отрезвляющим ушатом холодной воды стала короткая речь бывшего генерального директора ООО «АВТОВАЗ-Перспектива» Сергея Перевезенцева. Любителям политического церемониала из СРО ЕР он в простой рабоче-крестьянской форме заявил о том, чем сегодня живет Тольятти: «Все работающие на заводе вместе с пенсионерами на кухнях говорят, что недовольны ситуацией, которая создалась на заводе и, как следствие, в городе. Можно ждать, что из искры возгорится пламя. Сегодня единую партию опередил Калашников. В дом подъезде, в каждом почтовом ящике газета. Калашников наступает». По сути, бывший руководитель одного из крупнейших в недавнем прошлом предприятий указал Станкевичу на то, что потенциальный кандидат от КПРФ Леонид Калашников уже завладел умами вазовцев в ходе кампании по выборам в Госдуму. Далее в своей напористой критике Перевезенцев уже был в чем-то похож на лидера ЛДПР Владимира Жириновского: «Почему газеты Станкевича нет? Сегодня единая партия России... уже переоценивает свои возможности. Надо критически посмотреть на свою работу. Нет средства массовой информации... Еще Владимир Владимирович Маяковский говорил, что газета — это не чтение от скуки. Газета — наши глаза и руки. Где газета? Где правда-матка, звучащая со страниц? И программа? Вряд ли единой партии на выборах удастся победить. Где наступательная позиция единой партии России?»

Отчаянный тон в словах Перевезенцева имеет свое объяснение. В период с 2009 г. по 2011 г. Сергей Перевезенцев работал генеральным директором ООО «АВТОВАЗ-Перспектива», на тот момент 100-процентной «дочки» ОАО «АВТОВАЗ». ООО «АВТОВАЗ-Перспектива» получило широкую известность в 2010 г., когда в него с ОАО «АВТОВАЗ» было переведено около 10 тыс. работников. Под так называемое создание новых рабочих мест в ООО «АВТОВАЗ-Перспектива» из бюджета пошло несколько миллиардов рублей. Вторым аналогичным бюджетоприемником стало ООО «Реформинг-центр». В него тоже под видом создания тысяч новых рабочих мест для уволенных с АВТОВАЗа людей было выделено несколько миллиардов. С позиции сегодняшнего дня есть основания полагать, что часть этих средств могла в итоге пойти на обеспечение предвыборной кампании ЕР в Тольятти в декабре 2011 г. в Госдуму и Самарскую губернскую думу (СГД). Именно так при президенте ОАО «АВТОВАЗ» (сентябрь 2009 г. — декабрь 2013 г.) Игоре Комарове осуществлялась задача по высвобождению с автозавода десятков тысяч рабочих.

Все участники схемы освоения денег были довольны, никому из лидеров околовазовских экономических кланов и в голову тогда не приходило читать нотации секретарю политсовета СРО ЕР. Все консолидированно работали на успех партии ЕР на выборах 2011 г. Важная деталь: Леонид Калашников никого из членов околовазовских экономических кланов тогда особо-то не интересовал. Хотя он тоже участвовал в тех выборах с привычным для себя призывом идти с «Калашниковым» против кого-то. Просто все кланы были заняты подсчетом денег, всех все устраивало.

Сегодня руководство СРО ЕР в лице Станкевича не может обеспечить тольяттинским экономическим кланам достойный приток средств, но при этом Станкевич нашел в себе силы приехать и заявить, кто и что должен делать для продвижения ЕР в выборах 2016 г.

Станкевича принято причислять к составу клана мэра Самары (1997-2006 гг.) Георгия Лиманского. Это один из экономических кланов Самары, серьезно изголодавшийся по власти и доходам при губернаторе Самарской обл. (2007-2012 гг.) Владимире Артякове. По сути, 24 марта представитель одного из поднятых из небытия самарских экономических кланов прибыл в Тольятти и сообщил местным голодающим кланам, что надо бы за свой счет поработать на общее дело. Но кому в Тольятти это надо кроме Станкевича? А тут еще и официальный представитель ОАО «АВТОВАЗ» дополнительно подлил масла в огонь. «Извините за откровенность... Было бы классно, если бы партия больше была бы представлена в местных СМИ и больше бы звучал голос партии в местных СМИ. В Тольятти главным образом.

В тольяттинских СМИ в основном видим риторику коммунистической партии, — обратился и.о. директора по корпоративным коммуникациям ОАО «АВТОВАЗ» Сергей Ильинский к участникам «первого этапа подготовки межрегиональной отраслевой дискуссионной площадки, посвященной вопросам развития отечественной автомобильной промышленности». — Мы не платим СМИ, СМИ на это обижаются и пишут про нас разные плохие вещи. Но О"Кей. Вопрос в том, что было бы классно, если бы и другая точка зрения в местных газетах и журналах... это была бы ваша помощь как опытных людей, которые знают завод. И у вас есть идеи по его развитию. Если бы вы могли это озвучивать в местных СМИ, это было бы прекрасно».

Военсовет трех замполитов

Обращаясь к Станкевичу с подобной просьбой, Сергею Ильинскому следовало бы понимать, что нынешний секретарь СРО ЕР и его ближайшее окружение при решении медийных задач более склонны руководствоваться не вопросами эффективности, а принципом личных обид или симпатий к тому или иному СМИ. Причем это крайне нетипичная ситуация.

Сегодня в руководстве СРО ЕР как никогда ранее усилено присутствие управленцев с военным принципом мышления. С одной стороны, это очень хорошо. Военного профессионала отличает умение мыслить трезво, рационально, где-то нестандартно, но исключительно в целях максимально быстрого достижения поставленной задачи с минимальными потерями. Здесь важно подчеркнуть: именно с минимальными потерями, а не с минимальными затратами. Затраты — это удел бухгалтерии, но не бойца, перед которым стоит задача. Отчасти это применимо и для решения политических задач. Для достижения поставленной политической цели недопустимы потери репутационного характера, что касается затрат — то это, наоборот, признак престижа и состоятельности политической силы.

Проблема сформировавшегося в СРО ЕР руководящего «военсовета» в том, что кое-кто из его членов предпочитает руководствоваться в решении медийных вопросов такими чувствами, как обида или личная неприязнь. Возможно, это обусловлено тем, что костяк «военсовета» СРО ЕР формируют бывшие замполиты – Валерий Троян, Александр Фетисов и Игорь Станкевич. Сложно даже догадаться, кто первый из этой замполитской тройки вспомнит слова Владимира Маяковского, которые уже озвучил Перевезенцев, и поймет, что газеты существуют не для того, чтобы их любили, а для того, чтобы их читали.

Но вернемся к выступлению Сергея Ильинского. После озвученной официальным представителем ОАО «АВТОВАЗ» просьбы лидеры тольяттинских кланов, наверное, окончательно догадались, зачем их пригласили на этот так называемый «первый этап». Свое мнение по этому поводу озвучил бывший первый вице-президент ОАО «АВТОВАЗ», а сегодня просто богатый и влиятельный пенсионер Николай Ляченков: «Я внесу другую струю в наш разговор. Все говорят о следствии, не касаясь причин того, что произошло. Все это не исполнимо. Это не российское предприятие сегодня. В нем российской стороне принадлежит всего лишь блокирующий пакет». Далее он привел аналогии: «Мы вынуждены согласиться с тем, что судьба АВТОВАЗа — это судьба чешской «Шкоды». И кроме шильдика «Шкоды» и рабочих на сборке там нет ничего чешского. Там нет изделий и материалов, которые изготавливаются в Чешской Республике. Вот судьба, которая уготовлена АВТОВАЗу. Предприятие бездарно продано. Продан не АВТОВАЗ, продано российское автомобилестроение».

После небольшой развернувшейся дискуссии Ляченков подытожил: «Я бы на месте Медведева использовал сложившуюся ситуацию и завод бы выкупил назад, национализировал его на первых порах, выкупив завод». Именно эта резюмирующая фраза Ляченкова полностью совпадает с призывом из агитационных материалов коммуниста Калашникова. А теперь пойди и догадайся, кому первому она пришла в голову — Ляченкову или Калашникову? Впрочем, гадать необязательно. Главное — понимать, что призыв к национализации ОАО «АВТОВАЗ» выгоден в первую очередь госкорпорации «Ростех», а во вторую — всем местным околовазовским экономическим кланам. Ведь при Ростехе им тоже перепадало. Чего только стоит описанная выше схема сохранения рабочих мест для увольняемых при Комарове работников с АВТОВАЗа.

Времена уже не те

Маловероятно, что Станкевич ожидал столь радикального развития встречи с участниками «первого этапа» создания предвыборной дискуссионной площадки в Тольятти о нуждах автопрома. Встреча показала, что местные околовазовские экономические кланы так просто с наскока не возьмешь. Станкевич, который просто обязан побеждать, должен сделать соответствующие выводы.

Но вот способен ли он на это? В ситуации с Тольятти радикальные меры по партийной линии точно не помогут. Они лишь усугубят и без того сложную для СРО ЕР ситуацию.

Выражаясь языком военных, сегодня территория Тольятти попала под политическую оккупацию КПРФ. Экономические кланы, как это всегда бывает в период конфликтов, заняли выжидательную позицию: чья возьмет, с теми и пойдут. Осторожный намек на это можно было услышать во фразе Сергея Перевезенцева. Он косноязычно, словно самый смелый из ватаги недовольных рабочих, оказавшись перед большим начальством, выдавил из себя:

«Мы говорим: ВАЗ, будь флагманом! А ВАЗ-то вообще-то будет формировать то, что Тольятти автомобильная столица? Мы уже кто? Как единая партия будет выкручиваться? Калашников придет!» За высказываниями Перевезенцева и Ляченкова грустно и молчаливо наблюдал Николай Журавлев. Он прекрасно понимал, о чем болит душа Перевезенцева, и что не дает покоя Ляченкову. Журавлев является одним из основных создателей группы компаний (ГК) «Детальстройконструкция» (ДСК). ГК «ДСК» более 15 лет назад создавалась в Тольятти как один из независимых и при этом крупнейших поставщиков комплектующих для ОАО «АВТОВАЗ». Созданию бизнеса ГК «ДСК» способствовал Николай Ляченков, будучи до февраля 2002 г. первым вице-президентом — первым заместителем генерального директора ОАО «АВТОВАЗ» и оставаясь до июня 2008 г. членом совета директоров ОАО «АВТОВАЗ». Более того, членам семьи Николая Ляченкова до сих пор принадлежит существенная доля в бизнесе ГК «ДСК». Не без его подачи упомянутые выше ООО «АВТОВАЗ-Перспектива» и ООО «Реформингцентр», получив в 2010 г. серьезные миллиардные вливания, отошли в собственность ООО «Управляющая компания ГК «ДСК», а затем под контроль ООО «ИНТЕГРАЛ». Николай Журавлев до сих пор занимает пост генерального директора в ООО «ИНТЕГРАЛ».

Николай Журавлев как никто другой в ГК «ДСК» знает, чего могут стоить победы ЕР в Тольятти. В 2009 г. его партнер по бизнесу в ГК «ДСК» Алексей Зверев избрался в Думу г.о. Тольятти (ТГД) по партийному списку ЕР. Вскоре после этого руководство СРО ЕР позволило Звереву занять пост председателя ТГД. У Журавлева сегодня есть основания для скептической оценки призывов Станкевича, прозвучавших 24 марта. Если прагматичный Журавлев решит, что для возглавляемого им бизнеса будет выгоднее сегодня поддержать КПРФ и оказаться на стороне Ростеха, то для СРО ЕР будет еще проблематичнее «освободить» Тольятти от политической оккупации КПРФ.

Помимо Журавлева, молчаливое участие в мероприятии принял президент — генеральный директор ОАО «АВТОВАЗ» (февраль 2002 г. — декабрь 2005 г.) Виталий Вильчик. Это еще один из видных представителей влиятельных околовазовских экономических кланов. Сегодня он, как и Николай Ляченков, богатый и уважаемый пенсионер АВТОВАЗа. Хотя на выборах в декабре 2011г. изображение Вильчика красовалось на плакатах в качестве одного из лидеров партийного списка ЕР. Непривычно грустный и подавленный вид Виталия Вильчика 24 марта на встрече с Игорем Станкевичем давал понять, что времена в Тольятти уже не те.

Комментарии

Игорь СТАНКЕВИЧ, исполняющий полномочия секретаря Самарского регионального отделения партии «Единая Россия»

- В ближайшее время мы планируем воплотить в жизнь несколько новых инициатив, которые позволят нам одновременно сверить часы с избирателями и вместе с ними составить план по решению застарелых проблем в отдельных сферах. Именно для этого в ближайшее время мы планируем организацию межрегиональных отраслевых дискуссионных площадок. Первое такое мероприятие проведем уже в августе и посвятим его вопросам развития отечественного автопрома.

Сергей ИЛЬИНСКИЙ, и.о. директора по корпоративным коммуникациям ОАО «АВТОВАЗ»

- Нет спроса со стороны госструктур. Та помощь, которую хотели бы попросить у партии, на федеральном уровне, эта помощь — напоминание госструктурам, помощь — напоминание людям, состоящим в партии, которые руководители предприятий и компаний, о том, что есть собственные автомобили... Мы также бы попросили вас на федеральном уровне напоминать, что это важный, знаковый год для завода. Мы начинаем праздновать серию 50-летнего юбилея завода. События растянуто на 4 года по времени. Событие курируется со стороны администрации президента РФ. Мы готовим для города, для заводчан большое количество мероприятий. Большое количество рекламных мероприятий по всем городам.

Николай ЛЯЧЕНКОВ, пенсионер ОАО «АВТОВАЗ»

- Сегодня практически вазовские разработки больше не нужны никому. Мы сегодня являемся свидетелями того, как был уничтожен очередной уникальный завод. Он назывался ВМЗ. Это уникальный завод, каких в России нет. Уничтожено ОПП, без которого создавать новые модели нечем. Даже при самых современных 3D технологиях и т.д... Мы говорим о том, что у нас безработица. Есть две причины. Наблюдается падение рынка. Но не в этом главная причина. Не в этом. Идет правильная оптимизация численности работающих на АВТОВАЗе, которая должна соответствовать европейским стандартам для аналогичного предприятия. И она будет доведена до этого состояния. Будут еще сокращения. А вы так упоенно говорите, что государство предпринимает меры социальной защиты. Ну, это писать на угли сгоревшего здания.

Во-первых, не надо людей обманывать и вести не по правильному пути. Сегодня изменить практически невозможно здесь ничего. Как я понимаю, назад этот завод государство не в состоянии забрать. У него нет такой политической воли. Единственное, что можно сегодня сделать, — это искать совершенно новые направления производств, которые можно сюда заводить в условиях импортозамещения. Вы видите ОЭЗ. Какие там предприятия сегодня работают? Там нет их и не будет! А ее уже обеспечили энергетикой и всем необходимым. Ее надо сегодня использовать для производств неавтомобильной направленности и продукции. Создавать предприятия, где тольяттинские жители могли бы работать.